Как сообщают немецкие СМИ, Белоруссия продолжает военно-техническое сотрудничество с Украиной несмотря на то, что Киев проводит так называемую антитеррористическую операцию в Донбассе. О чем именно идет речь?
Во время Пятидневной войны в Южной Осетии российские власти обвинили тогда еще братскую (несмотря на первый Майдан) Украину в том, что она поддерживала Грузию военными поставками. Сейчас нечто похожее наблюдается на примере нашего главного союзника, Белоруссии, и войны на востоке Украины. Во всяком случае, об этом сообщает ведущая немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle.
Авторы материала говорят на эту тему осторожно, с множеством оговорок, но в целом ситуация вырисовывается следующая. Во-первых, Белоруссия активно снабжает Украину продукцией своих нефтеперерабатывающих заводов — авиационным керосином и горюче-смазочными материалами. Разумеется, это топливо используется и для гражданской техники. Но в этом плане показательно, что в критические моменты — в частности, во время боев июля-августа 2014 года — украинская сторона получала топливо без предоплаты. Естественно, оно шло отнюдь не только на мирные нужды. Особенно красноречивой картина становится, если вспомнить, откуда в Белоруссию приходит нефть — сама она ею, прямо скажем, не богата.
Вторая область сотрудничества — поставка двигателей и трансмиссий для грузовиков Минским моторным заводом и Минским заводом колесных тягачей. Здесь тоже нужно принять во внимание, что грузовой автомобиль — штука универсальная, а также вспомнить, что украинские Кулибины все чаще экспериментируют с использованием гражданского автотранспорта под военные нужды. Блиндированных и «обработанных напильником» уродцев в духе постапокалиптической саги «Безумный Макс» развелось предостаточно.
Еще один жизнеспособный проект — использование авиаремонтного завода в Орше для ремонта украинских вертолетов, не исключено что и боевых. Оговорка имеется и в данном случае: контрольный пакет акций предприятия принадлежит украинскому концерну «Мотор Сич», который специализируется на производстве двигателей для самолетов и вертолетов.
Наконец, по данным директора белорусского аналитического центра Belarus Security Андрея Поротникова, на которого ссылается Deutsche Welle, на Украину поставляются оптические приборы, включая приборы ночного видения, снайперские и коллиматорные прицелы, а также системы наведения для противотанковых ракет. Белорусские предприятия эту информацию опровергают.
Пресс-атташе Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Владимир Лавренюктакже заявил, что никакие чисто военные поставки — во всяком случае, с подчиненных его ведомству предприятий — в настоящее время не осуществляются. По его словам, число совместных проектов сократилось до минимума после начала конфликта в Донбассе, однако соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Украиной не расторгнуто.
Может, стране, которой доверили функции посредника в переговорах по урегулированию конфликта на Украине — точнее, площадки для таких переговоров, — стоит вообще не давать повода для слухов и прекратить сотрудничество даже по изделиям двойного назначения? Иначе это получается какой-то странный нейтралитет.
Федеральное агентство новостей попросило прокомментировать эту ситуацию директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова.
— Скажите, в каком состоянии сейчас находится военно-технической сотрудничество Белоруссии с Украиной?
— У них был ряд совместных проектов. Это, во-первых, совместное производство противотанковых ракетных комплексов «Скиф». Во-вторых, «Мотор Сич» был связан с Оршанским авиаремонтным заводом — через приобретение пакета акций. Известно также, что Белоруссия поставляла на Украину топливо, это ни для кого не секрет. А ВСУ и Нацгвардия испытывают очень серьезные проблемы с топливом. Но понятно, что Белоруссия все-таки является частью Союзного государства, а значит, делает все с оглядкой на Россию.
С другой стороны, надо понимать, что Россия не воюет с Украиной, поэтому Белоруссия вполне может поддерживать подобные экономические и даже военно-экономические связи. Есть еще, конечно, моральный аспект, потому что помощь нынешнему киевскому руководству означает продолжение гражданской войны.
Так что у Минска двойственная позиция: с одной стороны, есть желание поддерживать связи, которые приносят ощутимый доход, а с другой стороны, слишком серьезная поддержка предполагает участие в подпитке вооруженного конфликта. Когда есть возможность заработать, Белоруссия от этого не отказывается, но, как только это начинает грозить политическими рисками, они уже начинают задумываться каждый раз. Каждый случай, проект оцениваются отдельно.
При этом между Москвой и Минском существует гораздо более мощное двустороннее сотрудничество. Они работают на наш ВПК, а мы им поставляем либо безвозмездно, либо по низким ценам боевую технику. Если говорить проще, Александр Лукашенко старается усидеть на двух стульях. Но при этом постоянно просчитывает политические риски — со стороны не только России, но и Европы. Европа ведь тоже не хочет, чтобы кто-либо серьезно подливал масла в огонь этого конфликта.
— А есть еще примеры других постсоветских стран, если не брать Прибалтику, которые активно сотрудничают с Украиной в военной сфере?
— У Киева широкий спектр сотрудничества с бывшими странами Советского Союза. Это Азербайджан, Грузия, Казахстан, насколько я помню. Украина после распада СССР получила вторую по силе армию в Европе, огромное количество самой разнообразной техники, которую потом с относительным успехом продавала. У нее имелся хороший опыт в области двигателестроения («Мотор-Сич»), авиастроения («Антонов»), то есть, в этих сферах до недавнего времени все было неплохо.
Так что Украина всегда активно сотрудничала с другими странами СНГ. Сейчас, конечно, в меньшей степени. Во всяком случае, экспорт военной продукции значительно снизился: практически вся техника идет в Донбасс.
Комментарии (2)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники