Причины социокультурных конфликтов на Харьковщине в XVII веке
Харьков, нынешний областной центр Украины, как считают современные украинские энциклопедисты, был основан переселенцами в Слободскую Украину, и первым известным атаманом был Иван Кривошлык» (1654) (1). Д.И.Багалей полагал, что основателем города был малороссийский осадчий Иван Каркач (2). На самом деле, согласно жалобе белгородского духовенства воеводе Василию Шереметеву от 1654 года, новый город Харьков строился по государеву указу на русской церковной вотчине (3). Русским государем «велено быти нашей службе в Чугуевском уезде для Городового строения, - гласит царский указ 1656 года, - в Харькове воину Селифонтову», и чтоб «служилых людей черкас от татарской войны заступил и уберег» (4).
До всех этих событий русское поселение на реке Харьков с 1646 года имело построенные дворы с защитными укреплениями, вело сельскохозяйственные работы, проложило дорогу до Торских соляных промыслов, а Селифонтов возвел крепость (5).
Почему же тогда утверждается, что украинцы основали город, а служилых здесь черкас зачислили в малороссы?
Вопрос не праздный, поскольку этнокультурное противоборство русских, черкас, слобожанцев, запорожцев, малороссов в антипольских и казацких войнах происходило в середине XVII века повсеместно, а расклад их сил определял результат этой внутренней борьбы на той же Слобожанщине.
Часть казаков на Тарнопольской раде 1653 года пошла за Иваном Богуном против Москвы, а Богдан Хмельницкий, увидев как за полгода запустевшую Харьковщину сплошь заселили переселенцы из польского государства, сразу понял, что народ пойдет за ним, если он возглавит это устремление народной стихии в Русское государство (6).Игру казаков с Россией, Польшей и Турцией активно развивал и нежинский полковник Иван Сирко (ок.1618-1680). Верно прислуживая Польше, вопреки малороссийским настроениям, тут же разорвал союз с протурецким гетьманом Петром Дорошенко, когда тот растоптал Острожский договор (1670). Однако И.Сирко, возглавив антирусскую войну на Левобережье (1668) и утопив в крови Слобажанщину, русским Харьковом так и не овладел.
Незаселенными земли Слободской Украины в XVII веке выглядят только в монографиях украинофилов, очевидно пытавшихся доказать историческую роль малороссийских переселенцев и различных казаков в освоении Слобожанщины. На самом деле 1660-1670 годы здесь – это время наиболее крупных и острых социокультурных конфликтов. В России в это время крепостное право еще формировалось, а на Дону, Донце и Слобожанщине и вовсе не знали, что это такое (7). Прибывшие переселенцы с польских украин, где крепостное право буйствовало вовсю со второй половины XVI века, расценивали отсутствие закрепощения и огромных частно-панских латифундий как «ничейность» земельного фонда, считали, что имеют право на его свободное обладание.
Воевода Офросимов, сменивший в Харькове Селифонтова, в 1658 году писал царю: «А черкасы, государь, люди самовольные, ни в чем твоего, государева, указу не слушают» (8). Переселенцы в Харькове отказывались работать на строительстве крепости, «потому что де мы людишки бедные голодные еще пашни не распахали и хлебом не обзаводились и дворами не построились». Воеводы других городов также сообщали в Разрядный приказ, что казаки, «воры и пьяницы», бросали службу, как только с них требовали уплаты пошлин на торговлю лошадьми или напоминали об обязанностях по содержанию хозяйств. Святогорский монастырь из года в год жаловался русскому правительству на самоуправство и опустошения, самовольные захваты, и, в конце концов, «вынужден был уступить часть земель и угодий крестьянам и казакам».
Поддержку в 1670-1671 гг. Степана Разина черкасами, поднявшими восстание в ряде городов Слобожанщины, вряд ли можно назвать крестьянской войной. Вопреки украинской мифологии, другие этнические группы либо не участвовали, либо энергично подавляли бунт донских казаков, острожских и украинских черкасов. Население Харькова на призыв «прелестного письма» донского атамана Алексея Хромого откликнулось немногочисленной группой. Выступление острогожского полковника-черкаса Ивана Дзиковского подавляли протопоп Троицкой церкви Андрей Григорьев, сотник Герасим Карабут вместе с попами и горожанами «всяких чинов»: они «разобрали мост через р. Сосна» и, отрезав от лагеря донских казаков и волжских татар, арестовали городских восставших. Город Чугуев стал опорным пунктом, с которого отряд харьковского полковника Григория Донца, малороссийские казацкие полки генерального есаула Матвея Гвинтовки и сумского полковника Герасима Кондратьева со слободскими казаками подавили остальные выступления черкасов на Харьковщине (9).
Русское государство, учитывая «прежние и нынешние службы и за разорение, что им учинилось от изменников черкас» (1669) в Харькове и на Слобожанщине, окончательно приняло решение по земельному вопросу: «Пустовых порозжих земель и из Диких поль в поместье никому не давать, и в вотчину не продавать, и на мену Севского и Белогородского полку с служилыми людьми ни с кем не росписывать. Чтоб от того, - как гласит царский Указ от 1672 года, - служилым людем утеснения и изгоны и в землях оскудения не было». «А которые Украйные и полевые городы» полковыми «землями ведомы в Розряд, и тем городам роспись за Дьячьею приписью» (10). Со спекуляцией «ничейной», то есть общинной, отданной в Разряд русской землей, к неудовольствию украинофилов было покончено.
Все категории населения в Харькове после реформы государственного управления 1706 года вошли в казацкие реестры, вплоть до ликвидации слободских казаческих полков (1765). Полковник Федор Донец-Захаржевский возглавил новую юрисдикцию, вместо воеводства, а полковое устройство просуществовало до учреждения Слободско-Украинской губернии. Это было время бурного социально-экономического развития всего Левобережья и, конечно, социального расслоения, которые сопровождались новыми социокультурными конфликтами.
В начале XVIII века разгорелось противостояние между донским казачеством, татарами, населением Изюмского слободского казачьего полка и различными украинскими переселенцами по поводу владения земельными массивами в бассейне Северского Донца (11). Походный атаман Кондратий Булавин имел здесь свои варницы для добывания соли. И в 1707 году недовольство в среде Войска Донского, кочевых калмыков и ногайцев направил на Русское государство, которое вело со шведами трудную Северную войну (12). Повстанцы «прелестными письмами» на Слобожанщину призывали: «...запорожские же казаки и белогородская Орда станут с нами вкупе и заодно», заключив союз с Константином Гордиенко и Иваном Мазепой, которым шведский король пообещал во владение независимое княжество.
Под Валуйками повстанцы разбили Сумской полк Герасима Кондратьева, а в урочище Кривая Лука на Северском Донце Изюмский полк разгромил булавинцев. А затем Харьковщина полгода оказывала героическое сопротивление войскам Карла XII и И.Мазепы. В феврале 1711 года потерпел фиаско и поход под Харьков 40-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея, вместе с Карлом XII и Пилипом Орликом, подручным помершего И.Мазепы.
Культура и духовность Харьковщины в XVIII веке
Мы приведем данные о жизни Харьковщины и создании оселков материальной и духовной культуры в лоне Российского государства, которую нынешние украинофилы связывают с «русификацией украинской протоинтеллигенции». Где в этой жизни было место «украинцев»?
Поселок Шаровка (1700) основан есаулом Матвеем Шарым, построен храм (1705). Основано село Кицовка (1702). Село Малыжино (1708) основано ахтырским полковником Федором Осиповым, который построил и первый деревянный храм Архистратига Михаила.
В поселке Старый Мерчик (1665) действительный статский советник граф Григорий Шидловский построил Парк усадьбы (1724), вместо деревянной церкви Всех Святых(1680) - новый каменный храм (1778), а затем и Дворец Шидловских (1786-1788). Всего около 30 видов и форм: вековые деревья, пруды, зеленые поляны, беседки и мостики. Произрастают дуб, клен, ясень, липа. Есть также ель серебристая и канадская, сосна прямо-хвойная.
Город Красноград (1731) между Харьковом и Днепропетровском основана как Белевская крепость - главная крепость Украинской оборонной линии, спроектированной генералом Иоганном Вейсбахом (1665-1735), которая стала административным центром всего района, переименована (1784) в Константиноград и получила статус города (1797). Основано село Владимировка (1750). Город Чугуев (1638), существенное военное поселение этого времени, теряет стратегическое значение после сооружения (1731-1733) крепостей Украинской оборонительной линии. Позже, в 1844 году, здесь родился выдающийся русский художник Илья Репин. В Осиновом Плесо (2008) воссоздана обстановка быта слобожанского крестьянства ХVIII-ХIХ вв.
Поселок Ольшаны (1655) основал ополяченный зажиточный шляхтич Семен Ковалевский из одноименного села на Богуславщине, который служил сотником Харьковского полка с 1651 по 1682 год и умер от ран, передав дело своим многочисленным сыновьям.Николаевская церковь - один из древнейших деревянных храмов Харьковщины была построена здесь в 1741 году.
Поселок Бабаи (1643) московского служилого боярина Федора Бабая еще называли Архангельским, в честь несохранившегося деревянного русского храма Архангела Михаила (1650). В 1759 году эти места разорял гайдамацкий отряд. Усадьба Щербиных в Бабаях, первого харьковского губернатора Евдокима Щербинина (1728-83), перешла к бабаевскому православному священнику Якову Правицкому, у которого много гостил (1785) и написал "Басни харьковские" русский писатель и православный философ Григорий Сковорода.
Поселок Золочев (1677) на реке Уде был основан переселенцами из одноименного города Золочева на Львовщине, которые развили на южных границах Русского государства систему укреплений, и поселение стало сотенным местечком Харьковского полка (1685), участвовало в сражениях с турками и татарами, в Северной и Семилетней войнах, получило статус уездного центра (1780).
Город Богодухов (1662) на реке Мерла между Харьковом и Ахтыркой основали, по украинской легенде, поселенцы из-за Днепра во главе с атаманом Тимофеем Крысой, хотя ранее на этом месте существовало русское поселение Дьяков Острог. Здесь, на пересечении торговых путей, поселенцы построили крепость, энергично развивали ремесла и торговлю, слобода выросла в город (1781).
Змиевскую крепость (1640) на древнерусском городище при впадении речки Мжа в Северский Донец, построенную якобы казаком Кондратием Сулимой на самом деле возвел московский воевода Иван Ржевский (1658). В восстании С.Разина она стала казацким центром. Николаевский монастырь РПЦ г.Змиева существовал задолго до постройки крепости, первоначально как Преображенский, а в 1668 году был передан в ведение Киево-Печерской лавры как Казацкий. Разрушен (1788) при ликвидации казацкой вольницы.
Село Коропово (XVII) на р. Северский Донец – это первый, по Указу Петра I, заповедник (ХVIII) корабельного Гомольшанского леса, а на исторической территории Казачьей горы, в Николаевском монастыре приютились казаки, после ликвидации Екатериной II Запорожской сечи (1788).
В поселке Краснокутск (1651) переселенцев из Заднепрянщины сохранились остатки валов, построенных казаками Корсунского полка, и Краснокутский дендропарк (1793) Ивана Каразина, брата основателя Харьковского университета. Парк расположен на месте православного Петропавловского монастыря (1664), после того как отец братьев, полковник русской армии, получил эти земли за ратную службу от Екатерины II.
Село Пархомовку (1688) в конце ХVIII века императрица Екатерина ІІ подарила генерал-поручику графу Ивану Подгоричани из древнего сербского рода, который построил здесь двухэтажный особняк в итальянском стиле.
В Изюме (1571), русском летописном городе Харьковщины на р. Северский Донец, расположенном между Харьковом и Донецком, одними из первых сооружений, стараниями полковников Константина Донца и Фёдора Шидловского стали Изюмская крепость (1679-1681) и Спасо-Преображенский собор (1682), к которым в XVIII веке добавились Крестовоздвиженская (Николаевская) церковь, перестроенная позже (1809-1823) в камень. Собору Петр I подарил напрестольное Евангелие в серебряном с позолотой окладе.
Город Люботин (1660), который упоминается (1571) как русский сторожевой пост Люботин Колодец, современные украинские источники относят к поселению, основанному казаками. На окраине Люботина есть имение Гиевка дворян Щербининых (XVIII), которое перешло (1802) в собственность штаб-ротмистра в отставке Игната Познанского, воспитателя харьковского баснописца В.Г.Масловича.
Село Черкасские Тишки (1650-е) расположено на северо-восточной окраине города Харькова и своей родословной также повторяет его судьбу. Исходя из социокультурных привязанностей и предпочтений его жителей, в 1663 году оно было разделено на два села - Русские Тишки и Черкасские Тишки, в которых проживали казаки-черкасы, выходцы из Запорожской земли. Храм Рождества Богородицы (1830) на месте деревянной церкви (1772) здесь построил известный русский архитектор Евгений Васильев (1778-1833), а расписал – И.Репин (1860-е).
Село Сковородиновка (1732) основано помещиками Ковалевскими и называлось Пан-Ивановка. Здесь часто гостил у своего друга и ученика, рязанского губернатора Михаила Ковалевского, русский религиозный философ Г.Сковорода. Здесь он умер и был похоронен (1794).
В XVIII-XIX вв. Харьков, благодаря своему географическому расположению, оживленно развивался, обогнав в промышленно-торговом развитии все вышеописанные центры. В 1731 г. здесь был основан Харьковский коллегиум, который украинофилы считают не первым, а «вторым по значению в Украине после Киево-Могилянской академии». То, что здесь «преподавал выдающийся украинский философ и поэт Г.Сковорода», тогда об этом его современники, конечно, даже не догадывались. В 1805 году усилиями русского учёного Василия Каразина был открыт Харьковский университет, не только один из старейших в России, но и крупнейшее в мире средоточие естествознания и гуманитарных исследований.
Харьков к средине XVIII века стал не только культурно-просветительным центром Слободской Украины. Благодаря русской императрице Анне Ивановне, попечительству генерал-фельдмаршала князя Николая Голицына (1794-1866) и его потомков, Харьковский коллегиум обучал детей разных сословий и в основном за казенный счет. Поэтому число учащихся достигало 400 человек, в конце столетия превышало 800. Грамота (1731) защищала учебное заведение от административного вмешательства как войсковых, так и светских властей, право в отношении преподавателей и учащихся вершил коллегиумный суд, а у выпускников была свобода выбора: идти им с церковным дипломом на светские должности или духовные.
Учебно-воспитательный процесс в Харьковском коллегиуме соответствовал вызовам времени. В 1740-х к стандарту иезуитских коллегиумов и Киево-Могилянской академии добавились славянский язык и западноевропейская «схоластика», а с 1750-х преподавали европейскую рациональную философию. В 1769 коллегиумная библиотека насчитывала 2,5 тыс. томов книг. В конце века добавилось изучение русского, немецкого, французского и итальянского языков, арифметики, геометрии, живописи, рисования, музыки, архитектуры, истории и географии. С открытием Харьковского университета студенты осваивали курсы ботаники, физики и медицины.
Украинская версия о «полной русификации украинской протоинтелигенции» в XVIII столетии выглядит достаточно курьезно (13). Идет ли речь о русских создателях Украинской оборонительной линии? О выходцах с польской украйны, которые активно строили русскую Слобожанщину в качестве военных, землевладельцев или создателей многочисленных населенных пунктов? Какие из вышеприведённых достопримечательностей той поры - культовых и фортификационных сооружений, дворцов-усадеб или памятников архитектуры - считать украинскими? Или есть еще какие-либо другие, что мы упустили из виду? Может, украинофилы имеют в виду, что между местными русскими, польскими переселенцами, казаками малороссийскими, донскими и черкасами и должна была находиться их «украинская» версия?
«Енциклопедія історії України» указывает на социальные слои поставщиков «украинской протоинтеллигенции»: «казацкая старшина, шляхта (дворянство) и духовенство» и первых ее представителей – «украинский философ Г.Сковорода (1722-94), Иван Двигубский (1771-1840)», «украинский композитор Артемий Ведель (1767-1808), Максим Концевич».
Однако слобожанский язык Г.Сковороды сегодня называют суржиком, а его сочинения издают в переводах. Выдающийся русский ботаник, физик и естествознавец И.Двигубский родился в Курской губернии, работал и руководил Московским университетом после учебы в Харьковском коллегиуме, украинцем объявлен, видимо, на том основании, что его прадед А.Горпинченко-Двигубский был змеевским сотником, поменявшим фамилию на «дворянскую». А.Ведель – русский православный композитор, уроженец киевского Подола. М.Концевич жил и работал в Харькове, писал русские кантаты и романсы, отсутствует, например, в украинской Википедии. Таким образом, никто по указанным «Энциклопедией» критериям на украинца «не тянул».
Харьковский коллегиум (1731) создан белгородским епископом Епифанием Тихорским(?-1731) с русской духовной школы, переведенной из Белгорода в Харьковский Покровский учительный монастырь (1726). Монастырь стал символической усыпальницей Слободских казацко-старшинских династий Донец-Захаржевских, Квиток, русского православного епископа Христофора Сулима, донского атамана Василия Орлова, героя Отечественной войны 1812 года и родоначальника русского рода графов Орловых-Денисовых. Казацкая же старшина в первой половине XVIII века активно меняла свои фамилии на польско-шляхетские, чтобы стать дворянами Русского государства. Явление из малороссийского слоя Двигубских (бывших Горпинченко), Захаржевских (Донцов), Квиток и тысяч других представляло собой, скорее, фазу ополячивания, нежели русификации, менялся социальный статус, а не этнический.
Выпускниками Харьковского коллегиума были: известный русский физик, первый электротехник, открывший явление электрической дуги и создавший гальваническую батарею, академик Василий Петров (1761-1834); русский историк и литературный критик, издатель «Вестника Европы», ректор Московского университета Михаил Каченовский (1775-1842); русский поэт и литератор академик Николай Гнедич (1784-1833); выдающиеся медики, одни из основоположников русской медицины Григорий Базилевич (1759-1802) и Ефрем Мухин (1766-1850); врач и историк медицины, вопросов сельского хазяйства, ректор харьковского университета Василий Джунковский (1767-1826); заслуженный профессор математики, ученик Осиповского, ректор Харьковского университета Андрей Павловский (1789-1857). Среди коллегиумцев – выдающиеся деятели Русской православной церкви: знаменитый проповедник-оратор митрополит Киевский и Галицкий Арсений Могилянский (1704-1770); духовный писатель ректор Казанской духовной академии архиепископ Сильвестр Лебединский; проповедник Русской православной церкви епископ Севский и БрянскийКирилл Флоринский (1729-1795); историк и православный проповедник архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический РПЦ Феофил (Татарский); ректор Новороссийской православной семинарии Иоанн Башинский.
Василий БЕТИН, Иван СИМОНЕНКО
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники