"Никогда не бывало так много детворы в селах Одесской области, как знойным летом 1992-го. И дело тут вовсе не в демографическом взрыве – его не было. Причина другая, куда менее приятная – война в Приднестровье.
Минуло 22 года, но я до сих пор очень отчётливо помню всё, что происходило тогда. Как дурной сон, который застревает в памяти на всю жизнь. Но, то был не сон…
И днём, и ночью (ночью особенно часто), казалось, где-то совсем рядом строчили автоматы и пулемёты, рвались снаряды и от этого жутко дребезжали оконные стекла (а кое-где они и вовсе крошились на множество мелких осколков). Обстрелянные из гаубиц, до основания разрушенные здания. Человеческие трупы прямо посреди улиц. Вражеские снайперы на крышах. Было страшно. Интернет тогда ещё не пришёл в нашу жизнь, да и телевизионные СМИ работали не так бойко, как сегодня. А по радио каждый час сообщали о новых жертвах.
Мы внимательно вслушивались в дрожащий дикторский голос (хоть бы не прозвучала наша фамилия!) – ведь там, на войне, был отец – один из тысяч таких же, как он, простых вчерашних рабочих, ставший на защиту своей семьи, своего дома и своей земли. А нас – детей и подростков – наши матери спешно вывозили в сёла Одесской области. Там мы с моими братьями спасались от молдавских пуль и снарядов. И детей в сёлах было тогда очень много – как в лагере отдыха. И других игр не было – все мы играли в войну…
По роду моей профессиональной деятельности мне периодически доводится бывать в Молдове. Сегодня там «сепаратистом» меня могут назвать разве что в шутку, совершенно по-доброму, за стаканом хорошего вина. Да и то – могут, но не назовут. А тогда, в не таком уж далеком 92-м слово «сепаратист» звучало как смертный приговор, который для сотен основателей зарождавшейся приднестровской нации был приведён в исполнение.
Нет ни тени сомнения в том, что если бы тогдашний Кишинёв повёл иную политику в отношении днестровского левобережья – более взвешенную, умеренную, не пропитанную национализмом и бескомпромиссностью, то события развивались бы по совершенно иному сценарию. Без кровопролития, без чувства боли и национальной обиды, без кардинального государственного дробления.
Так выходит, что я, как и сотни тысяч других людей, родившихся на левом берегу Днестра, «сепаратист» по умолчанию. Но время идёт, и сегодня я уже «сепаратист» со стажем. Мне ли не знать истинной природы сепаратизма?! Я открою её тебе, читатель. Сепаратизм – это ответная и сугубо защитная реакция людей на ущемление в правах и свободах.
Сепаратизм – это не отделение во имя чего-то лучшего, не гонка за какими-либо благами. Сепаратизм – это бегство от горя, страха, унижения и смерти. Сепаратизм, если угодно, – это механизм выживания целых сообществ. И именно по такому пути пошли сегодня жители Донбасса. И никто не в праве их за это осуждать, ибо это их выстраданный выбор.
Это их женщины и дети сегодня сходят с ума от ужаса, дрожа под артобстрелами и пулемётными очередями. Это их мужчины, погибая с оружием в руках и без него, защищают своих матерей, жён, сестёр, детей и стариков. И с чисто человеческой точки зрения это должно стать болью всего украинского народа. Но, увы, мы наблюдаем обратное. Мирные жители погибают на востоке под восторженное улюлюканье центральных и западных регионов. Так о какой же «Единой Украине» речь?
С каждым новым днём боевых действий тонкая, почти прозрачная грань между антитеррористической операцией и полномасштабной гражданской войной всё более и более размывается. Когда её не станет вообще – изменить что-либо будет уже невозможно. Но сегодня ещё есть шанс. Если новоизбранный президент Пётр Порошенко остановит "АТО" – он в буквальном смысле спасёт Украину.
Ополченцы Донбасса изначально ни на кого не нападали. Они и сейчас всего лишь обороняют свои земли от незваных вооруженных «гостей». Точь-в-точь, как в 92-ом это происходило в Приднестровье. Как только официальный Кишинёв отозвал своих бойцов, кровопролитие тут же прекратилось. Правда, для этого потребовалось вмешательство российских миротворцев в лице легендарной 14-й армии и столь же легендарного генерала Александра Лебедя.
Приднестровские ополченцы не ринулись штурмовать Кишинёв. Не пойдут со штыками на Киев и донбасские повстанцы. Это очевидно. Так почему бы тогда президенту, который на каждом углу твердит о своём крайне пацифистском настрое, взять и не положить конец массовой бойне? Только так появится хоть какая-то надежда на благополучный исход. Ополченцы Донбасса не в силах самостоятельно прекратить кровавое вооруженное противостояние. Причина проста – не они его развязали.
Эскалация конфликта действующей украинской властью приведёт к тому же, чем всё закончилось в 92-ом году в Молдове – массовой гибелью людей, окончательным и безвозвратным отделением целого региона. На Донбассе уже, как мы знаем, прошёл референдум о государственном суверенитете, уже создан Союз Народных Республик, в который вошли ДНР и ЛНР. Стоит отметить, Приднестровье на первых порах тоже никто в Кишинёве в серьёз особо не воспринимал.
Но самопровозглашённые союзные республики Донбасса вряд ли станут вторым Приднестровьем, которое вот уже два десятилетия подряд на всех дипломатических фронтах отчаянно бьётся за признание своей независимости и пока безуспешно. Семимиллионное государство, пусть и самопровозглашённое, да ещё и не лишённое экономического потенциала, пресловутому мировому сообществу игнорировать не удастся. По населению – это полторы современные Молдовы, а по территории и того больше.
И это не считая того, что к союзу Донецкой и Луганской Народных республик со временем могут присоединиться и другие пока ещё области Украины. В частности, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская. На состоявшемся 24-го мая в Донецке Съезде их представители совершенно чётко заявили, что не признают Порошенко президентом до тех пор, пока не прекратится так называемая АТО и не будет проведена конституционная реформа.
Ситуация на Донбассе – это, конечно, не тот случай, когда можно что-то исправить. Там уже погибли люди. И продолжают гибнуть. Но это то, что можно и нужно остановить. С каждой новой жертвой президент Порошенко всё больше теряет свою легитимность в глазах тех, против кого он воюет. Шансов на то, что ему удастся удержать трещащую по швам Украину во «вчерашних» границах – становится всё меньше. Чтобы сохранить восток, придётся принимать решения, непопулярные на западе. В противном случае – самое время заказывать в типографиях новые карты страны и мира"
Автор статьи: Евгений Димитраш
Комментарии (7)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники