Донбасс

Не стоит молиться на танки

Автор: Равид Гор

 

В основном молятся на танки геймеры. Наяривающие в популярную сетевую игру WOT. Но в реальной жизни их познания о боевом применении и обслуживании танков стремятся к отрицательной величине.

Моё знание танков основывается на 3-х годах срочной службы и 10 лет службы в резерве на модификации амерского танка М-60, разработки начала 60-х годов, в Израиле. Но, чтобы не наговаривать на российские танки, я просто приму как должность, что все показатели российских и советских танков лучше в три раза.

На территории Новороссии, в теории, могут обнаружиться различные модификации танков Т-72, Т-64, Т-80. Но, скорее всего, мы будем иметь дело с самым плохим из них и самым ненадёжным – Т-64, о котором все, кто имел с ним дело, без мата не пишут. Не будем в серьёз рассматривать всякие снятые с постаментов антикварные экземпляры.



Чтобы привести всё это разнообразие к единому знаменателю, возмём за образец данные новейшего российского Т-90, безусловно надёжного и крутого:
После пробега 2500 км осуществляется ТО продолжительностью 12 часов (а на моём танке – каждые 500 миль). После пробега 5000 км — 30 часов. Капитальный ремонт проводится после пробега 11 000 км (на моём танке – примерно после 3-х тысяч миль), при этом ресурс гусениц составляет 6000 км. (недостижимый пробег для гусеницы с открытым шарниром, что стояли у нас. Я оцениваю максимальный ресурс наших гусениц в 1500 км). Отметим, что все это при абсолютной исправности всех агрегатов танка. Умножте цифрыцифры вдвое для получнентя реального времени обслуживания. Утройте цифры, если вам приходится делать это род открытым небом без пневматических инструментов.




Эти данные – для совершенно нового современного танка. Это неимоверно крутые показатели. У танка Т-64 гарантийный ресурс работы дрыгателя – 300 часов. Это значит, что где-то гораздо раньше, чем достижение пробега в 5000 км дрыгателю харьковских танкостроителей наступает карачун, и его нужно менять. А сдохшему необходимо как минимум менять поршневую, если не случилось чего похуже. У Т-64 ещё и торсионы лопаются нередко. А кто хоть раз менял торсионы, тот знает, что это за ужас. И гусеница слетает целиком, и тогда её без крана назад не поставишь.

То есть, если вы раз в год, меняете на своей новой личной машине расходники, масло, фильтр, тормозные колодки, дворники, наезжая, по 10 000 км, а на капитальный ремонт заедете не ранее, чем через 5-6 лет, то вам никогда даже в страшном сне не приснится весь ужас технического обслуживания такой сложной машины, как танк.

Если у вас есть рабочий грузовичок или пикап, на котором вы наматываете в день по 200-300 км – то у вас может появиться небольшая догадка о количестве времени и расходных материалов на обслуживание танка.

Танк – это перетяжелённая машина, все агрегаты которой работают почти на пределе своего ресурса. Танковый двигатель по определению форсирован по самое немогу. Танк, даже разработки конца 60-х, начала 70-х годов – это машина более сложная, чем практически вся гражданская техника, которую вы можете встретить в своей жизни.

Двигатель танка потребляет более 2-х литров топлива в минуту. Т-90 нужно менять десятки литров масла каждые 2500 км, а более старым моделям – гораздо чаще. Максимальный ресурс новой гусеницы – 6000 км. - У танка, произведенного в 21 веке.



У танка есть гидравлика. У Т-64 привод пушки. У Т-72 – привод башни. Гидравлика – это система чрезвычайно ненадёжная. Она нормально работает несколько дней после ремонта, поверьте мне, или пока танк стоит в ангаре. При использовании танка гидравлика всегда течёт, и нужно постоянно доливать жидкость. Когда она кончается – а случается это всегда в бою – танк становится неспособным вести бой.




А где вы видели новые танки на Украине, а особенно у ополчения?
По моим предположениям (я никогда не служил на новых танках), если ополчению дать 10 новых Т-90 с завода, но без вагона запчастей, расходников и инструментов, толковых ремонтников, то последний из новых танков выйдет полностью из строя максимум через 10 дней боевых действий без единого попадания или подрыва - из-за поломки ходовой, дрыгателя, трансмиссии или выхода из строя одной из электрических цепей, проводов башни или пушки. Прицельные приспособления, дальнометры, различные ночные и панорамные прицелы служат без ремонта дольше ходовой, но выход их из строя так же превращает танк в тягач. Замена их помимо того, что очень трудоёмка, стоит огромных денег и специальных знаний.




Танку вроде многократно отремонтированного Т-64Т-72, не продержаться в боеготовном состоянии и 5 дней. Во-первых, он достанется экипажу уже со многочисленными неполадками. Он будет способен в лучшем случае провести один-два скоротечных боя, и скорее всего, если не будет подбит, его все равно придётся эвакуировать тягачом. Во-вторых, количество неполадок будет увеличиваться в геометрической прогрессии с каждым часом, что танк не стоит на стоянке.




Я честно не знаю, нужно ли в советских танках иметь специальный инструмент для выверки прицела, но полагаю, что да. У нас его выдавали только офицерам, из-за его огромной стоимости. Полагаю, что любой танк, попавший в руки любого ополчения, прибора для выверки прицела иметь не будет. А это значит, что выверку прицела можно будет сделать только по-боевому – лупить в специальную мишень драгоценные снаряды на точно замеряной дистанции. А теперь представим такое мероприятие для пяти танков непосредственно перед боем… Уже смешно. Кстати, в танке выверку делают каждый день, когда танк не стоит на площадке.

Многие недооценивают сложность систем танка даже 60-х годов разработки. А зря. Это быстро проходит, когда ты начинаешь танк изучать. Даже более-менее зная танк, иногда в спокойной обстановке очень трудно сообразить, что именно отказало, почему, и что делать. А если ты в состоянии стресса – то сделать ты просто ничего не можешь. Именно так и получают в свои руки практически целую брошенную технику ополченцы Новороссии.





Ещё один аспект. Если брать мирное время, когда проводятся только учения, то больше всего гибнут и калечатся именно танкисты. Танк – смертельно опасная штука прежде всего для экипажа. При повороте башни она перемалывает всё, что попадает между ней и корпусом внутри и снаружи. Это может быть и снаряд. Чаще – нога, иногда – голова водителя. При движении пушки она давит всё, что оказывается под ней, под или над казёнником. Обычно это рука или нога, реже – голова. Танки часто переворачиваются и падают с обрывов, мостов, во рвы. Всегда с покалеченными танкистами в результате. И ещё танки давят всех, кто не успел отскочить, потому, что из него ничего не видно. Обычно это тот, кто занимается ремонтом или направляет танк с земли.

К чему это я? К тому, что экипаж танка нужно долго и систематически учить, иначе он быстро кончится, за неделю. Всего-то три человека.

То есть, гонять на захваченном только что восстановленном на харьковском заводе танке три дня можно. Эффективно применить, не имея свежеобученного экипажа – нет.
По опыту знаю, что механик-водитель может восстановить навыки после двух полных дней занятий через три-пять лет максимум. Через десять лет после дембеля – это проходить полностью новый курс обучения.

Наводчику и командиру для сохранения навыков более двух лет перерыва делать нельзя. После пяти-шести лет – обучать практически с нуля, получив экипаж, не более профессиональный, чем зелёные выпускники учебки.

Сколько нужно чтобы обучить экипаж с нуля? Меня учили полгода. По моему мнению, если заниматься по 12 часов 5 дней в неделю, полностью исключив все другие занятия – то от 4-х до 6 недель, в зависимости от тупизны обучаемых. По три экипажа на один учебный танк. И поверьте, что после этого курса обучения танк будет полностью угроблен. Восстановить его можно будет только в специальном месте специальными инструментами.
Основной расходник в танке, кроме масел и гидравлической жидкости – это звенья гусеницы, катки и подшипники ступицы колеса. Их можно брать с убитой техники, если она не горела. Но расходуются они просто с невероятной скоростью, а работы по замену требуют очень много.
Советская норма подготовки водителя танка - 250 км. Эдак один танк после 3-4 водятлов на замену всей ходовой и дрвшателя отправлять.я убеждён, что по минимуму достаточно 60-70 км.



 

Вывод:
Боевое применение нескольких танков возможно только при наличии очень сложной и очень дорогой инфраструктуры, которую может себе позволить только государство. Что не исключает возможность эффективного разового применения танка, доставшегося в хорошем состоянии, до быстрой выработки его ресурса.

И да, не сравнивайте технику вроде БМД, БМП, БТР и НОН с танками - разного класса техника, с гораздо большим ресурсом.


 

Автор: Равид Гор

 

Источник

 

Но, тем не менее, ополченцы уже продемонстрировали, что при умелом использовании даже несколько единиц бронетехники существенно облегчают противодействие войскам хунты. И воевать лучше все таки имея в своем распоряжении танки, чем воевать без них...

 

 

Комментарии (13)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    pro_spero 8 июля 2014 13:59

    статья очень интересная.
    в теории выходит, что воевать на танках у ополчения не получится, если у него нет просто огромного запаса запчастей и расходников.
    на практике, однако же, воюют. хоть потихоньку, по два танка, но отнюдь не безрезультатно.
    назревает вопрос, товарищи "россия не помогает новороссии!", как по вашему, откуда запчасти?

  2. Avatar
    SuperFikus007 8 июля 2014 14:19

    вы и правы и нет. Да все, что вы сказали истина. Безусловно любой танк, любого времени, любого производителя это капризное и сложное оборудование. Однако вы не учли старой аксиомы-танк это повозка для пушки. И тут возникают сразу два момента-повозка и пушка. Помнится во времена ВОВ, кажется на Северном фронте, на начальном этапе был случай когда командиру доложили, что неподалеку находятся несколько танков Т-28 (без сомнения к тому времени уже устаревшие трехбашенные монстры) без двигателей, но с исправными пушками. Он посчитал это большой удачей и просто вкопал их в землю организовав за короткий промежуток времени укрепрайон со сплошной зоной поражения. Наличие даже танков вовсе без колес, но с пушкой могло-бы помочь в организации защиты. Кроме того танк всяко лучше бронирован, более проходим и мощен, чем например "газелька" и даже танк вовсе без башни можно использовать для доставки грузов или в качестве тягача (как и использовали их после войны) или в качестве заграждения на ВПП аэродромов и дорогах при оборудовании блокпостов. Так что танк, даже не вполне исправный может сослужить службу, при отсутствии альтернативы.

  3. Avatar
    GizmO 8 июля 2014 14:45

    Цитата: pro_spero
    статья очень интересная.
    в теории выходит, что воевать на танках у ополчения не получится, если у него нет просто огромного запаса запчастей и расходников.
    на практике, однако же, воюют. хоть потихоньку, по два танка, но отнюдь не безрезультатно.
    назревает вопрос, товарищи "россия не помогает новороссии!", как по вашему, откуда запчасти?


    Статья,да интересная.
    Помнится Игорь Иванович давал вью,где он говорил,что гуманитарка идет через свои проверенные каналы.Так может и запчасти идут от туда же!

  4. Avatar
    avialaynen 8 июля 2014 15:23

    Понятна мысль "не стоит молиться", но вообще такое ощущение, что автор вдалбливает другую мысль: "ополченцам танки не нужны. пускай укропы сами свои ломают".
    Массаракш, да на войне любая техника в цене. И тот, кто с танками, всегда сильнее того, кто без.

  5. Avatar
    SuperFikus007 8 июля 2014 15:30

    Цитата: avialaynen
    Понятна мысль "не стоит молиться", но вообще такое ощущение, что автор вдалбливает другую мысль: "ополченцам танки не нужны. пускай укропы сами свои ломают".
    Массаракш, да на войне любая техника в цене. И тот, кто с танками, всегда сильнее того, кто без.

    а мне показалось, автор показывает то, что написал в заглавии и то, что танковых клиньев ждать не стоит

  6. Avatar
    said 8 июля 2014 15:48

    В корне не согласен с автором. Имея за плечами дастаточно продолжительный опыт эксплуатации Т-64, Т-72 и Т-80 могу с уверенностью утверждать, что имея техническое образование, желание, безусловно "букварь" (ТО и ИЭ) возможно разобраться в устройстве и порядке эксплуатации этих машин. Что касается выверки прицела (вообще-то говорят комплекса вооружения) там тоже ничего сложного нет. Необходимо всего навсего- нитка и пластелин (сделать перекрестие на срезе канала ствола) поддон с отверстием под ТХП-125 при её отсуствии можно её изготовить кустарным способом и контрольно-выверочную мишень (её схема находится обычно в формуляре, или в ТО и ИЭ) после холодной выверке произвести пристрелку по удаленной точке, кстати выверку можно производить тоже по удаленной точке. Так что танки это основная огневая мощь сухопутных войск и списывать их в ДОТы нельзя

    "...Кстати, в танке выверку делают каждый день, когда танк не стоит на площадке." Простите, но это бред дилетанта

  7. Avatar
    k.kamerer 8 июля 2014 16:11

    Танковые клинья и взять не откуда, но вот грамотно воспользоваться тем, что попало в руки ополченцев - вполне реально... даже таких раритетных монстров как ИС3... даже без исправного главного оружия...

    Вообще, как-то давно промелькивала новость о том, что ополчению в Славянске требовался какой-то движок, и туча запчастей. Та же первая НОНА, если не ошибаюсь, по словам Стрелкова израсходовала ресурс ходовой.

    Но, недавно было видео, где две исправные (с рабочей ходовой и исправными орудиями) обстреливали колону укров. Тогда Стрелок это прокомментировал так, что вторая была отремонтирована, после того, как она досталась ополченцам в ходе боев на Ямполе.

  8. Avatar
    SuperFikus007 8 июля 2014 16:33

    Цитата: k.kamerer

    Вообще, как-то давно промелькивала новость о том, что ополчению в Славянске требовался какой-то движок, и туча запчастей. Та же первая НОНА, если не ошибаюсь, по словам Стрелкова израсходовала ресурс ходовой.

    Но, недавно было видео, где две исправные (с рабочей ходовой и исправными орудиями) обстреливали колону укров. Тогда Стрелок это прокомментировал так, что вторая была отремонтирована, после того, как она досталась ополченцам в ходе боев на Ямполе.

    Туча запчастей нужна была для ремонта техники, которую планировалось взять с базы в Артемовске, которую так и не взяли и скорее всего уже никогда не возьмут. Вторая НОНА вроде была подбита (если не изменяет память) и ее некоторое время возили на трейлере. А вообще НОН было вроде три.

  9. Avatar
    Ravid 8 июля 2014 17:34

    Во- первых, приятно, что уже вторая моя заметка появляется на этом сайте. Жаль, что я сам не могу тут создавать новлсти. Или хотя бы исправлять опечатки. :(
    Во вторых: тем, кто со мной не согласен, я скажу, что не претендую на истину, зная многое о советских танках, я не имел опыта службы на них, поэтому не претендуют на истину

  10. Avatar
    Разин 8 июля 2014 19:57

    Оставлял камент но он почему-то не прошёл. Попытка №2.

    Статья правильная относительно того что убить танк или бмп это как два пальца об асфальт. Даже надёжный советский.
    Для повстанцев это как руководство к действию - выбивать в диверсиях в первую очередь тягачи, заправщики, технички и техников.

  11. Avatar
    Игорь 8 июля 2014 23:00

    Цитата: Ravid
    Во- первых, приятно, что уже вторая моя заметка появляется на этом сайте. Жаль, что я сам не могу тут создавать новлсти. Или хотя бы исправлять опечатки. :(
    Во вторых: тем, кто со мной не согласен, я скажу, что не претендую на истину, зная многое о советских танках, я не имел опыта службы на них, поэтому не претендуют на истину

    не понял - кто же все таки автор статьи? подпись вуду, а в коментах Равид пишет, что это его вторая заметка??? вуду гонит чужие статьи под своим ником? или проживает в Израиле?

  12. Avatar
    SuperFikus007 8 июля 2014 23:04

    Цитата: Игорь

    не понял - кто же все таки автор статьи? подпись вуду, а в коментах Равид пишет, что это его вторая заметка??? вуду гонит чужие статьи под своим ником? или проживает в Израиле?

    Там внизу кнопочка: Источник. Это тупо репост.

  13. Avatar
    Ravid 8 июля 2014 23:07

    Цитата: Игорь
    Цитата: Ravid
    Во- первых, приятно, что уже вторая моя заметка появляется на этом сайте. Жаль, что я сам не могу тут создавать новлсти. Или хотя бы исправлять опечатки. :(
    Во вторых: тем, кто со мной не согласен, я скажу, что не претендую на истину, зная многое о советских танках, я не имел опыта службы на них, поэтому не претендуют на истину

    не понял - кто же все таки автор статьи? подпись вуду, а в коментах Равид пишет, что это его вторая заметка??? вуду гонит чужие статьи под своим ником? или проживает в Израиле?


    Не, ну я в шоке от людей. 9 из десяти видят в лучшем случае треть информации на экране. Где вам фильтры в голову вживляют?
    В самом низу ссылка на источник - на мой блог в ЖЖ.
    И да, в Голосе регулярно перепечатывают чужие материалы с некоторыми изменениями. Чаще изменения в лучшую сторону. Тут картинки добавили.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.