На этих выходных встретился с приятелем, который летал в Давос. На тот самый форум. Говорит, европейский бизнес а) ещё сильнее недоволен санкциями против России, чем год назад, и б) сидит на низком старте, ожидая их отмены. Российский рынок хотя и мал для ЕС, но экономическая ситуация в союзе сейчас не та, чтобы терять даже такие крохи. Поэтому бизнесмены высказывают мнения, что позапрошлогодние ограничения утрачивают свою политическую эффективность, тогда как экономический вред от них для Европы сохраняется и даже немного растёт. И есть политики, готовые слушать и слышать такие высказывания.
Да, они чаще всего из оппозиции, поэтому в некоторой фронде относительно правящих коалиций имеют свой интерес. Да, совсем не факт, что к ним прислушаются те, от кого реально зависит снятие антироссийских санкций. Тем не менее, в сравнении с прошлым годом намного больше стало тех, кто хотели бы с этой неприятной санкционной темы как-то соскочить. И намного меньше тех, кто считают необходимым сохранять ограничения на бизнес с Россией до полного восстановления территориальной целостности Украины. Достаточно будет констатировать выполнение Минска-2, чтобы санкции начать отменять.
Экономические доводы тоже на стороне европейского бизнеса, ориентированного на торговлю с Россией. Действительно, эффект от воздействия санкций на деловую активность в РФ, и так довольно скромный в сравнении с российским ВВП, мало-помалу исчезает. По расчётам Экономической экспертной группы, среднегодовые потери от санкций оцениваются в 0,4–0,6 процентных пункта ВВП. При этом уже к 2017 году они сократятся примерно до 0,2 п.п. - на грани статистической погрешности.
Да, санкции затрагивают реальный сектор отечественной экономики. Их воздействие выражается в сокращении инвестиций, снижении розничного товарооборота, ослаблении рубля, ускорении инфляции. Однако влияние спада нефтяных цен на экономику России намного сильнее. Согласно расчётам, санкции без падения нефтяных цен сократили бы инвестиции в основной капитал на 3,2% за 2014–2017 гг., а вот спад нефтяных цен без санкций привел бы к сокращению инвестиций на 22,6%. Аналогичные цифры для розничного товарооборота – сокращение на 2,4% и 17%; для инфляции – ускорение на 3% и 8%. Для реального курса рубля влияние только санкций почти незаметно (снижение на 0,5%), тогда как падение цен на нефть ослабляет курс примерно на 27%. Почти нечувствительны к торговым и финансовым ограничениям реальные доходы бюджетной системы: спад нефтяных цен снижает их на 19%, санкции – ещё на 1%.
Более того, и этот эффект будет ослабевать. Во-первых, экономика постепенно адаптируется к жизни без европейских товаров и западного капитала. Во-вторых, глобальный нефтяной рынок, похоже, нащупал дно, и дополнительные доходы от роста цен до 45 долл./баррель к концу года частично скрасят негатив от сокращения иностранных инвестиций в основной капитал.
Чисто прагматически, для ЕС выгоднее отменить санкции пораньше, пока они окончательно не превратились в политически эффектную, но экономически неэффективную фикцию. И пока за такую отмену можно получить от России какие-то ништяки. Европейский бизнес это уже хорошо понимает - там много людей, умеющих считать. Как скоро это понимание дойдёт до политиков Старого Света, имеющих власть решать?
Автор: a-nalgin
Комментарии (2)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники