Киев бурно и восторженно овацирует соглашению с кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Удалось списать почти 4 из почти 20 миллиардов долларов. Но на деле это очередной пир во время чумы. Западу просто некуда деваться, он ушлый и сечет – денег-то все равно не видать.
Итог переговоров таков – 3,8 млрд списано, выплата остальных 15,5 – перенесена на 2019-2027 год. Глава Минфина Украины Наталия Яресько поспешила отчитаться:
«В ближайшие четыре года Украина не будет погашать тело кредита, и наши обязательства, которые мы должны были платить, начиная с 2015 года переносятся на четыре года. Стоимость обслуживания наших кредитов не повышается в общем объеме, который совершает государственный бюджет на обслуживание кредитов».
У Арсения Петровича по этому случаю вообще переклинило. Он тут же заявил, что и Россия пусть не ждет денег, мол, пусть забирает у тех, кому давала, да и вообще: «Шесть месяцев министр финансов Яресько вела неравные переговоры, мало кто надеялся, что Украина успешно окончит переговоры. Ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится», – радуется Яценюк.
Арсен Аваков снизошел до сентиментальностей и подарил Яресько «вазу» с цветами. «Вазой» послужила гильза от снаряда с декоративной художественной росписью. Ну в общем полный фарш. Обыватель видя улыбки «вождей», тоже встрепенулся, расправил спину. Но обыватель существо с финансовыми биржами малознакомое и адекватно оценивать обстановку не может.
Биржи в реальности расценили эту «победу» как поражение. На новости о списании долгов украинские облигации начали дорожать, а бумаги с погашением в июле 2017 года показали рекордный рост. Так, евробонды Украины со сроком обращения до июля 2017 года выросли в цене на рекордные 8,9 цента – до 64,5 цента за 1 доллар номинала. Гособлигации с погашением в апреле 2023 года поднялись на 5,7 цента – до 60,14 цента за 1 доллар номинала. «Это означает, что даже те немногие инвесторы, которые все еще пытались покупать/продавать украинские еврооблигации, сейчас их сбрасывают», – говорит Александр Охрименко из Украинского аналитического центра.
Реструктуризация долгов воспринимается инвесторами как фактический дефолт Украины. «Согласно международным правилам, когда списываются долги – это дефолт. Если вы не погашаете полную сумму долгов, это означает, что вы признаете свою неплатежеспособность», – отмечает украинский экономист. Соответственно, Украина не сможет разместить еврооблигации на международных рынках, привлечь кредиты частных инвесторов или прямые инвестиции. «Причем эта проблема будет и в следующем году, и через пять–шесть лет. Может быть, через десять лет забудут эту историю, но сейчас будет большая проблема», – говорит Охрименко.
Эксперты сомневаются, что эта сделка хоть как-то в лучшую сторону изменит ситуацию в экономике страны. Поэтому, было бы это соглашение с кредиторами или нет, Украина все равно не стала бы платить в ближайшие годы по долгам, так как денег попросту нет.
Эксперты, опрошенные Bloomberg, также иронизируют над пафосом киевских властей, особенно учитывая условия, которые выдвинули кредиторы в обмен на отсрочку платежей. Условия касаются ВВП, соотношения госдолга к ВВП и других макроэкономических показателей. В частности, эта сделка должна привести к экономии 15,3 млрд расходов на обслуживание долга в течение четырех лет и к уменьшению долговой нагрузки до уровня ниже 71% от ВВП. «Кредиторы исходят из такой логики, что показатели экономики Украины не должны их пугать, тогда они могут пойти навстречу, подождать оплаты долгов. На сегодняшний момент сложно сказать, что Украина их выполнит. Хотя все может быть», – говорит Александр Охрименко.
«Сделка кажется краткосрочным решением, но она не решит проблемы неприемлемого уровня задолженности, – говорит Bloomberg инвестиционный трейдер в основные капиталы Украины Виталий Сивач. – Кредитные рынки, скорее всего, останутся закрытыми для Украины. И, как следствие, инвестиций в страну не будет до тех пор, пока уровень долга не достигнет более устойчивого уровня. ВВП в результате пострадает».
В интервью АиФ, Охрименко бы более категоричен:
Согласно международной классификации, такая реструктуризация, которую сделала Яресько, называется «дефолт». Международные рейтинговые агентства не интересует, о ком идет речь — Украина, Венесуэла, Пакистан. С точки зрения международных инвесторов, подобное списание долгов является дефолтом. Почему? Потому что дефолт — это когда должник вовремя не платит, а инвесторы несут убытки. Отсюда и возникло понижение рейтинга (рейтинг Fitch). Хотя правительство Яценюка преподнесло списание долгов как большой успех, на самом деле это большой провал.
Про население
Населению сейчас надо меньше обращать внимание на слово «дефолт». На сегодняшний момент Украина объявила дефолт, но это не значит, что завтра доллар будет 100, — нет. На доллар это никак не влияет, это влияет только на то, что в ближайшие 5–7 лет в стране не будет никаких инвестиций, но у нас их и так практически не было. Кроме того, не стоит ожидать экономического роста и притока валюты. Но курс доллара больше зависит не от внешних инвесторов, а от населения, от того, забирают они депозиты из банков или несут. Конечно, мы сильно упали, но эти негативные события уже не могут ухудшить ситуацию критически. Паниковать особенно незачем. Да, есть дефолт, но на валютном рынке все, как было, так и осталось.
Про уровень жизни
Уровень жизни будет и дальше падать. Но на это влияет много других факторов, и не только зарубежные инвесторы. Пока чуда нет. Единственное, что сейчас можно сказать, — у нас замедляются темпы падения, оно идет, но его скорость не так велика, а это уже положительный момент. В этом году, я думаю, тенденция сохранится, и будем надеяться, что в следующем году мы выйдем в ноль.
А выгодна ли сделка?
Скорее всего, Яресько перекрутила факты, любой министр не сказал бы, что это провал. Она же не опубликовала полный текст — это раз. Во-вторых, она изложила свою интерпретацию этой ситуации, и даже в этой интерпретации видно, что она путается. Сначала говорит одно, потом другое, наверняка полный текст не так однозначен.
О долгах России
Если Украина не выплатит этот долг, возникнет опасный прецедент. Эти деньги могут засчитать за Крым. Что я имею в виду: если Киев не заплатит, Россия может подать в суд, и скорее всего суд ее поддержит. Возникнет долг в 3 млрд, после этого к вопросу будут подключены различные юристы, президенты, и на каком-то этапе, не сразу, Европа начнет считать, что Россия получила легитимные права на Крым в ответ на 3 млрд. Безусловно, полуостров «стоит» значительно дороже, но я все же не исключаю такой ситуации. Если Киев попробует перехитрить остальных, тогда Украине уже будет сложно требовать назад Крым, ведь ей же за него заплатили. Такое развитие событий возможно.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники