В последнее время наблюдается рост цен на нефть, обусловленный целым рядом факторов, к числу которых можно отнести снижение темпов закрытия буровых установок в США, вероятность сокращения объемов добываемой нефти, а также тот факт, что Саудовская Аравия уже второй месяц подряд повышает цены на нефть для своих азиатских покупателей. В этой связи возникает вопрос: какую роль в сложившейся ситуации играет кризис в Йемене?
Йемен не входит в так называемую «высшую лигу» нефтедобывающих стран: максимальные показатели добычи —440 тыс. баррелей в день — были достигнуты им в 2002 году и с тех пор неуклонно снижались, составив в 2014 году около 126 тыс. баррелей в день, то есть менее 0,2% от общемирового объема. Аналитики единодушно полагают, что даже полное прекращение нефтедобычи в Йемене не отразится на ценах на черное золото. В результате внутреннего кризиса нефтяные компании начали покидать страну: в марте и апреле 2015 года Total (Франция), OMV (Австрия), Occidental Petroleum Corp (США), DNO ASA (Норвегия) и ряд других корпораций эвакуировали своих сотрудников и значительно сократили или вовсе остановили нефтедобычу в Йемене.
25 марта 2015 г., когда возглавляемая Саудовской Аравией коалиция начала воздушные бомбардировки позиций шиитской военизированной группировки хуситов, цены на нефть стремительно пошли вверх, прибавляя по 3 доллара в день. Эффект от заставшей всех врасплох военной кампании был непродолжительным и не слишком изменил рыночную конъюнктуру. Однако до тех пор, пока ситуация остается неопределенной, а Саудовская Аравия участвует в разрешении кризиса, волатильность нефтяного рынка будет высокой.
В случае с Йеменом речь не идет о значительных уровнях добычи, однако страна расположена в стратегически уникальном регионе, на территории которого находится более половины всех мировых нефтяных резервов, так что в данном случае геополитический фактор является в то же время рыночным фактором долговременного действия. Рост цен на нефть при нынешних обстоятельствах связан скорее с возможной конфронтацией между Саудовской Аравией и Ираном, нежели с ситуацией в самом Йемене.
Проблемы с транзитом нефти
Йемен контролирует часть Баб-эль-Мандебского пролива, тот его узкий участок, который разделяет Красное и Аравийское моря. В 2013 году через пролив ежедневно перевозилось 3,8 млн. баррелей сырой нефти, в результате чего он занял третье место в мире по объемам транзита нефти.
В конце марта — начале апреля 2015 г. поддерживаемые Ираном военизированные формирования хуситов лишили Йемен контроля над проливом, сперва захватив береговую военную базу, а затем разместив на двух островах Баб-эль-Мандеба ракетные установки, дальнобойные орудия и скоростные катера. Контроль над этой стратегически важной зоной позволяет хуситам перекрыть пролив, прекратив транзит нефтяных танкеров и других грузовых судов из Красного моря в Средиземное.
Новое укрепление хуситов в Баб-эль-Мандебском проливе может оказаться источником напряженности между саудовско-египетским альянсом и Ираном. И Эр-Рияд, и Каир заинтересованы в том, чтобы пролив был открыт для нефтяных танкеров: часть из них выгружают нефть на терминале Айн-Сохна в Красном море, откуда она по нефтепроводу SUPAM, пересекающему Египет, поступает в Александрию.
Ирану блокирование пролива дало бы еще один рычаг давления на Саудовскую Аравию. Именно поэтому в конце марта 2015 г. в СМИ появились сообщения о том, что Тегеран направил в Баб-эль-Мандеб два оперативных соединения ВМС на случай возможной атаки на хуситов. Египет в ответ разместил в регионе шесть боевых кораблей и не менее 1000 морских пехотинцев. В нескольких сообщениях высказывалось предположение о том, что египетские суда делали предупредительные выстрелы, адресованные иранским кораблям, находившимся неподалеку от пролива.
Несмотря на то, что цель операции «Решительный штурм» заключается в уничтожении военных объектов хуситов, обстрел их укреплений в проливе был бы рискованным решением. Если бомбардировки коснутся Баб-эль-Мандеба, то нефтяным танкерам, сейчас беспрепятственно проходящим по проливу, придется искать другие пути. Единственный реальный маршрут для танкеров — в обход Африки, однако это увеличивает время транспортировки нефти в Европу на 10—15 дней. Альтернативный маршрут значительно повышает стоимость транспортировки нефти, а значит и цены на сырье. При развитии событий по наиболее неблагоприятному сценарию у побережья Йемена могут начаться столкновения между кораблями Ирана и Саудовской Аравии. Перекрытие канала поставок нефти, напрямую соединяющего Персидский залив с Европой, немедленно отразится на ценах на сырую нефть — не столько потому, что большие объемы нефти будут доставляться дольше, сколько в связи с геополитическими рисками.
Внутренние разногласия в Саудовской Аравии
Многочисленные общины мусульман-шиитов, враждующие с суннитским большинством, проживают в богатой нефтью Восточной провинции Саудовского королевства. С самого начала «арабской весны» (2011 г.) шииты Саудовской Аравии требовали проведения демократических реформ и прекращения дискриминации. С 2011 года силами безопасности были убиты более 20 шиитских активистов, и все они находились в регионе Эль-Катиф, по соседству со стратегически значимыми нефтяными месторождениями Восточной провинции.
Возобновившиеся в апреле 2015 г. стычки между шиитами, населяющими провинцию, и силами безопасности страны вылились в серьезные конфронтации, положившие начало новому витку эль-катифского конфликта: властям было необходимо подавить протест против бомбардировок Йемена. В результате полицейской облавы один офицер службы безопасности погиб, трое были ранены, четверо местных жителей арестованы как «террористические элементы». В Эль-Авамийе, деревне, где произошло кровопролитие, власти изъяли большое количество оружия, боеприпасов и средств связи, что свидетельствует о росте готовности к вооруженным столкновениям и боевого потенциала шиитов Саудовской Аравии.
Во второй половине 2014 года сообщения о перестрелках между полицией и шиитскими боевиками нефтяного региона Эль-Катиф появлялись практически ежемесячно. В сентябре 2014 г. была предпринята попытка взрыва нефтепровода в Эль-Авамийе с помощью импровизированного взрывного устройства, но ущерб оказался незначительным. А в ноябре того же года была взорвана еще одна ветка нефтепровода неподалеку от Эр-Рияда. От обоих взрывов пострадали трубопроводы компании Saudi Aramco. Это вызвало кратковременный рост цен на нефть, однако рынок очень скоро забыл об угрозе сокращения поставок нефти.
Волнения в Йемене используются саудитами как оправдание для ужесточившихся репрессий против национальных протестных движений, что, в свою очередь, увеличивает число местных шиитов, готовых выйти на улицы. Такой поворот событий может оказаться на руку хуситам, в конце марта 2015 г. пообещавшим провести в Саудовской Аравии серию шахидских терактов, если Эр-Рияд не откажется от осуществления военной операции. Первой и главной мишенью этих терактов станут нефтяные инфраструктуры Восточной провинции, где очень сильны протестные настроения и где ущерб будет максимальным. Результат таких акций будет аналогичен последствиям взрывов 2014 года, когда внезапный взлет цен на нефть вызвал панику на рынке.
Наземная операция в Йемене
Наряду с прямым столкновением между Ираном и Саудовской Аравией из-за Баб-эль-Мандебского пролива, на цены может серьезно повлиять возможная наземная операция в Йемене. Информация, поступающая последнее время, позволяет предположить, что решение об отправке в Йемен сухопутных войск уже принято, и неизвестна только точная дата. Наземные боевые действия, которые наверняка займут больше времени, чем операция «Решительный штурм», могут полностью лишить Йемен нефтяных ресурсов и спровоцировать Иран на жесткий ответ.
Реакцию Тегерана предсказать сложно: он может, предоставив хуситам укрытие, воздержаться от прямого столкновения, ради успеха текущих переговоров по ядерной программе. С другой стороны, Иран может предпочесть более решительные меры и заблокировать Ормузский пролив, практически перекрыв транзит нефти для стран – членов ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива). И независимо от того, какую стратегию изберет Тегеран, влияние наземной операции как таковой на нефтяной рынок может оказаться катастрофическим.
На настоящий момент страх перед угрозой избыточного предложения перевешивает реакцию на йеменские события, и их влияние можно назвать спорадическим: цены на нефть поднимаются ненадолго, а потом вновь падают. Наземная же операция будет означать, что Саудовская Аравия начинает настоящую войну. Этот психологический фактор может вызвать сильнейшую реакцию на рынках всего мира, и цены на нефть взлетят до небес.
Читайте также:
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники