Донбасс

Идеология и психология гражданской войны

Почему гражданские войны неизмеримо более жестоки и бесчеловечны, чем войны межгосударственные? Почему многие люди удивительно быстро превращаются в нелюдей, мучая и истребляя своих вчерашних соотечественников, единоверцев?

 

Идеология и психология гражданской войны


Войны между странами более прагматичны, – как войны за территории и ресурсы, в том числе и людские. В этих войнах идеологии играют вспомогательную роль, – для самооправдания агрессоров и вдохновения защитников. Гражданская же война – это по преимуществу война идей и ценностей: с одной стороны защитники вековечного жизненного уклада, с другой – ослеплённые идеологической манией («кипит наш разум возмущённый… наш разум – кратер раскалённый»), ради которой подлежит уничтожению существующий образ жизни вместе с его носителями («весь мир насилья мы разрушим до основанья…»). Революции заканчиваются хаосом и гражданской войной, а классовая война – это вид войны гражданской, поэтому Интернационал (с конца XIX века гимн коммунистов, социалистов и анархистов) формулирует алгоритм гражданской войны: указывает на исполнителя, описывает набор инструкций, порядок действий и необходимый результат. Если войны между странами обычно заканчиваются договорами, в которых делятся те или иные преференции, то войны гражданские идут до «победного» конца – до физического истребления «противника» («Потоки лавы мир зальют…»), либо его полной мировоззренческой «перековки» («Мы наш, мы новый мир построим… Мир будет изменён в основе»).


Идеологические мании – это род духовных (информационных) заболеваний, заражение и ход которых зависят от культурно-цивилизационного иммунитета и крепости общественного организма. Смысл истории в медленном драматическом возрастании уровня вочеловечения в результате окультуривания религией, цивилизацией, государственностью. В каждом народе можно определить соотношение человеческих типов, выражающих уровень нравственно-духовного просветления.


Во все времена во всяком обществе в меньшинстве количество людей подлинно совестливых, нравственных, способных мотивировать своё поведение и отношение к окружающим совестью как повелевающей силой души. Свободное самоопределение духовно преображённой личности проявляется в органичной любви, доброте, милосердии, долге, которые можно искоренить только с уничтожением самого человека. В жизни христианских подвижников и праведников доминировало свободное самоопределение на Божественный призыв Нагорной проповеди. Собственно совесть означает сопричастие вести Божией, совесть – это «голос Божий» в человеческой душе. Они и являются маяками, на которые ориентировалось и светом которых подпитывалось нравственное чувство людей.


Некоторая часть человеческого сообщества в обыденных ситуациях руководствуется внутренним тяготением к добру. При этом чувство стыда, в котором выражается ощущение своего несоответствия нравственным нормам, является более сильным нравственным императивом, чем голос совести. Для таких людей жизненно важно наличие традиций и духовных авторитетов, которые являются носителями идеалов и ценностей. Малая часть духовных и нравственных пассионариев медленно прирастает в человечестве. Рост и свободное самоопределение человеческой личности нуждаются в защите общественными институтами.


Многие люди руководствуются чувством благоговения перед авторитетом либо страхом наказания больше, чем голосом совести или чувством стыда. Поэтому в обыденной ситуации они ведут себя вполне порядочно, но в периоды цивилизационного хаоса склонны к индивидуалистическому эгоизму и агрессии. Авторитетные традиции повелевают гипнозом сакральности, государственный авторитет устанавливает и охраняет границы дозволенного, сковывая хаос и агрессию. Поэтому для сохранения нормальных взаимоотношений и выживания большинство людей нуждается во внешнем повелении со стороны признанного авторитета, общественного мнения либо закона. Многие люди не творят зла потому, что боятся наказания – на небе или на земле.


Малочисленную часть общества, склонную к патологически агрессивному самоутверждению, не способна обуздать угроза наказания, чем объясняется неуничтожимость преступности. Чёрный осадок человечества для сохранения человеческого облика нуждается в принуждении насилием. Эти недочеловеки по своим душевным качествам ближе к животной самости в облике человека.

 

революция


Таким образом, при разрушении традиционного жизненного порядка и государственных устоев многие вполне добропорядочные люди быстро звереют, становятся ворами, садистами и убийцами. Поэтому самая свирепая диктатура (насилие, ограниченное во времени и пространстве) оказывается меньшим злом, чем социальный хаос (безграничное насилие и война всех против всех). Линия разделения добра и зла проходит не между людьми, а по сердцам человеческим, душа человека и является полем битвы дьявола с Богом. Поэтому нет и не может быть извечно предопределенных праведников и преступников, каждая душа наделена Творцом возможностями для спасения. Но это – в измерении вечности, в пределах же земной жизни мы можем констатировать, что совесть – искра Божия – во многих душах заглушена или слабо проявлена и нуждается во внешнем пробуждении либо благотворном подкреплении.
Историческое сравнение даёт основания утверждать, что в западном и русском человеке по-разному распределены эти духовно-нравственные архетипы. Если мораль – это общепринятые в конкретном обществе нормы общественных взаимоотношений, а нравственность – нормы и мотивы личного поведения людей, то западноевропейское общество и человек более моралистичны, а русское общество и человек более нравственны. В русской культуре индивидуальный человек является носителем духовных ценностей и нравственности больше, чем общественные институты и нормы, в западноевропейской же культуре наоборот. На Руси высшим носителем идеала является святой, то есть живой человек. В западноевропейской цивилизации повелевающими авторитетами являются общественные институты и нормы, диктующие облик человека, его образ жизни и поведения. «Православие воспитывало русский народ не нормами поведения, а образами жития святых и культом святости» (Н.А. Бердяев). Европа больше нуждалась в наращивании традиций права и государственных институтов (даже Церковь там во многом является инстанцией юридической), которые позволяли сковывать агрессию в человеке. Попрание общественных институтов приводило в Европе к невиданным для Руси-России массовым злодеяниям. Под покровом упорядоченности у европейского человека шевелится не меньший хаос, чем у русского. На Руси во все века было множество праведников – светильников жизни, облагораживающих духовный и нравственный климат эпохи. Государственные и общественные институты были носителями более нравственного, нежели правового авторитета, поэтому на Руси – «не в силе Бог, а в правде».


Идеал святости формировал на Руси больший, чем на Западе слой людей с нравственной саморегуляцией: «Русский человек способен выносить страдание лучше западного, и вместе с тем он исключительно чувствителен к страданию, он более сострадателен, чем человек западный» (Н.А. Бердяев). Отсутствие серединной культуры и стремление жить в мире сем по мерам не от мира сего превращали доброделание на Руси в неформальное. Русский человек не законник. Моральное повеление воспринималось не по букве, а по духу, не как формальный императив, а как призыв сердца. Добро и зло на Руси были больше духовными, чем юридическими категориями. Русский творит добро не по долгу и требованиям нравственного закона, а по любви и естественному тяготению к добру: не потому, что так поступать должно, а потому, что иначе поступить не может, – так велит сердце. Не случайно в русском языке слова «праведность» и «правда» – одного корня. «Русская добродетель – это добродетель сердца и совести. Здесь всё основано не на моральной рефлексии, не на «проклятом долге и обязанности», не на принудительной дисциплине или страхе греховности, а скорее на свободной доброте и на несколько мечтательном, порою сердечном созерцании. Сердечная доброта, сострадание, дух самопожертвования и определённое стремление к совершенству играют здесь решающую роль» (И.А. Ильин). Молодая среди христианских народов русская душа не сформировала ещё внутренней императивной ограды от зла. Охраняет её от злых стихий традиционный жизненный уклад, но при внешней защите не устоялась система внутренних норм и критериев. Отсюда русский человек меньше, чем западный человек, нуждается в формальном повелении для доброделания, но ему крайне необходима ограда традиционных ценностей для защиты от зла и соблазнов.


В Руси-России никогда не было «европейского шовинизма» – отношения к другим народам как низшим расам или даже нелюдям. Поэтому при колониальной политике России невозможно представить феномен «скальпов», когда государство платило своим гражданам за геноцид аборигенов. Попрание же для русского человека священных религиозных и государственных устоев (что периодически осуществляли правящие и культурные слои) – было невыносимым и потому вызывало «русский бунт». Многие конфликты России и Европы коренятся в разности национальных психологий.


Во «времена безвременья» – на волне революции и гражданской войны возносится чернь, представляющая собой интернациональный (не имеющие традиционной национальной идентичности) люмпен (асоциальные элементы). В эти эпохи наиболее беспринципные, жестокие и сверхэнергичные нелюди захватывают рычаги управления и влияния на массы. Транслируемая ими идеологическая мания срывает все религиозные, морально нравственные, правовые, государственные скрепы, без которых обесчеловечивается большая часть общества. Религиозно-нравственные пассионарии подвергаются поношению и истреблению.

 

революция


В тех ареалах человечества, где цивилизационная, культурная и государственная стабильность была кратковременной, либо цивилизационный культурный код менялся часто, слои духовно-нравственных пассионариев тонки. В таких обществах большинство неустойчиво в моральном и правовом отношении и восприимчиво к радикальным идеологиям. Будто сознание людей превращается в антенну, которая не воспринимает здравые волны, а настроено на волну агрессии, ненависти, расчеловечения.


Цивилизационно и культурно нестабильной была территория Малороссии, которая после падения Киевской Руси до возвращения в русскую цивилизацию веками подвергалась захватам с различных сторон – татарами, турками, литовцами, венграми, поляками, немцами. Отсюда типичные малоросские вольницы: запорожское казачество, махновщина… Ещё больше – Галиция, которая веками меняла не только цивилизационную, культурную, но и национальную идентичность, в том числе искусственно насаждаемую враждебными русской цивилизации силами (польские, немецкие и австрийские проекты дерусификации). В этом тоже причины такого быстрого и такого массового расчеловечивания сегодня в Малороссии и Галиции: начиная с массового бредового клича «кто не скачет, тот москаль» и кончая запредельно бесчеловечной публичной расправой над политическими оппонентами в Одессе. Невероятно быстро для большого количества людей Украины все несогласные с ними стали не людьми, по отношению к которым допустимы и даже восхвалительны самые бесчеловечные проявления. Подобное невозможно представить в Новороссии. Ополчение Донбасса передаёт Киеву и родителям спасённых и вылеченных пленных, в то время как украинские военные убивают пленных или передают измождённых и изуродованных пытками, либо схваченных на улицах подставных. Вчерашние мирные люди стали расстреливать и бомбить мирных жителей Новороссии, – не ополченцы же расстреливают свои города и своих родственников…


Цивилизационно нестабильные народы легко подвержены идеологическим маниям, а лечение трудно и долговременно. Сохранение традиционных ценностей и духовное нравственное состояние общества – это вопрос не общественных дискуссий, а, наряду с государственной стабильностью, вопрос самосохранения русской цивилизации, России и всех в ней живущих.


Автор: Виктор Аксючиц

 

 

Читайте также:

Комментарии (14)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    vpezduaaa 28 мая 2015 12:11

    Цитата: Corwin
    Значитца так. В гражданской войне правых и виноватых отличить довольно таки легко. Весь вопрос в том какая из сторон использует интервентов. Вот и всё. Чтобы там у автора не "кипело", а в гражданскую интервенты воевали на стороне белого движения, а в украине ЧВК были замечены с первых дней
    Не ожидал такого критерия «правоты и виновности». Гражда́нская война́ — крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства... Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе При чем здесь интервенция? Видимо при том, что интервенты поддерживают одну из сторон ГВ. Но не надо путать причины, следствия и средства. Коммунистические революции африканских стран тоже не обошлись без влияния извне...
    Про ЧВК же вообще песня. Они не подпадают под понятие «интервенты».

  2. Avatar
    Харитон 27 мая 2015 04:51

    Октябрьская революция 1917 года уничтожила касту дворян и эксплуататоров, дала равные права всем трудящимся, сделала из крестьянской России промышленную державу.

  3. Avatar
    Святослав72 27 мая 2015 06:19

    Автор высказался, мало чего понимая по данной теме, основываясь на подменах домыслах и удобном восприятии.

  4. Avatar
    vpezduaaa 27 мая 2015 09:05

    Очень хорошая статья. Спасибо автору за, может быть, излишнюю тактичность.
    Цивилизационно и культурно нестабильной была территория Малороссии
    Не только Малороссия (территория и её население), увы.

  5. Avatar
    adps 27 мая 2015 09:43

    Хорошая статья. Облекла в простые и понятные термины и определения многое из того, что я понимал, но не мог выразить словами.
    Цитата: Харитон
    Октябрьская революция 1917 года уничтожила касту дворян и эксплуататоров, дала равные права всем трудящимся, сделала из крестьянской России промышленную державу.

    Дворяне и эксплуататоры составили ничтожно малую часть истребленного в гражданской войне русского населения, лучше расскажите об уничтоженных "носителях чуждой идеологии" - врачах, учителях, деятелях науки, искусства и церкви, крестьянах, не вписавшихся в понятие "революционный класс", их детях...
    Не отрицаю исторической логики революции, но не надо идеализировать. По основным признакам она полностью подходит под определения, данные автором статьи.
    Цитата: Святослав72
    Автор высказался, мало чего понимая по данной теме, основываясь на подменах домыслах и удобном восприятии.

    Как я понял, вы - в теме. Изложите Вашу точку зрения, пожалуйста, либо дайте ссылку на какой-либо Ваш или иной труд, затрагивающий данную тематику. Мне действительно интересно.

  6. Avatar
    Det 27 мая 2015 10:59

    на гражданской войне - с другой стороны те люди, с которыми хорошо знаком, пили вместе ) в общем хорошо изместные, такое же д-мо как и сами.
    А вот на межгосударственной войне, особенно с европейцами, с другой стороны Европеоиды, они точно люди, а славян к тому же веками приучали уважать европеоидов, ну а тем более америкосов, это же земляки Рэмбо, а он крутой чувак !
    Так что все дело в восприятии мира )

  7. Avatar
    alex231205 27 мая 2015 14:38

    Замечательная статья, спасибо автору и тем, кто её разместил!

    В последнем абзаце сказано следующее: "Цивилизационно нестабильные народы легко подвержены идеологическим маниям...". Можно было бы ещё отнести сюда - "духовно ущербные личности".

    Разве может духовно-нравственный тип личности проявлять эпатаж и тем самым гадить в Храме (куда приходят тысячи людей, дабы в молитве своей соединиться с Богом воедино)? Разве могут духовно обогащенные и нравственно воспитанные люди с остервенением распрявляться с другими людьми, желающими свободно пользоваться своим родным языком во всех сферах общественно-политической жизни государства?
    Поэтому, в сегодняшних условиях очень важным является формирование некой государственной концепции, целю которой являлось бы неуклонное повышение уровня нравственно-духовного просветления человека, формирование духовно-нравственного типа личности. Только это может в ближайшем будущем значительно укрепить Россию и подготовить её к серьёзной борьбе за сохранение своей независимости, защите своих природных ресурсов и богатств, в стремительно изменяющемся мире.

    Вот сегодня, например, Македония стоит на пороге той же беды, которую Украина впустила в свои дома. За что орут на тамошних майданах? Они хотят лучшей жизни? А кто же её не желает? Вот только каким путем добиться этой лучшей жизни, вот в чем проблема! Ну, допустим, свергнут они нынешнее македонское правительство, впустят хаос и войну в свои дома. Сильно ли вырастет уровень их благосостояния в таких вот условиях? Или они думают, что на следующее утро у них на деревьях колбаса вырастет, а на кустарниках - хлебные буханки? Они думают, что немцы с финнами будут драться между собой, чтоб построить им бесплатно хорошие дороги? А шведы с датчанами не смогут спать спокойно, пока "обездоленный" народ "несчастной" Македонии не станет жить лучше?
    Проблема-то в самих македонцах, которые проявляют неудовлетворенность своим уровнем благосостояния. Именно заражение, именно ослеплённость идеологической манией (о чем и говорит автор статьи) - вот причина, с которой следует бороться! Они же должны бить сами себя по голове, пока не вытрясут всю ту дурь, умело размещенную в их головах путем идеологической информационной обработки их духовно ущербного сознания.
    Вспоминается фраза Франциско Гойи - "Сон разума рождает чудовищ".

  8. Avatar
    Святослав72 27 мая 2015 16:52

    Цитата: adps
    Хорошая статья. Облекла в простые и понятные термины и определения многое из того, что я понимал, но не мог выразить словами.
    Цитата: Святослав72
    Автор высказался, мало чего понимая по данной теме, основываясь на подменах домыслах и удобном восприятии.

    Как я понял, вы - в теме. Изложите Вашу точку зрения, пожалуйста, либо дайте ссылку на какой-либо Ваш или иной труд, затрагивающий данную тематику. Мне действительно интересно.

    Это шаблонное мышление, с Вашей стороны, а товарисч применил пропагандисткую манипуляцию. Вы друг другу подходите, это нормально.
    Если Вас интересует моя точка, то сперва надо задавать правильные вопросы и быть готовым услышать ответ. К чему Вы не готовы.

  9. Avatar
    ladik 27 мая 2015 17:20

    Россия и до 17 года была великой державой , без интеллигенции народ быдло , и без народа интеллигенция не выживет, симбиоз . Все революции делает интеллигенция, а бунты народ)))

  10. Avatar
    Corwin 27 мая 2015 18:27

    Значитца так. В гражданской войне правых и виноватых отличить довольно таки легко. Весь вопрос в том какая из сторон использует интервентов. Вот и всё. Чтобы там у автора не "кипело", а в гражданскую интервенты воевали на стороне белого движения, а в украине ЧВК были замечены с первых дней.

  11. Avatar
    Партизан1958 27 мая 2015 21:35

    Цитата: Corwin
    Значитца так. В гражданской войне правых и виноватых отличить довольно таки легко. Весь вопрос в том какая из сторон использует интервентов. Вот и всё. Чтобы там у автора не "кипело", а в гражданскую интервенты воевали на стороне белого движения, а в украине ЧВК были замечены с первых дней.


    Виноваты капиталисты, а правы те кого обирают эти самые капиталисты.

  12. Avatar
    adps 28 мая 2015 11:32

    Цитата: Святослав72
    Это шаблонное мышление, с Вашей стороны, а товарисч применил пропагандисткую манипуляцию. Вы друг другу подходите, это нормально.
    Если Вас интересует моя точка, то сперва надо задавать правильные вопросы и быть готовым услышать ответ. К чему Вы не готовы.

    Давайте, пожалуйста, без снобизма. Попробуйте отключить режим превосходства и дать конкретный ответ на следующее:
    1. Автор привел пусть упрощенную, но на мой взгляд вполне адекватную классификацию слоев общества по императиву поведения . Если он, по вашему мнению, здесь не прав, изложите Ваш вариант.
    2. Пусть это шаблоны, хорошо. Какой, в таком случае, шаблон отвечает за "расчеловечивание" жителей Донбасса и Луганщины в глазах свидомо-активной части населения Украины? Почему это происходит?
    Убедительно прошу ответить по-существу, а то опять скажете, что это "неправильные вопросы" :)

  13. Avatar
    Святослав72 28 мая 2015 19:07

    Цитата: adps

    Давайте, ....

    Начнём с того, что дело не в снобизме а в Дебилизме и Идиотизме, который является общепринятым менталитетом(мироощущением и мировосприятием) для мирно-пасущихся "общечеловеческих ценностей".
    Тем самым переходим к вашему негодованию и возмущению в вопросе 2: А! почему нет? С чего им(свидомым) не заниматься тем чем они заняты? Они-же не в Вашей Единой Секте Людей Всего Человечества, не относятся к Ордену Счастливого Золотого Приспособленчества. У них есть Своя Религия, по которой он Другие, и их "человеческие ценности" позволяют то чем они заняты. Это-то, надо понимать, основу построения общества, его менталитета, жизненного пространства и.т.д. и.т.п.
    Теперь вопрос 1. Моё изложение Человечества и его Развития слишком объёмное, но история(.....которая ничему не учит(с)) доказывает что оно Правильное. Что Национализм - это основа Государственности(которая строиться либо на Религии либо на Национализме). Но! в общепринятом варианте, Национализм - Враг! С чего такая радость? Может с того, что он противостоит идеи накопления Капитала(Олигархического Капитала-Фашизма) где прибыль при выше Всего. Вам-же не понятно как при Национальных Интересах/Вызовах/Проектах - Национализм является негативом и порицается. А! это явно указывает Государственную Шизофрению, Деградацию Власти.
    Такие ужастики как - Фашизм - хотя это Закономерное Социально-Историческое Явление, которому подвержены не только расы и этносы, но и религии и сферы деятельности. Нет, в существующем Мире, "поляны" где всем хорошо и ничего никому не нужно. Мир изначально делён, и устроен в конкуренции противостояний и взаимодействии изменений.............
    Далее

  14. Avatar
    Святослав72 28 мая 2015 19:14

    Цитата: adps

    ....... Почему это происходит?
    Убедительно прошу ответить по-существу, а то опять скажете, что это "неправильные вопросы" :)

    Далее.......
    Такие декларируемые традиционные Христианские Религии утверждающие свою несостоятельность в своих последователях и приверженцах, ритуалах и трактовках, образе жизни. Производная от неё, Исламская Религия, имеющая более сильные Пропагандисткие Влияния, модернизированная в более удобном варианте и агрессивных последователях. Даже утвердили закон о защите Религиозных Прав Верующих, и никого не парит что Вера и Религия это разные состояния и ориентация. Даже Атеизм есть Вера, отрицающая общепринятую Религию. Но! это-же никого не интересует. Главное ляпнуть под шаблон подстилочку.
    Хотя, и та и другая модель, применяла Террор и Геноцид, и будет применять. Террор и Геноцид, обязательно сопровождающий замещение ослабевших видов в процесс эволюции, это не привилегия Бога это очевидность. А! если Вы их не замечаете, это не значит что их нет, они могут иметь другие формы и проявления. Так-же как в РФ, применяется Гуманный Геноцид по отношению к Русским, но так как нет Непримиримых Русских Фанатиков или Идеологии Русского Народа, то данная тенденция никому не интересна. Она не существует, в общепринятой матрице "человеческих ценностей" или Национального менталитета Россиян. Жри, сри и развлекайся, вот главный шаблон, как эталон состоятельности. Основная доминанта современного стада. "Люди или общество", постоянно делятся на группы в зависимости от "плоскости исследования". По геополитике существуют три типа: Непримиримые, Статисты(переменная либо + либо -), Приспособленцы. По социальной ориентации: Защитники/Разрушители, Исследователи(либо + либо -) и Создатели(либо + либо -).
    Надо начинать с основы, с построения модели как Идеала к которому надо стремиться. Выстраивать понятную и управляемую модель, где человек и общество может само-реализовываться и развиваться не разрушая себя и своё жизненное пространство. Противостоящую Негативным Влияниям, и это возможно, но не востребовано.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.