Впервые об этом можно было догадаться во время первой попытки «укрощения» Украины в 2003-2004 годах, когда она демонстрировала впечатляющие темпы экономического роста (более 12% в год). Тогда ее «одернули» так называемой «оранжевой революцией», в результате которой страна погрузилась в экономический хаос под видом проведения «реформ» и пресловутой «европейской демократизации».
Через 10 лет, в 2013-м, она, Украина, уже ничего впечатляющего не демонстрировала, но и удерживалась на плаву в море мирового кризиса. И по-прежнему нужна была Западу как потенциальный огромный рынок сбыта для продукции западной же экономики, охваченной кризисом и депрессией. И вот в результате и этой западной хотелки появился так называемый «евромайдан» и «рэволюцийя гидносты».
А вот, собственно, и его последствия. Самые впечатляющие: в чернобыльской зоне начали строительство хранилища для отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). Потому, что все 15 энергоблоков на четырех АЭС Украины планируют перевести с российского на американское ядерное топливо. И если россияне забирали свои отработанные поставки и утилизировали как-то у себя, то законы США запрещают ввозить отработанное ядерное топливо на американскую территорию. И потому ХОЯТ для отработанного американского «добра» строят под Чернобылем. Чтобы американцам выгодно было. И в случае чего, чтобы мало никому не показалось. Если оно рванет, будет «эвропэйскым» украинцам и новый Чернобыль, и старая Фукусима в придачу. Так утверждают все экологи. Но кто их слушает? Мы же интегрируемся…
Или вот такой примерчик: в сообщении Министерства энергетики и угольной промышленности Украины со ссылкой на заместителя секретаря США по вопросам торговли Мэтью Мюррея говорится, что есть предложения от американских компаний по поставке в Украину угля необходимых марок. Прошу вашего внимания: в Украину, где есть свой угольный Донбасс. Но дело-то в том, что Украина впервые за длительный период начнет импортировать, не экспортировать, а именно, повторяю, импортировать энергетический уголь для обеспечения потребностей тепловых электростанций. Из Австралии, США и Новой Зеландии. Почему? Да потому, что доставка украинского топлива затруднена из-за разрушенной инфраструктуры Донбасса.
Украинские чиновники утверждают, что всё в Донбассе разрушили российские боевики. Но все-то знают правду: война в Украине и ведется в том числе и для того, чтобы «зачистить» Донбасс. Не только от боевиков или угля, а вообще, от всего. Потому что там надо добывать сланцевый газ и им замещать поставки в Европу газа российского. Это далеко идущий план заокеанских спонсоров «рэволюцийи гидносты», которые уже даже прислали сынка вице-президента США мистера Байдена-джуниора порулить перспективными месторождениями. А Украина? А она, как вы понимаете, обойдется демократией.
Короче, все, чего не достает в Украине или исчезает в ней в результате гражданской войны, готовы поставлять западные компании. В этом и один из секретов, почему война в Донбассе может длиться вечно. И почему под ее шумок Украину будут превращать в безропотный и полностью зависимый от Запада его лимитроф, и слово против пикнуть не смеющий. А то ведь паек урежут.
Ну и, дефицит необходимого рискует, вообще, остановить еще работающую укроэкономику. Например, по информации Минэнергоугля, уже сегодня на украинских ТЭС наблюдается острый дефицит угля марки «А» – топлива, которое используется на половине станций страны. И запасы украинского угля таковы, что при оптимистическом развитии событий их хватит на 50 дней, при пессимистическом – на 11 дней. А американцы – тут как тут. И австралийцы с новозеландцами и прочими демократами подтянутся так, что будьте любезны, кушайте не обляпайтесь.
И этого же разряда и подписанный 27 августа 2014 года президентский указ о запрещении экспорта в Россию товаров военного назначения и двойного использования, за исключением космической техники.
Указанный акт президента является лишь публичным продолжением (или предтечей, если учесть, что он якобы работал раньше) закона о санкциях Украины против России, принятого 14 августа этого года. Закон этот, как мы помним, предусматривает введение всевозможных ограничений в торгово-экономических отношениях с Россией. Совету нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины предоставляется право: блокировать активы, ограничивать торговые операции, полностью или частично прекращать транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, предотвращать вывод капиталов, приостанавливать выполнение экономических и финансовых обязательств, аннулировать лицензии, ограничивать или прекращать предоставление услуг почтовой связи.
СНБО также можно ограничивать или прекращать деятельность средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, запрещать или ограничивать вход морских судов в территориальные воды или порты Украины и воздушных судов в воздушное пространство Украины, прекращать действия торговых соглашений, совместных проектов и промышленных программ в определенных сферах, в частности, в сфере безопасности и обороны.
Этот указ и закон о санкциях против России – не новость для нынешнего украинского нормотворчества. Они все вроде бы касаются экономики, но окрашены еще и в чисто политические, даже геополитические цвета. Украину вынуждают рубить сук, на котором она сидит, и делают ее зависимой исключительно от Запада. Не только политически, но и экономически.
На самом же деле это – шаги Украины к собственному экономическому суициду, только прикрытому по недомыслию разговорами о якобы неизбежной «смерти врага» – России, которая якобы ведет против Украины «агрессию». А если проще, то это просто попытка помочиться против ветра, а потом удивляться неприятному запаху на собственной одежде. Потому, что главным результатом этих шагов будет не ослабление России, а наоборот – ее усиление. А ослабнет как раз украинская экономика. Если она, вообще, выживет.
И вот почему. Прекращение торговли с Россией тем украинским, что ей нужно, повлечет за собой процессы российского импортозамещения. В первую очередь, всего, что производится в Украине. А в России и деньги, и желание, и воля президента Владимира Путина на это есть. И если Россия заместит и начнет производить все, что раньше шло к ней с Украины, то это и будет первым крупным гвоздем в гроб украинской экономики. Она навсегда потеряет рынки сбыта в России. А ведь закон экономики прост: мало произвести – надо его еще куда-нибудь продать и, как минимум, отбить вложения. Или, как максимум, получить прибыль.
А о том, как перебои с транзитом могут помочь России построить «Южный поток» в обход Украины и окончательно лишить ее транзитных возможностей и без всякой войны, и говорить не приходится. Тут все на поверхности, как говорится, зрячий да увидит.
В итоге, результат любых санкций может быть прямо противоположным задумкам: Украина хочет санкциями наказать Россию, а накажет себя. А Россия, которая перейдет на производство всего ей необходимого самостоятельно, только станет от этого сильнее. Это, кстати, касается и санкций Запада против той же России: хочет ослабить, а добивается обратного.
Другими словами, экономическая война с Россией невыгодна Украине во всех отношениях – и политических, и экономических. С политической точки зрения эти все акты, вроде бы, оправданы. Запад, союзником которого Украина тщится быть любой ценой, принял санкции против России в отместку за ее политику против Украины. И разработчики и закона, и указа у нас во весь голос говорили: раз Запад такое принял ради нас, то и мы не можем принимать санкции ниже по уровню, чем западные. Всё, вроде бы, правильно. Но политика – это дело не только возможного, но и нужного стране и ее народу. А возможные потери в экономике, которые повлекут за собой ухудшение жизни людей, дискредитируют и украинскую политику, и украинских политиков. Народ ведь может и не понять высоколобых патриотических схем суперпатриотов и послать их в пеший эротический тур уже на ближайших парламентских выборах.
Санкции, в частности, предусматривают и возможность перекрытия транзита российского газа в Европу по Украине. И вот здесь политические «уши» торчат особо ярко: все это делается в угоду главному спонсору и вдохновителю нынешних украинских властей – США. Именно они добиваются любой ценой прекращения транзита газа из России в Европу и замены его сланцевым газом из Америки. Или американского, но добытого американскими же компаниями в зачищенном Донбассе. Премьер Арсений Яценюк, которого на занятие кресла благословил именно Вашингтон, даже грозился уйти в отставку, если ему не позволят приватизировать (в пользу США?) 49% украинской ГТС, которая до этого была «священной неприкосновенной коровой» госимущества Украины.
На возможный срыв транзита работает и требование Украины к европейским компаниям покупать российский газ на украинско-российской границе, а не на западной границе Украины. Если транзит сорвется, по-любому, или хотя бы с ним возникнут перебои и Европа начнет мерзнуть, то Америке и будет, по-любому, же хорошо. А Украине? Это вопрос вопросов.
А отвечают на этот вопрос экономические потери от санкций. Уже сегодня вторжение политики и политиканства в торгово-экономическую сферу принесло сокращение объема торговли между двумя странами на 25%. И то ли еще будет!
Общие потери от санкций уже прогнозируют в размере 7 млрд. долларов. А потери от прекращения транзита – в 2 млрд. Тех же долларов. Итого – 9 млрд. «зелени» только на ограничениях.
Второй гвоздь в гроб украинской экономики может тоже «нарисоваться» из санкций, и заключается он в том, что Украина может потерять реноме предсказуемого и договороспособного и способного выполнять обязательства партнера. А значит, потеряет она и инвестиционную привлекательность. В Украину, которая сегодня остро нуждается в деньгах (и желательно не только в кредитах, но и в инвестициях), деньги не пойдут. И не только инвестиции, но и кредиты. Если упадет платежеспособность страны, какие кредиторы будут давать в долг нищей стране? Правильно, только те, которые будут спекулировать в Украине и требовать взамен политические изменения или же собственность за бесценок.
А ведь в Украине, как написал как-то Иннокентий Адясов из РИА «Новости», с марта месяца обсуждаются еще и идеи «наказать» Россию национализацией ее активов в Украине. Автор публикует список предприятий, которые станут «наказанием», и совершенно справедливо замечает, что начнется и региональный беспредел в национализации: местные «князьки» и близкие к ним олигархи захотят наказать и поживиться на своем уровне. Например, вытесняя конкурентов.
И начнется процесс, который контролировать или остановить будет очень трудно. А ударит он по деловому реноме Украины.
Посягая на частную собственность конкурентов или «врагов» по политическими мотивам и без решения судов, вводя немотивированные санкции и запреты, нарушая торговые договоры, срывая запланированные сделки, касающиеся всей Европы (а то и мира), фактически шантажируя своих деловых партнеров, Украина выйдет за рамки «войны с Россией» и фактически посягнет на основы всего мирового хозяйства и международной торговли, на принципы мирового хозяйствования и торговых отношений. А вот силенок, чтобы воевать со всем миром, как мне кажется, у Украины нет и в помине. Их, силенок, похоже, только на глупости всякие и хватает.
Есть такой очень негендерный анекдот о полностью слепом любителе женских прелестей, которого по его просьбе на гульки через лес повел одноглазый. Вот идут они через лес, слепой держится за плечо впереди идущего одноглазого и вдруг слышит его возглас: «Вот, бл…дь!». «Что случилось?», – спрашивает слепой. «Да на сук напоролся», – отвечает одноглазый, которому выбило и второй глаз. А слепой отталкивает его, выходит вперед и громко, радостно так говорит: «Здравствуйте, девочки!». Типа, дошли до цели. Вот этот поход на гульки страшно напоминает нынешних «кэрманычив» Украины, которые ведут ее к счастливому будущему – не тот сук они рубят и не на тех они рассчитывают.
Автор: Владимир Скачко
Комментарии (5)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники