Группа «Приват», одним из основных акционеров которой является олигарх и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, остановила продажу топлива на всех своих 1600 АЗС, сообщает издание «Лигабизнесинформ». По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», сеть АЗС группы «Приват» состоит из 1540 АЗС, что составляет около 25% АЗС Украины. Коломойский управляет крупнейшей сетью АЗС на Украине, работающей под брендами «Авиас», «Укрнафта», «Мавекс», ЗНП, «Сентоза» и ANP.
Логично, что одновременная остановка этих заправок вызвала очереди за топливом в ряде регионов. С дефицитом нефтепродуктов украинцы сталкиваются особенно остро в тех регионах, где «Приват» занимает полумонопольную долю рынка, а именно в Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Черновицкой, Черниговской, Сумской, Черкасской, Ровенской, Кировоградской, Одесской, Николаевской, Херсонской и Хмельницкой областях. Так, по данным «А-95», в Запорожской области «Приват» занимает почти половину рынка АЗС, а в большинстве регионов — треть рынка.
После того как сети АЗС «Авиас» и ANP, принадлежащие Коломойскому, перестали отпускать топливо, среди пользователей в соцсетях началась настоящая паника, сообщает Пресса Украины. При этом на заправках других сетей бензин спокойно отпускают без каких-либо проблем.
Официальная причина
В официально озвученной «Приватом» версии говорится о якобы банальной инвентаризации, проводимой на заправках группы. При этом, когда она закончится, не говорится. Представители компании также пытаются успокоить, что после переучета товара повышения цен на топливо не будет
Замгубернатора Днепропетровщины Борис Филатов на своей странице в «Фейсбуке» тоже попытался успокоить своих подписчиков: на автозаправках «переучет» и не более. «Ни повышения цен, ни топливного кризиса, ничего страшного!» — заявляет Филатов. И посоветовал особенно нервным «перестать истерить», так как «скоро откроются заправки».
Однако в официальную причину всеобщей инвентаризации ни СМИ, ни эксперты не верят. Во-первых, «инвентаризация» идет уже третий день. Продажу нефтепродуктов остановили в полдень 23 июля. Во-вторых, некоторые СМИ уверяют, что кому надо бензин на заправках Коломойский все-таки выдает, причем по советской системе — по талонам.
Кроме того, розничная сеть «Привата» оформлена на более чем 60 юрлиц (по данным «А-95»), которые вдруг одновременно решили провести инвентаризацию, что вызывает недоумение. И, наконец, это уже не первая псевдоинвентаризация АЗС Коломойского.
Нехватка импортного топлива
Выдвигается сразу несколько версий произошедшего. В качестве одной из причин остановки АЗС украинские СМИ называют сокращение импорта топлива на Украину. Как писала газета ВЗГЛЯД, уже к середине июля на границе скопилось 13% месячных потребностей страны в бензине, которые не могут попасть к украинским потребителям.
Причем эта проблема была создана не извне, а действиями самой украинской власти. Они ввели с 10 июля новые таможенные правила для импортного топлива. Если раньше, чтобы оценить стоимость бензина, продавцы могли обратиться на выбор в одну из 100 лабораторий, то теперь оценкой позволено заниматься одной-единственной государственной лаборатории «Масма». Она одна просто не в состоянии сделать все необходимые анализы. Более того, стоимость такой экспертизы неожиданно выросла сразу в 6,5 раз: с 2 тыс. гривен (160 долларов) до 13 тыс. гривен (более 1 тыс. долларов).
Импорт составляет 85% поставок бензина на Украину, поэтому эксперты ожидали дефицита в стране и роста цен на топливо. В итоге это случилось, правда, по личной инициативе одного украинского олигарха, спонсирующего собственный отряд военных.
Однако эта версия выглядит тоже не очень состоятельной, потому что в структуре продаж «Привата» импортное топливо составляет максимум 20%, а все остальное — это бензин, который производится на Кременчугском НПЗ, принадлежащем «Привату». Более того, нефть для переработки на этом НПЗ добывается «Укрнафтой», которая принадлежит той же группе Коломойского.
«Объективных причин для подобного шага в виде нехватки топлива не существует. Группа „Приват“ контролирует крупнейший в стране Кременчугский НПЗ, который работает стабильно и перерабатывает украинскую нефть», — подтверждают эксперты «Консалтинговой группы А-95». Нет проблем у Коломойского и с импортом бензина. «Группа импортирует нефтепродукты и контролирует крупнейшие морские нефтеперевалочные комплексы в Одессе и Ильичевске, что позволяет ей полноценно обеспечивать поставки топлива для собственной сети», — говорят в «А-95».
Давит на Порошенко
Еще одна версия, почему Коломойский остановил продажу бензина на своих заправках, заключается в попытке надавить на государство для решения ряда бизнес-вопросов в свою пользу. И это выглядит уже ближе к истине.
Во-первых, Коломойский может добиваться того, чтобы переработка технологической нефти, извлеченной компанией «Укртранснафта» из нефтепроводов, на мощностях «Укртатнафты», шла на условиях группы, указывают в «А-95».
Во-вторых, Коломойский может добиваться, чтобы правительство не приняло законопроект о повышении ренты на добычу нефти, так как «Приват» контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию страны «Укрнафта», а ей это невыгодно. Сейчас плата за недропользование составляет 28% его стоимости для газа с глубины до 5 км и 15% его стоимости с глубины более 5 км. Однако кабмин хочет увеличить ренту до 70% за добычу нефти и газа, который реализуется не для нужд населения.
Или, наконец, Коломойский не хочет платить 1,3 млрд дивидендов от деятельности «Укрнафты», как того требует правительство Украины. Дело в том, что около 50% (563 АЗС) принадлежит «Укрнафта», в котором у государства контрольный пакет (50% плюс одна акция). «Приватовский» менеджмент в основном блокирует принятие решений по выплате дивидендов. Но для прошлых правительств Тимошенко и Азарова Коломойскому пришлось раскошелиться, хотя ему и тогда не сильно этого хотелось.
Так, решения о выплате дивидендов «Укрнафтой» принимались в 2008 и 2010 годах. Не случайно «инвентаризация», схожая с нынешней, была произведена «Приватом» в Днепропетровске в первом квартале 2008 года, плюс массовая остановка реализации в сети произошла в Сумах летом 2010 года. Об этом напоминает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Но тогда псевдоинвентаризация не помогла: государство все же получило свою долю прибыли.
На такой исход, вероятно, рассчитывает и нынешнее правительство, которое крайне обеспокоено пустой казной. Даже деньги, выделенные на войну, в бюджете закончились, причем еще 1 июля (не говоря уже о том, что нечем платить зарплаты бюджетникам, что, впрочем, сейчас меньше всего беспокоит украинских держателей власти).
В этом месяце на войну приходится тратить уже и так крайне истощенные бюджетные резервы страны. На это недавно жаловался министр финансов Украины Александр Шлапак. Так, месяц работы АТО, по его словам, обходится в 1,5 млрд гривен (130 млн долларов), тогда как в резервном фонде осталось всего около 530 млн гривен (это в три раза меньше, чем надо для месячной работы АТО).
Финансирование АТО в августе реально под угрозой, потому что накануне в Раде не прошло очередное урезание расходов бюджета на 10 млрд гривен (834 млн долларов) и увеличение доходов на 21 млрд гривен (1,75 млрд долларов) за счет снятия льгот с уплаты налога на прибыль и НДС. Это было необходимо, чтобы найти деньги для силовой операции. Даже премьер-министр Украины Арсений Яценюк не выдержал этого, подав в отставку.
Ценный военный ресурс
Учитывая, с одной стороны, отсутствие денег в бюджете на войну, а также угрозу дефицита топлива в стране, с другой — желание самого Коломойского продолжать «собственную» гражданскую войну во что бы то ни стало, нельзя исключать и военную причину остановки «приватских» АЗС. Ведь топливо является не менее важным, чем просто наличие БТР или Су-24 или возможности платить довольствие служивым.
Поэтому, возможно, Коломойский решил отказать гражданам Украины в покупке бензина, припрятав его для собственных военных нужд. С запасами топлива и денежными мешками олигарх застраховал свое войско от всех проблем, кризисов и неурядиц.
Генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев, как и эксперты «А-95», сразу отбрасывает официальную версию про инвентаризацию. Но и вопрос дивидендов, по его мнению, тут ни при чем, так как это корпоративная история. «Вряд ли имеют смысл и разговоры о нехватке топлива для военных нужд, потому что столь острого дефицита топлива в стране нет», — полагает также эксперт.
По его мнению, наиболее вероятная причина в том, что Коломойский таким образом предупреждает власти, чтобы они не повышали налоги на добычу полезных ископаемых нефти и газа.
«Остановка такого числа заправок может привести к ажиотажному спросу на топливо и повышению цен на 5–10% в лучшем случае. Понятно, что в каких-то регионах без его заправок люди вообще не смогут обойтись, и таким образом правительство вполне может пойти на уступки олигарху», — говорит Дмитрий Раннев. Кроме того, Коломойский тратит значительные личные средства на поддержку армии, и таким образом дает понять, что властям не стоит лишать его доходов из-за новой налоговой политики, добавляет он.
«Такое столкновение личных и государственных интересов неизбежно, когда бизнес и власть сосредоточены в руках одного человека, тогда как в цивилизованном государстве активы отдаются в траст, чтобы не было пересечений с властью. Если дело тут действительно в налогах, то Коломойский таким образом противопоставляет себя властям в Киеве, что может вызвать конфликт между вчерашними союзниками», — резюмирует Дмитрий Раннев из GKFX.
Ольга Самофалова
Комментарии (1)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники