28 сентября в Гонконге имела место провокация. Задачей было продемонстрировать жестокость китайских властей по отношению к демократическим протестам.
Надо заметить, что беспорядков на острове Гонконг не было с 2005 года - тогда здесь разгоняли съехавшихся со всего мира антиглобалистов, пытавшихся сорвать форум ВТО. Однако уже тогда себя проявил организационный костяк местных сепаратистов, выступивших под видом правозащитных обществ. Кто их поддерживает в бывшей англосаксонской колонии - догадаться несложно.
Характерно и поведение западных СМИ. К тому моменту, когда вечером 28 сентября «мирные демонстранты» попытались оттеснить полицию с площади перед административными зданиями, западные телеканалы и информагентства уже ввели мировую общественность в курс дела.
Народ Гонконга требует большей свободы, дело пахнет местным Майданом (даже термин придумали - «революция зонтиков»), толпа студентов на улицах вторит 82-летнему католическому кардиналу Джозефу Цзэну, «Человеку года - 2013» по версии западных правозащитников, ныне зовущему китайцев на баррикады мирного протеста.
На фоне того, что западные лидеры последние годы особенно активно эксплуатируют риторику о «китайском тоталитаризме» и даже побрякивают оружием в сторону Поднебесной, пытаясь сформировать в Юго-Восточной Азии антикитайский пакт, стало ясно, что потенциал Гонконга в качестве «троянского коня» для материкового Китая может быть активизирован.
Впрочем, Гонконг важен и сам по себе. Это мост как в Китай, так и из Китая. Как известно, Компартия Китая установила здесь особые законы, чтобы в первую очередь сохранить международное значение острова в качестве финансового центра после его перехода под китайскую юрисдикцию.
Это стало особенно явно на фоне последних событий.
Быстрое развитие ШОС, БРИКС, российско-китайских отношений и обострившееся противтостояние с Западом ведут к тому, что усилилась тенденция превратить Гонконг из узла западной экономики в центр альтернативных отношений незападных стран. Часть местного населения этим конечно недовольна: часть молодежи не хочет быть частью Китая, предпочитая быть частью Запада, часть финансового истеблишмента протестную молодежь в этом поддерживает.
Формальный повод начавшихся протестов - отсутствие в Гонконге процедуры прямых выборов местных властей. Китайское руководство обещало жителям острова, что такие выборы у них будут, однако отсрочило введение такой процедуры не в последнюю очередь в связи с антикитайскими настроениями части местных элит и общества.
Пока население Гонконга может избирать выборщиков, которые представляют кандидатуры властей местного уровня. Это явный демократический прогресс по сравнению с гегемонией Компартии на материковом Китае и существовавшей на острове в первое время после возвращения в состав Китая системы назначений напрямую из Пекина.
Однако никто в Китае не обманывается насчет того, что на самом деле стоит за попыткой «Гонконгского Майдана». Во-первых, это стремление дестабилизировать ситуацию на самом острове - очень важном для международных отношений Китая финансово-экономическом центре. Во-вторых, по возможности, пробудить протестную активность в самой Поднебесной.
Время для «революции зонтиков» тоже выбрано соответственно. Вслед за тем как, благодаря союзу России и Китая, активизировались незападные альянсы, затрещали и перспективы «антикитайского пакта» в Азии.
Пока Япония пытается избежать кризиса в отношениях одновременно и с Китаем, и с Россией, Южную Корею «озадачили» инициативой КНДР. которая предложила Генсеку ООН Пан Ги Муну конфедерацию Северной и Южной частей Корейского полуострова. А ведь именно Япония и Южная Корея должны были сыграть роль основы для «антикитайского фронта» в Азии.
Теперь эта перспектива под вопросом. В Китае власти тем временем нанесли серьезный удар по сепаратистам и радикалам в Синьцзяне, ликвидировав тем самым наиболее реальную на сегодняшний день внутреннюю угрозу. В таких условиях и произошла провокация 28 сентября.
Под прицелами многочисленных фото- и видеокамер актив митинговавших в Гонконге демонстрантов с символичным названием Occupy Central («Оккупируй Центральную площадь») пошел, подняв руки ладонями вверх, на полицейский заслон. Полиция Гонконга не собиралась пропускать демонстрантов на площадь в ночное время, в итоге пошел в дело слезоточивый газ, произошли локальные и не то, чтобы кровопролитные столкновения.
В мир тут же пошли видео и фото разгона китайской полицией «мирных демократических протестантов» с комментариями, которые должны показать необходимость если уж не провести с помощью Гонконга демократию в Китай, то забрать у Китая сам Гонконг.
Однако в данном случае какие-либо иные перспективы «Гонконгского Майдана», кроме медийных, вызывают сомнения.
Во-первых, на материковый Китай ему распространиться не дадут, даже если там есть кому его поддержать. Неплохим свидетельством и показателем твердости намерений китайских властей стала оперативность, с которой был ограничен доступ к социальным сетям в Китае на фоне вала провокационных сюжетов из Гонконга.
Во-вторых, не собирается, видимо, китайская власть отдавать и сам Гонконг. Протестантов по сути несколько вразумили, показав, что на полицию буром переть не надо, но при этом зачистке не подвергли и они продолжают теперь уже довольно инертно «оккупировать» сколько-то гектаров в центре острова. В какое-то реальное подобие Майдана превратиться этому вряд ли дадут.
Поэтому речь видимо идет о попытке оказать некоторое давление на китайское руководство в важном для него месте. Очередной шаг в перестановке фигур на карте мира, в которой для Запада, как оказалось, человеческие жизни не стоят ничего. А всякого рода «борцы за перемены» оказываются лишь топливом в костер, на котором греют руки олигархи.
Комментарии (8)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники