Из примера посткоммунистического успеха Польша после октябрьских выборов быстро превращается в проблему для всей Европы, которая с каждым днем набирает силу. Неприкрытые попытки новых правых властей подмять под себя судебную власть вызывают быстро нарастающую тревогу в Брюсселе, считает журнал Politico. Они заставили вице-президента ЕС по вопросам законодательства Франса Тиммермана написать министрам юстиции и иностранных дел Польши письма с просьбой прекратить попирание демократических норм.
Нижняя палата парламента Польши приняла закон о конституционном суде, который одобрила и верхняя палата законодательного органа. Закон значительно меняет Конституционный трибунал, который состоит из 15 судей и который следит за соответствием принимаемых законодателями законов конституции. Новый закон потребует не простого большинства при принятии законов, а двух третей голосов. К тому же, предполагается увеличить число судей, необходимое для проведения заседаний, что еще больше замедлит работу суда.
Партия закона и справедливости (PiS), победившая в мае на президентских выборах, а в октябре – на парламентских, утверждает, что реформа повысит эффективность работы конституционного суда и позволит сохранить политический баланс. Критики же считают, что реформа уничтожит систему балансов и противовесов в польской демократии.
По мнению Ярослава Качиньского, основателя PiS и самого влиятельного политика Польши, который назначил своих протеже Анджея Дуду и Беату Шидло на посты президента и премьер-министра соответственно, конституционный суд в его настоящем виде является «бастионом всего плохого, что есть в Польше».
Отношение Качиньского к конституционному суду вполне объяснимо, потому что во время его первого прихода к власти в 2005-7 годах судьи мешали ему работать.
Впервые после свержения социалистического строя в конце восьмидесятых годов прошлого века в Польше однопартийная власть. Засилье PiS не позволяет оппозиции помешать реформам. Все ее попытки хотя бы ослабить антидемократическое действие нового закона были легко отбиты правящей партией.
Оппозиции приходится прибегать к уличным протестам, что вызывает растущее беспокойство в Брюсселе. Признаками конституционного кризиса в Польше являются две мощных антиправительственных демонстрации и одну проправительственную манифестацию в центре Варшавы.
Жан Ассельборн, министр иностранных дел Люксембурга, который сейчас председательствует в ЕС, призвал Еврокомиссию и Европарламент действовать незамедительно. Он угрожает Польше санкциями, если польские власти не одумаются.
«Мы – суверенное государство, которое само решает, какими быть его конституционным институтам,- ответил на письмо Тиммермана министр юстиции Польши Збигнев Зебро.- Не думаю, что кто-то извне может заставить нас что-то сделать, потому что это противоречит нашей национальной гордости».
Главные споры кипят вокруг назначения судей в Трибунал. Бывшая правящая партия «Гражданская платформа» выбрала в начале октября пять новых судей. Парламент заменил трех судей конституционного суда, у которых закончился девятилетний срок работы. Еще у двух новичков срок полномочий приблизился к завершению.
В начале декабря назначение этих двух судей сам Трибунал назвал антиконституционными. Однако PiS решила воспользоваться моментом и назначила пять новых своих судей, которых тут же привел к присяге президент Дуда. При этом президент отказался принимать присягу у пятерки судей, назначенных старым парламентом.
В Трибунале сейчас считают, что имеются три законно избранных судьи, которые не были приведены должным образом к присяге. Правительство не обращает внимания на Трибунал и утверждает, что пятерка новых судей главнее старых.
Возможности ЕС вмешаться в конфликт и как-то повлиять на Варшаву очень ограничены. В 2000 году Брюссель попал в неловкое положение, когда попытался дипломатически изолировать Австрию после присоединения к правящей коалиции ультраправой партии Йорга Хайдера
Сейчас в европейском законодательстве есть закон, дающий право Европейскому Совету приостанавливать действие некоторых законов у тех членов союза, которые постоянно нарушают основные права. Однако этим правом Брюссель еще не пользовался.
К тому же, новое польское правительство уже показало, что его не волнует чья-либо реакция. Качиньский, к примеру, ответил немецким журналистам, критиковавшим новое руководство Польши, что его страна не нуждается в уроках демократии от Германии.
Борьба за конституционный суд – один из фронтов, на которых PiS пытается взять под контроль большинство органов власти в стране. Правящая партия сейчас проводит чистки в менеджменте крупнейших госкомпаний, в армии и среди госчиновников.
«Благополучие нации выше закона,- заявил Корнель Моравецкий, один из ветеранов «Солидарности», который сейчас работает в сейме.- Если закон конфликтует с этим благополучием, то его необходимо заменить или вообще отменить».
Эти слова, произнесенные в ноябре в парламенте, представители правящей коалиции встретили громкими и продолжительными аплодисментами.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники