Блоги

Минус 60 миллионов: как России выйти из демографического пике

Вчера Times опубликовал статью, где значится, что к 2050 году население России составит 80 миллионов человек. Цифры известное издание берет не с потолка, а опирается на данные председателя наблюдательного совета Института демографии Юрия Крупного. Можно, конечно, распыляться о западных провокациях, но демографические тенденции в стране действительно тревожные.

Днем позже сам Юрий Крупнов, в интервью газете «Взгляд», поправил британского журналиста,  уточнив год – по его расчетам это произойдет не в 2050, а в 2100 году:

«Если мы все оставим как есть, то по среднему – не по пессимистичному, а среднему сценарию – к концу столетия у нас будет порядка 80 млн человек, – сказал он. – У нас суммарный коэффициент рождаемости (условное количество детей на одну женщину фертильного возраста), который сейчас ситуативно достаточно высокий, может, поднимется в ближайшие два года до 1,7. И это еще хорошо, потому что при существующих тенденциях через несколько лет будет 1,5–1,4. У нас в 2025 году женщин в возрасте от 20 до 30 лет будет почти на 70% меньше, чем было в 2011 году.

Чтобы было воспроизводство и количество населения оставалось на одном и том же уровне, нужно 2,15. У нас в результате того, что начинается яма, страшнее, чем в 90-е годы, нужно 2,5 детей на одну женщину – чтобы численность просто оставалась на ровном месте!» – пояснил Крупнов.

Надо сказать, что Россия не первая и не последняя страна, которая сталкивается с подобной проблемой, но это в качестве отговорки. Сегодня опасные тенденции рождаемости переживает Япония. Там вопрос вымирая страны поставлен на государственный уровень и рассматривается как одна из ключевых задач. Германия в той же ситуации. Показатель вымирания 1,4-1,5. Пять лет назад с такой же угрозой столкнулась Франция. Парижу удалось провести агрессивную политику. Население простимулировали финансовыми благами и рождаемость пошла вверх. В целом это проблема большинства стран мира и России уже сегодня надо стать лидером и новатором по решению сложной задачи. Но, по словам Крупнова, многие не осознают масштаб трагедии:

«Наши чиновники могут сказать, что здесь не учитывается миграция. Они могут сказать, «а если в 2020 году 100 млн китайцев поселятся в России, этот процесс будет другим». Я сейчас не обсуждаю вопрос, нужен ли нам миллион или 100 миллионов китайцев. Речь идет о демографии. Демография – это воспроизводство населения собственными силами. Нельзя привезти 30 млн людей из Центральной Африки и сказать, что у нас улучшилась демография.

Это очевидная вещь, и то, что правительство скрывает это, заявляя какие-то глупости – прежде всего, госпожа Голодец – на мой взгляд, это и есть основная проблема. Она говорит, что у нас рост рождаемости и мы справились с демографическими трудностями. Мол, у нас все хорошо, а последние шесть лет рождаемость росла. Но она росла с очень низкой базы. Проблема в том, что Голодец не говорит азбучные вещи, которые требуют демографической и политической мобилизации нашей страны. У нас, кстати, к 2025 году будет на 10 млн меньше трудоспособного населения. И это не только вопрос экономики, но и вопрос армии.

Мы переживаем демографическую катастрофу. Это как про человека, который вчера пережил инсульт, говорят, что он здоров, потому что вчера он не мог пошевелиться, а сегодня уже двигает мизинцем», – сказал он.

Игорь Белобородов, заведующий сектором демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований (РИСИ) делает еще более тревожные прогнозы.

«Юрий Васильевич – известный оптимист. После 2025 года у нас произойдет настолько сильный провал, который не будет компенсирован абсолютно ничем, что вся эта история приобретет эффект снежного кома. У нас сегодня около 11 млн женщин в возрасте от 20 до 29 лет. Уже к 2025-му их будет в два раза меньше. И нет никаких ожиданий, что эти женщины будут рожать больше нынешнего поколения. Каждое последующее поколение рожает меньше детей. Казалось бы, меньше уже некуда, но на самом деле практика таких государств, как Сингапур, Япония, Южная Корея, провинций Китая Гонконг и Макао, показывает, что падать еще есть куда. Поскольку в обществе при сохранении антисемейных тенденций может возникнуть эффект массового добровольного отказа от детей.

Нынешний уровень рождаемости даже не обеспечивает воспроизводства населения, даже простую смену поколений. Но, чтобы сохранить его,  женщины, которые будут жить в 2025 году, должны будут рожать в два раза больше детей, то есть только для того, чтобы рождаемость сохранилась на этих абсолютных значениях – 1,8–1,9 млн человек в год, что для России мало – должны будут рожать 3,4–3,5 ребенка на одну женщину.

Правда, в докладе ООН 1999 года прогнозировалось, что по среднему сценарию население России в 2015 году будет насчитывать порядка 135–136 млн.

Этот прогноз не сбылся, но если посмотреть, что произошло – в страну въехали миллионы мигрантов. С 1992 года по настоящее время естественная убыль населения в нашей стране – разница между умершими и родившимися – составила более 13,5 млн человек. Если бы это хотя бы частично не было компенсировано миграцией, была бы другая картина. Мы вторые в мире по приему мигрантов. Кроме того, Крым вошел в состав России, а это более двух миллионов человек, и тоже отразилось. Так что никаких особо радостных тенденций тут нет. Если посмотреть на структуру прироста рождаемости в последние годы – он был, никто этого не отрицает – то было это обеспечено теми же республиками, в которых и так до этого была хорошая рождаемость: она подросла на Северном Кавказе, в Бурятии, Республике Тыва, Якутии, Ямало-Ненецком округе. На территориях, где компактно проживают славяне, ситуация удручающая».

В качестве причин ученые называют низкий уровень общественной морали и меньшую религиозность населения по сравнению с предыдущими временами.

«Репродуктивное поведение определяется таким понятием, как потребность в детях, – итожит Белобородов. – Это когда человек чувствует дискомфорт, если у него меньше детей, чем он желает. 65% семей у нас имеют одного ребенка. Это является достаточной доминантой для большинства. Потому что уже несколько поколений живут по этой модели, практикуют аборты, разводятся, изменяют друг другу. Много поколений, у которых не было братьев и сестер, они не знают, что это такое. У нас около четверти детей выросли в неполных семьях, у них по определению нет опыта построения гармоничных супружеских отношений. Это уже искоренилось, и исправлять ситуацию придется радикальными мерами, но, увы, часть из них может быть непопулярными, потому что они диссонируют с тем антисемейным потребительским образом жизни, который уже успели навязать».

Исходя из этих тезисов, надо сказать, что Года семьи недостаточно. 20 тысяч из материнского капитала, которые в качестве антикризисных мер разрешили обналичить семьям тоже недостаточно. Средств на содержание ребенка – недостаточно катастрофически. Знаю это не понаслышке, сам родитель. Стимулов заводить третьего ребенка ну просто нет. Прагматичность не позволяет. Без мощных государственных реформ не обойтись. Хочется думать, что этот вопрос будет рассмотрен на самом высоком уровне.

 

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.