Президент России Владимир Путин подписал указ о запрете или сокращении импорта сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели санкции против РФ. Новость, которая, помимо возгласов «Что кушать будем?!», неизменно сопровождается народным «Наконец-то!». Пока в списке «запретных товаров» молочные и мясные продукты, часть овощей. Вроде бы для индустриальной Европы это и несерьезно, но на деле ни много ни мало – экономический коллапс. И коснется он как ведущих, так и ведомых.
Президент Российской Федерации Владимир Путин
Действие санкций – один год. Пока в списке запрещённых к ввозу продуктов числятся: мясо различных видов, колбасы, рыба, ракообразные, молоко и молочные продукты, корнеплоды, овощи, фрукты, сыры. Но все может корректироваться – в первую очередь, в зависимости от поведения гордого Запада и его заморского товарища.
Экономическую блокаду Москвы поддержали США, Канада, страны Евросоюза, Япония и Австралия. В основном, они затронули финансовую сферу и миграционную жизнь некоторых граждан. На большее даже в Вашингтоне не решились, ожидая последствий. Ответные санкции, с одной стороны, также особой суровостью не отличаются. Мы-то посидим на русском молоке и твороге. Но это как посмотреть. Что для одних – досада, другим и вовсе погибель.
По официальным данным Федеральной таможенной службы, Россия тратит на импорт около 8,35 млрд. долларов. Это годовой бюджет сразу нескольких мировых стран. И если российские меры фактически обоснованы – это забота о потребителе, возможность оградить его от некачественных продуктов (в Европе, к слову, таких предостаточно: картофель страдает от золотой нематоды, свинина – от чумы, молоко – от антибиотиков), но как растолковать европейскую трактовку «из-за событий на Украине»?
ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ
Инициаторов самых первых санкций самих ждут неприятные последствия ответного слова. Общая сумма запрещенных для импорта в РФ продуктов оценивается в 700 млн. долларов. Теперь цифры поуменьшатся, а то и вовсе обнулятся.
Компания Sanderson Farms, третий по величине производитель птицы в США, гордо объявила о поиске новых покупателей. И пока им это даже удается. Но вот радости на лице топ-менеджеров не видно. Тех объемов продаж, которая давала Россия, в мире уже не встретишь.
Такая же ситуация и в Канаде. Ежегодный товарооборот с Россией составляет около 370 млн. долларов. Это примерно 10% от общего объема импорта из Канады. Вот и получается, что скупой и гордый заплатил дважды.
Европа, к слову, Северной Америке «не подруга», покупать их курятину и орехи не станет. У них самих под боком потенциальные банкроты. Ежегодно Россия закупает фрукты и овощи из ЕС на 2 млрд евро, или 2,7 млрд. долларов. Это львиная доля бюджетов многих стран Восточной Европы. Как им быть, куда податься, главы европейской семейки пока не придумали. А ведь экономический коллапс, тем временем, не за горами.
ПОНЕСЛОСЬ…
Первая головная боль придет от тех, кто уже и так немало попортил крови Евросоюзу. Первыми в списке на ограничение стоят Греция, Италия и Болгария. Тяжелое положение трех «подружек по несчастью» характеризуется одним словом – деградация. Товарооборот между Грецией и Россий составляет 5,3 миллиарда долларов. За последние 2 года экспорт вырос более чем на 32%. Статистика, на которую Эллада буквально молилась. Теперь все может оказаться в прошлом. Не по воле греков. Обязывает положение подневольного члена союза.
Италия была лидером среди стран, которые отказывались принимать санкции в отношении России. У Рима и Москвы сотрудничество длится годами и насчитывается многомиллионными контрактами. Но в Берлине решили «прикрыть лавочку». Невзирая на стоны предпринимателей, мелких и средних, Италии пришлось приобщиться к общей блокаде. И на ней же обжечься. Итальянское мясо и фрукты на российских прилавках появятся также не скоро. «Замороженный туризм» и продовольственная блокада грозят стране немалой дырой в бюджете. Плата за членство, которое Италии скоро придется не по карману.
Такая же ситуация и в Болгарии. 60% экспорта в этой стране приходится на сельхозпродукцию. Идет она в первую очередь в Россию. Теперь весь этот сектор окажется в буквальном смысле «не при делах». А в Европе и так расплодилось «стран-огородников», с которыми даже болгарская брынза совладать не может.
Даже внешне благополучные страны теперь в панике смотрят в сторону Брюсселя. К примеру, Чехия. Связь с Евросоюзом даже там уже называют порочной. Санкции обанкротят продовольственный сектор на 300 млн крон (10,7 млн евро), не считая деловую и энергетические сферы страны. Суммарно финансовые потери Чехии могут составить почти 90 млн евро. Такая же ситуация и в Прибалтике. Эстония не знает кому предлагать свое молоко. Российский рынок закрыт, а вместе с ним и Литовский. А это значит, что более 30 тонн свежего молока ежедневно скисают или перерабатываются в порошок. Даже на сыр теперь его не пустишь. Для небольшой Эстонии это колоссальная дыра в бюджете в 50 млн. евро.
ГОРДЫЕ И БОСЫЕ
Но есть и те, кто гордо смотрит в будущее. И за гордостью не видят очевидных проблем. Вот, Румыния. Премьер-министр этой страны Виктор Понта в последнем своем интервью открыто высказался в пользу санкций против России. И даже добавил: «Румыния может себе позволить, с экономической точки зрения, а также и с социальной, ускорение режима санкций». Твердую позицию обосновали тем, что страна, в отличие от прочих, не состоит в газовой зависимости от России. Импорт синего горючего составляет всего лишь 20%, а значит ими не страшно и пожертвовать. Отлично, пусть так. Кабинет министров готов на такие жертвы. Но готовы ли простые румыны? После вступления в ЕС за чертой бедности оказались 40% населения страны. Это специалисты и рабочие. Теперь к ним присоединятся и фермеры, чьи фрукты, овощи и мясо, стали «мелкими жертвами» в угоду Европе.
Другой бастион гордых людей – Польша. Там идет масштабная интернет-акция с призывом «Ешь яблоки». Все это в ответ на запрет со стороны России на ввоз плодов из Польши. Дело, конечно, хорошее, пусть кушают: это и полезно, и железа много. Но только не забудьте, что Польша уже потеряла на яблоках 500 миллионов евро. И Евросоюз возмещать затраты не торопится. Бюрократическая машина Еврозоны настолько сложный инструмент, что, как говорит польская оппозиция, «скорее все яблоки съедят, чем мы получим компенсацию».
ИМПОРТНОЕ ХОРОШО, А СВОЁ – ЛУЧШЕ
Несмотря на пессимистические выпады, специалисты склоняются к тому, что пустые прилавки брежневских времен России не грозят. Уже обсуждается возможное расширение сотрудничества сразу с несколькими странами-поставщиками продовольствия. В частности, налаживаются поставки овощей из Турции, мяса и фруктов из Бразилии, Аргентины, Эквадора. Но самой грандиозной победой стало подписание меморандума между Москвой и Тегераном, в соответствии с которым Россия будет осуществлять в Иран поставки своих потребительских товаров и оборудования в обмен на нефть.
Сами россияне, согласно социологическим опросам «Левада-Центра», поддерживают решительность в ответных мерах. Более 70% опрошенных высказались за, и готовы потерпеть временные неудобства. Которых, впрочем, как считают экономисты, не будет. Илья Шестаков, глава Федерального агентства по рыболовству, заметил: «Исходя из тех балансов, которые существуют сейчас, мы экспортируем гораздо больше, чем импортируем». Так что «голодовки» ждать не придется. Такой же уверенностью поделилась и Галина Бобылева, исполнительный директор Российского птицеводческого союза: «Никаких проблем, никакой паники не будет, мы полностью сможем обеспечить себя собственным мясом птицы. Мы давно ставили вопрос о сокращении или вообще об отказе от импорта».
Вдобавок и молочная продукция, как замечают сами аграрии, наконец-то вздохнёт спокойно. В любом случае, санкции должны стимулировать отечественного производителя к активным действиям. К тому же, по заверениям финансистов, впервые за долгое время сельскохозяйственная отрасль России может стать привлекательным сегментом для инвестиций.
Комментарии (9)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники