Великобритания уверенно движется к распаду. Британская пресса озабоченна. Разрыв между противниками и сторонниками независимости Шотландии сокращается, и, если ничего не изменится, уже осенью Великобритания будет вынуждена отпустить Шотландию на волю.
18 сентября пройдет референдум о независимости Шотландии, и впервые за всю историю замеров общественного мнения (по данным Panelbase) за независимость выступают 48% шотландцев, а против — 52%. За последний месяц разрыв сократился на 4%, сейчас он колеблется в зоне статистической погрешности.
Когда британские власти давали разрешение на проведение референдума, соотношение было примерно 33% к 66%, и мало кто сомневался в победе британских лоялистов. Что же изменилось за последние полтора года? Почему все больше и больше шотландцев хотят независимости?
Шотландцев сильно беспокоит экономическое состояние Великобритании. Страна живет в долг: с 2008 по 2014 год национальный долг Великобритании увеличился втрое. Он составляет сейчас 2,28 трлн долл — 88% от британского ВВП. Для сравнения, внешний долг России колеблется в районе 0,7 трлн долл (около 30% ВВП):
Умение считать деньги является важной чертой национального характера шотландцев. Англичане даже рассказывают про них анекдоты, в которых эта расчетливость высмеивается и представляется как патологическая жадность. Одной из главных болевых точек кампании за независимость является идея о том, что независимой Шотландии не нужно будет платить по долгам, которые набрал Лондон.
На данный момент национальный долг составляет примерно 33 000 фунтов (54 800 долларов) на каждого работающего шотландца. Избавиться от такого долга одним росчерком пера в бюллетене — отличное предложение, которое понравилось многим избирателям.
Независимая Шотландия сможет не платить за военные действия, в которые постоянно ввязывается Великобритания по требованию США. А ещё можно будет брать деньги с Великобритании за аренду единственной базы ядерных субмарин и не зависеть от Лондона в процессе перераспределения бюджетных доходов.
Великобритания собирается в скором времени приватизировать свою систему здравоохранения через передачу на аутсорсинг многих функций государственных больниц и клиник. Процесс уже начался. Шотландцы массово выступают против приватизации, а организаторы референдума обещают фактическую национализацию системы здравоохранения, что приносит им дополнительные очки.
Наконец, шотландцы имеют славную историю и узнаваемую во всём мире культуру: в отличие от искусственных стран, которые британцы создавали в Африке, Шотландия может стать полноценным национальным государством.
Почему же у сторонников независимости еще не получилось набрать большинство? Ответ прост и очевиден для любого кто интересовался историей англосаксов. Элиты Великобритании ведут классическую «честную игру» джентльменов. Против сторонников независимости применяется маркетинговая стратегия FUD (fear, uncertainty, doubt — «страх, неуверенность, сомнение»), которая уже не раз доказывала свою эффективность. Суть стратегии заключается в том, чтобы вызвать у потенциальных сторонников независимости страх перед будущим.
На сторону противников независимости встали важные европейские чиновники. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что Шотландия не сможет автоматически получить место в Евросоюзе, а весь процесс вступления придется повторить сначала. Это заявление лишено логического смысла.
Если Великобритания соответствовала всем требованиям ЕС, то невозможно себе представить, что ее часть не соответствует этим требованиям. Более того, по многим экономическим параметрам Шотландия будет выглядеть значительно лучше Великобритании. Остается только одно объяснение: заявление Баррозу — это реакция на просьбу Лондона помочь напугать шотландцев.
Финансисты из лондонского Сити легко договорились с шотландскими банкирами. Одно из главных требований сторонников независимости — сделать так, чтобы государство работало на простых граждан, а не адаптировало свою политику под потребности лондонских банков.
Логично, что представители Сити вложили свои ресурсы в кампанию против независимости. Даже банки, которые считаются шотландскими (Королевский Банк Шотландии — Royal Bank of Scotland (LON:RBS), Clydesdale Bank — Клайдсдэйл Банк итд) объявили, что если Шотландия объявит независимость, они перенесут свои штаб-квартиры (вместе с налогами) в Лондон.
Еще одной «страшилкой» стал выход из НАТО, о котором шотландцев предупредил генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен. Для многих избирателей перспектива жизни без ЕС, без НАТО и без привычной банковской системы представляется довольно рискованной, что сильно уменьшает шансы на победу сторонников свободной Шотландии.
Я думаю, России стоит поучиться прагматизму у своих западных соседей. Независимость Шотландии ослабит наших британских геополитических конкурентов, следовательно мы должны всячески поддержать шотландский народ в его стремлении к обретению свободы.
Пока что у сторонников независимости Шотландии нет убедительного большинства, их победа ещё не гарантирована. Однако самое главное уже произошло. Европейские политологи и американские журналисты бьют тревогу: этой осенью в Европе начался сезон разводов. «Шотландская лихорадка независимости является заразной», пишет американское издание USA Today. Независимо от результатов референдума, он уже послужил примером для сторонников независимости Басконии, Каталонии, региона Венето, Южного Тироля и Фландрии.
Чем глубже будет становиться европейский экономический кризис, тем больше шансов будет у движений за независимость. Шотландия — только первая ласточка. Разрушив Югославию и признав Косово, Европа сама выпустила джина сепаратизма из бутылки — и теперь ей предстоит испить до дна горькую чашу своих ошибок.
Автор: Олег Макаренко
Комментарии (4)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники