Украинский кризис. Это можно было предвидеть...
Несмотря на шок, который весь мир испытывает от событий вокруг Украины, многие писатели и учёные предсказывали их задолго до нынешней катастрофы.
Недавно прочитал изданный в 2009 году фантастический роман Глеба Боброва «Эпоха мертворожденных». Да фантастический ли?.. Когда я просматриваю новостную ленту о событиях на Украине, меня не покидает чувство, что я продолжаю чтение этого романа. Ибо луганчанин Бобров описал войну между Новороссией (в романе она названа «Восточной Малороссией») и Украиной.
Причём некоторые подробности разительно похожи на реальные события. Кстати, в недавнем интервью Бобров с сожалением признал, что события развиваются по предсказанному им сценарию. Вообще, в последние годы вышло сразу несколько книг — и публицистических, и художественных — на эту тему.
Конечно, разбирающийся в вопросе человек мог всё это предсказать. В том числе и потому, что в нынешнем украинском кризисе задействованы законы этногенеза, которые сформулировал Лев Гумилёв, а интуитивно ощущают многие. (Между прочим, премьер-министр ДНР Александр Бородай - сын друга и последователя Гумилёва философа Юрия Бородая. Многозначительное совпадение…) Во всяком случае, некоторые положения теории Гумилёва помогают разобраться, что сейчас происходит вокруг и на Украине.
«Самые тяжелые моменты в жизни этноса (а значит, и в жизни людей, его составляющих) - это смены фаз этногенеза, так называемые фазовые переходы. Фазовый переход всегда является глубоким кризисом», - говорил учёный. Это – одно из базовых положений его Пассионарной теории этногенеза (ПТЭ).
По Гумилёву, этнос – это, прежде всего, одинаковый стереотип поведения, отличающий его от других этносов по принципу «свой – чужой». Изменение уровня пассионарности между фазовыми переходами в жизни этноса заставляет его части менять эти стереотипы. Тогда наступает раскол этнического поля, очередной из которых наш этнос переживает сегодня. Зримо он проявился в 1991 году, с развалом СССР. Плоды его мы пожинаем и сегодня, и не только на Украине.
Но есть фактор, поддерживающий Восточнославянский массив в относительной целостности. По-Гумилёву, это православие, не только православная вера сама по себе, но и православная культура. Он удержала русский этнос от распада в XIII и XVII веках, возможно, удержит и теперь.
- Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю, - говорил Гумилёв.
Однако в 1595 году под давлением польских властей и иезуитов возникла украинская греко-католическая униатская церковь. Это пробило страшную дыру в русском этническом поле. Перешедшие в униатство православные быстро потеряли чувство своей принадлежности к Русскому миру. Они перекинулись на Запад (хотя тот принял их, кривя губы). А с Европейским суперэтносом у Российского никогда не складывалось.
Переход русских в католичество порождал этническую деформацию. Могу сказать по себе: то, что мои предки по женской линии, русские дворяне, где-то в XVII веке приняли католичество и стали польскими шляхтичами, порой вызывает во мне некий когнитивный диссонанс. Впрочем, думаю, этот диссонанс сильно сгладился, когда моя бабушка вернулась в православие.
Другое положение ПТЭ – комплиментарность, отрицательная, положительная или нейтральная. То есть, отношение народов друг к другу.
Как писал Лев Гумилёв:
- Вы знаете, вот, между поляками и украинцами – нет комплиментарности, комплиментарность отрицательная. На наш взгляд, они казались, эти украинцы (особенно западные), очень похожими на поляков. Но как они друг друга ненавидели!
В другом месте учёный писал:
- В то время (XVII век – ред.) всё православное население Польши называло себя именно русским, тогда как слово "украинец" обозначало просто жителя окраины. При этом русские, жившие в Русском государстве, четко отделялись от русских Польши и назывались "российскими". Такое различие представляет типичную фиксацию общей суперэтнической принадлежности.
При этом православные подвергались в Речи Посполитой постоянному давлению и дискриминации со стороны со стороны Католической Церкви, польской шляхты и их факторов-евреев, это привело к нескольким кровавым восстаниям казаков против коронного правительства и наконец присоединению части Украины к Московскому государству.
- И ведь нельзя сказать, - пишет Лев Николаевич, - что безграмотные украинские казаки или белорусские крестьяне понимали теологические различия между православием и католичеством. Никому из них и в голову не приходило интересоваться таковыми различиями, ибо для множества людей определенное вероисповедание выступало прежде всего индикатором принадлежности к вполне определенному коллективу - "своим".
Поэтому ежегодные визиты Патриарха Московского и всея Руси на Украину (в этом году визит сорвался из-за войны), борьба против автокефалии Украинской Православной Церкви, концепция Патриарха Кирилла о Русском мире и русской цивилизации (Святейший прекрасно знаком с трудами Гумилёва) – всё это служит преодолению раскола этнического поля. И именно поэтому украинские нацисты и наши недоброжелатели из-за границы с такой ненавистью относятся к этим концепциям.
- Первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка "своих", которыми были единоверцы, - раскрывает механизм этого единения Гумилёв. - Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса - русский и украинский - соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное "волим" или "не волим" неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза.
Вплоть до Мазепы, а потом, при Екатерине, окончательной интеграции Украины в Российскую империю, продолжались эти шатания, которое можно считать как мучительными поисками национальной идентичности, так и актом этнического предательства – смотря с какой точки зрения смотреть. Продолжается это и сегодня. Только тех бывших русских, называющих себя «украинцами», которых тянет на Запад, стало гораздо больше. Из-за этого появилась причина сегодняшнего конфликта — этническая химера, явление, которое учёный характеризовал так:
- Когда два разных (этнических – ред.) ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно.
На уровне этноса это часто проявляется в мятежах и войнах, ведущихся порой со страшной жестокостью, что доказала, скажем, Волынская резня 1943 года, когда украинские националисты из ОУН уничтожили десятки тысяч этнических поляков (и не только их).
Не все химеры порождают антисистемы, а вот на Украине они появились. Как всегда, в разных обличиях, но с одной сутью – стремлением к разрушению и человекоубийству. По словам Льва Гумилёва:
- Антисистема вытягивает пассионарность из этноса, как вурдалак, её цель – не созидание, то есть усложнение системы, а упрощение, то есть перевод живого вещества в косное, косного – путем лишения формы – в аморфное, а это последнее легко поддается аннигиляции, являющейся целью поборников антисистемы.
Униатство была самой первой антисистемой на Украине, и оно до сей сохраняет свой негативный потенциал. Даже в Ватикане к нему относятся с подозрением. Окормляемые униатами оуновцы совершали во время и после Великой Отечественной войны страшные преступления. А теперь за ними тянется «Правый сектор» - тоже типичная антисистема.
Нельзя забывать и о роли коммунистического правительства, пытавшегося создать некую общность под названием «русский народ». Это тоже, как и «американская нация» - химера. Эпизод с передачей Крыма и Новороссии Украине был лишь одним из проявлений этой политики.
Гумилёв считал, что украинский этнос состоит из девяти субэтносов, различающихся и по ландшафту обитания, и по времени вхождения в Украину, и даже по этническому субстрату. Это Буковина, Подолия, Полесье, Крым, Новороссия, Слобожанщина, Закарпатье, Галиция и Северская земля. Причём, Крым, Новороссия и Слобожанщина находятся на границе великорусского и украинского этносов. А население Северской земли изначально вообще не было славянским. Кроме того, Гумилёв считал, что в украинском этногенезе принимали участие племена торков. Что касается Закарпатья и Галиции – о них разговор особый. В любом случае, столь сложный этногенез не мог не сказаться на судьбе этноса. А тут ещё внешние влияния – «зигзаги истории», как выражался учёный:
- Было бы смешно отрицать, что людские замыслы и дела рук человеческих влияют на историю, и подчас очень сильно, создавая непредвиденные нарушения - зигзаги - в ходе исторических процессов. Но мера влияния человека на историю вовсе не так велика, как принято думать, ибо на популяционном уровне история регулируется не социальными импульсами сознания, а биосферными импульсами пассионарности. Образно говоря, мы можем, подобно резвящимся глупым детям, переводить стрелки на часах истории, но возможности заводить эти часы мы лишены. У нас роль самонадеянных детей исполняют политики. Они по своему почину переводят стрелки с 3 часов дня на 12 часов ночи, а потом страшно удивляются: "Почему же ночь не наступила и отчего трудящиеся спать не ложатся?"
Похоже учёный был совершенно прав. Ведь из той же оперы стремление польских магнатов сделать из русских казаков послушных «хлопов», или российских либералов - влиться в «общеевропейский дом», или нынешних украинских властей и значительной части общества стать «Эуропой». Принцип «свой-чужой» работает вопреки политической карте мира. Возьмём Закарпатье.
На этой территории сосуществуют несколько разных народов – русины, венгры, поляки. В СССР, да и в нынешней Украине, закарпатские русины считались этнографической группой украинцев. Но большая часть из них считают себя русскими и ведут борьбу за национальное самоопределение, хотя последние 23 года власти «незалежной» широко применяют против них репрессии и пытаются насильственно украинизировать.
Конечно, сегодня «украинцев» гораздо больше. Но осталось и множество тех, кто по-прежнему, называя себя «украинцем» в смысле гражданском, остаётся русским и по языку и по стереотипу поведения. И они есть не только на сражающемся Юго-Востоке, но и по всей стране. Правда, распределяются они не равномерно — на западе страны «свидомых» гораздо больше.
А теперь они захватили власть в стране и тянут её в ЕС. Но Лев Гумилёв предупреждал:
- Соединение двух суперэтносов как таковых невозможно, но остается возможным отрыв отдельных этносов и присоединение их к другому суперэтносу… Но было бы величайшим заблуждением думать, что итогом строительства "общеевропейского дома" станет обоюдное торжество общечеловеческих ценностей.
Так оно и есть, что подтверждается ожесточением, с которым стороны сражаются в Новороссии. При этом ополченцы, в целом, гуманно относящиеся к солдатам украинской армии, не щадят, как они выражаются, «нацгадов» - бойцов иррегулярных отрядов, сформированных в основном из националистов-«западенцев». В свою очередь и большая часть зверств, в которых ополченцы обвиняют украинскую сторону, приходится на долю этих формирований. Это говорит даже не об этиническом столкновении, а борьбе двух суперэтносов с резко отрицательной комплиментарностью.
И ещё эта ненависть подогревается извне, прежде всего, США, которые сегодня лидируют в Западном суперэтносе.
- Есть единственный, но отработанный за многие века и во всех странах способ разжигания вражды, - говорил Лев Гумилёв. - Для этого естественному противопоставлению этносов «мы» и «не - мы» придается иной, совершенно отрицательный смысл, различия между представителями разных народов доводятся до полного абсурда, дескать, «мы - люди», а «они - не люди». Эта дегуманизация идет с применением набора стандартных образов - негодяя, мучителя, насильника и так далее. Ибо нельзя посеять вражду, не создав образа «врага».
Это мы видим сегодня на Украине: «Хтой не скаче, той москаль!» «Москаляку на гиляку!» «Они нам устроили голодомор, насильственно русифицировали, малазийской боинг сбили, Стрелкова с танками подослали…» Для «свидомых» украинцев русские и русскоязычные теперь не братья, а «ватники» и «колорады», все, как один, пьяницы, дегенераты и патологические убийцы, которых, в свою очередь, тоже нечего жалеть, и — слава Украине!
- Любой процесс этногенеза может быть насильственно оборван извне, - предупреждал учёный, и дай Бог нам прислушаться к этому предупреждению…
Кроме того, Гумилёв яростно отрицал всяческий национализм:
- Мало сказать, что любой национализм слеп. Надо всячески разоблачать его вредоносную сущность, его коварные приемы психологической обработки. Конечно, как и во всех сферах жизни, на национальных отношениях сказались перекосы сталинистской политики, издержки застойного времени. Однако не будем закрывать глаза на то, что и сегодня есть группы людей, заинтересованных в сохранении межнациональных трений, готовых ради своей выгоды покуситься на святая святых - дружбу народов
Это было сказано в 1992 году. Но как же это актуально сегодня!
С другой стороны, согласно ПТЖЭ, этнос ослабляет убыль пассионариев. Фаза надлома, которую пережил Российский суперэтнос – чреда революций, репрессивных кампаний и войн – сильно проредила пассионарный фонд. Но уже ощутима деятельность новой генерации пассионариев.
Одно из свидетельств этому – восстание в Новороссии против захватившей в стране власть антисистемы. И, что бы там ни уверяла пропаганда украинских СМИ, российских и прочих добровольцев там гораздо меньше, чем взявшихся за оружие местных жителей. Механизм такого накала тоже описан Гумилёвым:
- Признак пассионарности в ходе этногенеза как бы дрейфует по территории страны от центра к окраинам. В итоге к финальным фазам этногенеза пассионарность окраин этнического ареала всегда выше, чем пассионарность исторического центра. Схема процесса очень проста: люди энергичные, стремясь избавиться от пристального внимания начальства и обрести побольше простора для деятельности, покидают столицы и едут осваивать новые земли.
Похоже, на Украине — окраине Российского суперэтноса - произошло именно так. А с началом восстания туда потянулись пассионарии из других этносов, составляющих евразийский массив, прежде всего, великорусского. Но нельзя забывать, что противостоят им тоже пассионарии, но пассионарии антисистемы, с перевёрнутыми моральными принципами. И кто выйдет победителем, знает только Бог. Но очевидно, что сейчас в Новороссии решается судьба всего Российского суперэтноса.
Лев Гумилёв предупреждал:
- Мы должны прежде всего осознать традиционные границы — временные и пространственные — нашей этнической общности, четко понять, где свои, а где чужие. В противном случае мы не можем надеяться сохранить ту этносоциальную целостность, которую создавали наши предки при великих князьях и царях московских, при петербургских императорах. Если мы сумеем эту целостность сохранить, сумеем восстановить традицию терпимых, уважительных отношений к формам жизни близких нам народов — все эти народы останутся в пределах этой целостности.
Итак, пассионарная теория этногенеза оказывается вполне применимой к объяснению событий на Украине. Конечно, накладываются и другие факторы — геополитические, экономические, социальные. Но в основе событий истории и её «зигзагов» - природная сущность этнических процессов.
справка
Пассионарии – люди, ставящие некий идеал выше инстинкта самосохранения и ведущие за собой весь остальной этнос. Пассионариями не становятся, а рождаются.
Для Российского (тогда ещё Восточнославянского) суперэтноса первый раскол этнического поля произошёл чуть ли ни в момент его рождения от пассионарного толчка XIII века, когда мир Древней Руси был разорван между Литвой и монголами. Тогда-то и образовались великороссы, малороссы и белороссы – этносы единого Российского суперэтноса, оказавшиеся в чуждом окружении. И отношения между ними, хоть тогда они все называли себя русскими, были не всегда братскими. Достаточно вспомнить, что белорусы перерезали русских раненых после Куликовской битвы, а про запорожских казаков во время смуты на Руси пели песню: «Запороги – вороги».
Галицко-Волынское княжество пыталось отколоться от Русского мира ещё в пору распада Восточнославянской общности. С тех пор Галиция до 1939 года, когда она была присоединена к СССР, никогда не входила в состав России. Тем не менее, многие галичане отстаивали своё право говорить «на правильной московской мове» и называться русскими. В годы Первой мировой войны австрийцы устроили настоящий этноцид, расстреливая прорусски настроенных галичан тысячами, загоняя их в концлагеря.
Собственно, отсюда берёт своё начало нынешняя «украинская нация». Несколькими учёными-националистами (а на самом деле химерными личностями), с подачи австрийской разведки, переписывалась история украино-русских взаимоотношений, из украинского диалекта русского языка, очень близкого к вполне понятныму нам белорусскому, искусственно конструировалась маловразумительная «ридна мова».
Они знали заранее.
Петр I:
«Сей народ и зело умен и зело лукав: он, яко пчела любодельна, дает Российскому государству и лучший мёд умственный, и лучший воск для свещи Российского просвещения, но у него есть и жало».
Фёдор Достоевский:
«Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись...
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать».
Джон: Мирсхаймер:
«Отношения между Россией и Украиной сложились таким образом, что обе страны готовы развязать соперничество по вопросам безопасности. Великие державы, которые имеют одну общую протяженную и незащищенную границу, часто втягиваются в противостояние из‑за вопросов безопасности. Россия и Украина могут преодолеть эту динамику и сосуществовать в гармонии, но это будет весьма необычным развитием ситуации»
Самюэль Хантингтон:
«Украина – это расколотая страна с двумя различными культурами. Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий. В различные моменты прошлого западная Украина была частью Польши, Литвы и Австро‑Венгерской империи. Значительная часть ее населения является приверженцами униатской церкви, которая совершает православные обряды, но признает власть Папы Римского.
Исторически западные украинцы говорили по‑украински и были весьма националистичны в своих взглядах. Население Восточной Украины, с другой стороны, было в массе своей православным, и значительная его часть говорила по‑русски... Различия между Восточной и Западной Украиной проявляются во взглядах их населения. Так, например, в конце 1992 года треть русских на Западной Украине заявила о том, что пострадали из‑за антироссийских выступлений, в то время как в Киеве эта доля составила 10 процентов».
Автор: Павел Виноградов
Комментарии (10)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники