Донбасс

Переможцi Дебальцево

ДебальцевоУкраинское слово «переможцi» в переводе на русский означает «победители». Так президент Украины Петр Порошенко назвал остатки своих войск, вырвавшихся под огнем противника из окружения в донбасском городе Дебальцево.

О погибших в том военном котле (по данным ополченцев, их не менее 3,5 тыс. – В.Л.), о брошенных на произвол судьбы телах погибших украинских солдат и офицеров (их вывозят до сих пор. – В.Л.), покореженной и еще исправной, но в панике оставленной на поле боя боевой технике и боеприпасах к ней, о сотнях раненых и попавших в плен, о десятках воинов, деморализованных сокрушительным поражением и прячущихся в перелесках и степных оврагах донетчины, Верховный главнокомандующий вооруженных сил Незалежной предпочел умолчать. Такой сегодня высокий стиль у киевских правителей – выдавать желаемое за действительное. Называть белое – черным, а черное – белым. Но правда о ситуации в украинской армии все равно становится достоянием общественности.

 

ВСУ – ВЗГЛЯД ИЗ ЛОНДОНА

 

Недавно о ее морально-политическом состоянии рассказала известная английская The Telegraph, ссылаясь на впечатления британских военных инструкторов, которые прилетели в Незалежную, чтобы тренировать, готовить к новым боям украинских солдат и офицеров. Тридцать пять англичан были отправлены на два месяца в Мариуполь, чтобы, как пишет Telegraph, «оказывать помощь в тактическом обучении армии», то есть давать советы и обучать украинцев, как правильно вести военные действия. Плюс еще большой блок – обучать медперсонал. Для чего они привезли с собой и соответствующее оборудование, как подчеркивает газета, «нелетального принципа действия» – приборы ночного видения, медицинские препараты и полевые аптечки. Но не это самое интересное в сообщении Telegraph, а вывод, который сделали британцы после знакомства с состоянием дел в украинских войсках.

«Коррумпированная, обнищавшая и непрофессиональная армия. Вот кого придется тренировать английским военным», – резюмирует газета. И аргументирует свой вывод: состояние ее весьма и весьма плачевное. Армия коррумпирована, нет денег на оснащение, семьи украинских военнослужащих покупают на свои деньги обмундирование, ботинки, приборы ночного видения – все, что только можно купить. В среднем это обходится в 2,5 тыс. долл. Единственное, что выдают солдатам, это автоматы Калашникова. Плохо обучены и сами командующие украинской армией: из 10 ранений украинских солдат 6 получены из-за огня, открытого сослуживцами, или в результате неправильного обращения с оружием…

Остановимся на этом, не будем дальше пересказывать публикацию английской газеты. Тем более что за неделю-две перед лондонским Telegraph гораздо более подробный материал о состоянии украинской армии, а точнее войск, выведенных из Дебальцево, писали и СМИ Незалежной. Один из таких материалов под заголовком «Офицерское письмо Петру Порошенко», подписанное якобы секретариатом офицерского собрания 128-й горно-пехотной бригады, 25-го отдельного мотопехотного батальона, 40-го отдельного мотопехотного батальона, 54-го отдельного разведывательного батальона и лично командира 128-й горно-пехотной бригады Героя Украины полковника Сергея Шаптала, буквально взорвало Интернет.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

В письме звучала просьба к президенту и одновременно категорическое требование к нему (так в публикации. – В.Л.) принять немедленные меры к замене всего руководства Генерального штаба вооруженных сил Украины. «Обстоятельства битвы за Дебальцево во всей очевидности (в очередной раз) выявили, – сообщают Верховному главнокомандующему подписанты, – что самый опасный противник ВС Украины – собственный Генеральный штаб и его штабы-сателлиты. В первую очередь командование и штаб АТО (секторов)». И дальше идет обоснование этого утверждения на примере битвы за Дебальцево.

«За более чем шестимесячное существование Дебальцевского выступа, – пишут офицеры, – руководство и штабы сектора «С», АТО и ГШ ВСУ проявили тотальную некомпетентность в вопросах тактики, оперативного управления и планирования боевых действий. Причем смена персоналий в этих штабах во время их ротаций качественных изменений не приносила. Решения по размещению опорных пунктов и резервов по линии обороны принимались исключительно на основе созерцания бумажных карт. Без рекогносцировок и разведки местности, не говоря уже о разведке позиций противника».

«Посещение передовых позиций носило крайне эпизодический и в основном «театральный» характер, – утверждается в письме. – Ни на одном из сети КНП–НП (командно-наблюдательных пунктов и наблюдательных пунктов. – В.Л.) по линии выступа ни один представитель командования или штаба сектора (АТО) за всю историю Дебальцевского выступа так и не появился. Хотя именно с КНП (НП) можно визуально оценить преимущества или недостатки как своих боевых порядков, так и противника». «Любые кризисы на опорных пунктах решались исключительно силами батальона (бригады), за кем и был закреплен этот участок (опорный пункт), собственным решением командира батальона (бригады), задействуя силы и средства с собственных боевых порядков. Если подразделение не имело такой возможности, оставалось надеяться только на сознательность «соседей» или чудо».

В письме, написанном, кстати, на русском языке и без малейшего упоминания российских войск, перечисляются и другие «профессиональные ляпы» украинских генералов. Всех фактов привести невозможно. Остановимся только на некоторых из них.

«На протяжении существования Дебальцевского выступа ни командованием сектора, ни командованием АТО не принимались никакие меры для своевременного пополнения убывающих людских ресурсов и вооружений, – утверждают его авторы. – Так, убыль по ствольной артиллерии в 128-й бригаде составила около 70 процентов. А прибывшие по программе восполнения потерь 4 САУ оказались только покрашены, но даже не сняты с консервации и вышли из строя в течение 3-х суток. В 25-м ОМПБ 75 процентов минометов вышли из строя. Таким образом, по мере убыли в артиллерии и других ресурсах возможности удержания своих позиций пропорционально таяли».

«При этом на протяжении почти месячного непрерывного штурма противник только наращивал свои силы, – говорится в публикации. – Многократное превосходство противника в живой силе в условиях невозможности поддерживать наши боевые порядки огнем артиллерии при, напротив, шквальном огне артиллерии противника вело к неминуемой и бездарной гибели наших подразделений на опорных пунктах. А после потери ключевых позиций привело бы к неминуемому разгрому всей группировки ВСУ в Дебальцево. То есть гибели или пленению более чем 2000 военнослужащих ВСУ».

Развеивается в письме в том числе и миф президента об организованном выводе украинских войск из Дебальцевского котла. Больше месяца назад, 18 февраля, Петр Порошенко торжественно заявил: «Мы утверждали и доказали: Дебальцево находилось под нашим контролем, никакого окружения не было, наши части и подразделения вышли планово и организованно. Вышли полностью с боевой техникой: танками, боевыми машинами пехоты, самоходными артиллерийскими установками, с автомобильной техникой». И далее: «Я хочу сказать, что этими действиями была посрамлена Россия, которая еще вчера потребовала от украинских военных сложить оружие, поднять белый флаг и сдаться в плен. Украинские военные с честью поддержали высокое звание защитника Отечества и, как я и обещал, дали по зубам тем, кто пытался их окружить». А еще президент Украины сообщил миру, что именно он еще накануне отдал приказ об отступлении. И солдаты и офицеры приказ выполнили в точности.

Офицерское письмо, зарегистрированное в администрации президента Украины ровно на девятый день после дебальцевского разгрома, утверждает, что никакого приказа от Верховного главнокомандующего и из Генерального штаба о выводе войск из Дебальцевского котла не поступало.

«В этих условиях (котла. – В.Л.), – сообщают президенту авторы письма, – инициативные офицеры поставили вопрос о принятии безотлагательного решения об организованном выводе войск из окружения вне зависимости от наличия решения «уполномоченных штабов»… «Все подразделения ожидали такого, единственно правильного решения, поэтому проблем с взаимодействием между подразделениями и боевыми порядками не было. К 2:00 18 февраля сформированные колонны пошли на прорыв. За подразделениями 128-й бригады потянулись остальные отдельные подразделения ВСУ, Национальной гвардии и милиции. Штаб сектора вместе с подразделениями обеспечения и охраны был извещен об отходе наравне с другими отдельными подразделениями и, не «умничая», присоединился к прорывающимся колоннам».

«Пропасть недоверия между боевыми частями (подразделениями) и штабами орбиты Генерального штаба (АТО, сектор) характерна для всех участков фронта (секторов), – утверждается в письме. – Сегодня какой-то «удивительный» механизм назначений выталкивает на высшие командные должности людей совершенно никчемных профессионально и морально. Уровню недоверия этим «управленцам» уже некуда расти! Текущее состояние ГШ и штабов-сателлитов влечет бездарные потери личного состава и техники, а также дальнейшую оккупацию противником украинской территории. Кроме того, недоверие собственному командованию значительно снижает боевой дух и стойкость подразделений». «Проблему не решить сменой одной персоналии, – резюмирует публикация. – Необходимо заменить всех руководителей, уполномоченных принимать решения, на инициативных, имеющих положительный опыт управления бригадами-батальонами в реальных боевых условиях, пользующихся доверием и уважением в своих соединениях, частях и подразделениях».

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Заканчивается письмо ритуальной верноподданнической фразой «Слава Украине!», но об ответе Порошенко на обращение к нему офицеров ничего не известно. Но известно, что на него отреагировала пресс-служба Генерального штаба ВСУ. Она назвала эту публикацию «провокацией, направленной на дестабилизацию ситуации в вооруженных силах Украины». «Авторы обращения сознательно манипулируют событиями, включая в состав подписантов военнослужащих, в том числе офицеров, не имеющих никакого отношения к этому письму», – говорится в ответе пресс-службы.

При этом пресс-служба, если вчитаться в текст опровержения, по сути, не опровергает ни одного факта, приведенного в письме, кроме самого события офицерского собрания. «В частности, – говорится там, – Генеральный штаб располагает информацией, что офицерское собрание в 128-й горно-пехотной бригаде по указанному вопросу не проводилось; личный состав 40-го отдельного мотопехотного батальона сейчас находится в пункте постоянной дислокации и в отпусках; письмо от имени личного состава 54-го отдельного разведывательного батальона единолично подписал старшина подразделения (в СМИ звучала его фамилия – Шовкун. – В.Л.), процедура собрания личного состава подразделения соблюдена не была».

И дальше. «Огульная, неконструктивная критика действий руководства штаба АТО и штаба сектора «С», безосновательные требования тотальной замены всего руководящего состава не будут способствовать укреплению боеспособности и морально-психологического состояния подразделений, участвующих в контртеррористической операции на востоке Украины. Одновременно Генеральный штаб ВСУ всегда адекватно реагирует на конструктивную критику и готов к сотрудничеству с авторитетными и незаангажированными военными экспертами и аналитиками», – обещает пресс-служба. Но о том, какие меры предпринимаются в армии, чтобы исправить положение дел, кроме приглашения западных инструкторов, как это происходит сегодня, информации не предоставляет.

Зато очень ярко о тех, кого призывают в украинскую армию и кто в ней служит, на своей странице в социальной сети Facebook написал советник президента Порошенко Юрий Бирюков. «Алкоголики и уклонисты, наркоманы и идиоты… По формальным признакам попадают под мобилизацию. Значит – берем, результат не важен», – утверждает он. А его начальник – президент Украины – продолжает утверждать, что армия Незалежной входит в пятерку самых сильных на континенте. Правда, не уточняет на каком именно континенте. Может, в Африке? По результатам действий на юго-востоке собственной страны к европейским вооруженным силам ее причислить как-то неловко.

В то же время в украинской печати, оскорбленной регулярными поражениями своих ратников как под Иловайском, так и под Дебальцево, продолжаются публицистические атаки как непосредственно на руководство минобороны Незалежной, так и на Генеральный штаб. Назвать это борьбой за власть на армейском Олимпе, наверное, сложно, ибо «скамейка запасных» у президента Порошенко практически исчерпана. И замена одного правоохранителя на другого (Гелетея на Полторака, Муженко на кого-нибудь еще) на посту министра обороны или начальника Генштаба, как в той поговорке, фиг на фиг менять – только время терять. Тем не менее, как пишет в киевской газете «Зеркало недели» местный журналист Юрий Бутусов, «Армия не хочет воевать под командованием невеж, лгунов и предателей… Руководство Генштаба следует гнать из армии за полную профнепригодность – гнать под суд».

ЗАБЫЛИ О ГЛАВНОМ

Много проблем украинских вооруженных сил перечисляет журналист. И слабость архаического управления, и мизерную численность войск в зоне спецоперации, и огромные ресурсные, совершенно неоправданные затраты в условиях войны, неподъемные для экономики Незалежной, и отсутствие системной кадровой работы, в результате чего эффективные командиры, проявившие себя в бою, не продвигаются по служебной лестнице, не заменяют некомпетентных и бездарных, и слабую подготовку пополнения, которому не обеспечивается на полигонах боевое слаживание и взаимодействие на уровне батальона-бригады, то есть в бой посылают необученное «пушечное мясо», а еще слабую разведку на поле боя… Все правильно. Об одном умалчивает журналист. Об абсолютном отсутствии у военнослужащих вооруженных сил Украины («Правый сектор» и добровольческие отряды олигархов – не в счет. – В.Л.) желания рисковать своей жизнью и здоровьем в войне против собственного народа. А это, пожалуй, главная составляющая поражения.

Ведь если поставить простой и ясный вопрос: почему украинская армия, вооруженная той же боевой техникой и оружием, что и ополченцы, и в то же время большая по численности и, по идее, лучше организованная, проигрывает одно за другим сражение бывшим шахтерам, инженерам, шоферам, бизнесменам, русским и прочим зарубежным добровольцам – одним словом, партизанам? Только не надо говорить, что это объясняется тем, что на стороне ополченцев воюют российские войска. Их присутствие на Донбассе еще никто почему-то не доказал. Но даже если это и так, все равно регулярные котлы украинских ВС этим не объяснить. Ответ, видимо, надо искать в том, без чего не бывает победы, что в последние годы нас всех аккуратно и ненавязчиво заставляли забыть. О морально-политическом и морально-психологическом состоянии войск.

И станет очевидно, что украинским солдатам и офицерам непонятно, за что и почему они должны жертвовать своими жизнями. Если правительство не может обеспечить их всем необходимым для успеха в вооруженном противостоянии. Если ни одно обещание президента о материальном поощрении отличившихся на войне не выполняется, даже денежное содержание не платят, не оказывают своевременную помощь раненым, а убитых бросают на поле боя. Если страной, абстрактные интересы которой их призывают защищать, правят постоянно грызущиеся между собой за обладание государственной собственностью олигархи.

Разве могут они победить тех людей, кто защищает свой дом и своих близких, свое право говорить на родном языке, выбирать тех руководителей, кто этого достоин, а не тех, кого пришлют им киевские националисты?! Разве можно одолеть тех, для кого, как в годы Великой Отечественной, «за Волгой земли нет»? Вопрос, что называется, риторический. И ответ на него известен. Конечно, нет. Как сказал когда-то один немодный сегодня классик, «во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь».

А состояние духа киевских «переможцев» и донбасских ополченцев – несравнимо. По-моему, это очевидно.

 

Автор Виктор Литовкин

Комментарии (3)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    bronenosets 4 апреля 2015 22:45

    Об абсолютном отсутствии у военнослужащих вооруженных сил Украины («Правый сектор» и добровольческие отряды олигархов – не в счет. – В.Л.) желания рисковать своей жизнью и здоровьем в войне против собственного народа. А это, пожалуй, главная составляющая поражения.
    Золотые слова. Об этом The Telegraph разумеется не напишет, т. к. это будет полный разрыв шаблона у ее читателя: а зачем тогда все это нужно и за что собственно они воюют? Здесь и кроется причина того, почему гаубицы не расконсервированы, почему «театральный» характер и т. д. Армия воюет из-под палки. Завтра скажи: кто хочет - иди домой, все и уйдут, кроме упоротых. И это главная головная боль пендосов.

  2. Avatar
    smolnuy 5 апреля 2015 14:17

    Петр Порошенко торжественно заявил: «Мы утверждали и доказали: Дебальцево находилось под нашим контролем, никакого окружения не было, наши части и подразделения вышли планово и организованно. Вышли полностью с боевой техникой: танками, боевыми машинами пехоты, самоходными артиллерийскими установками, с автомобильной техникой»

  3. Avatar
    smolnuy 5 апреля 2015 14:18

    Цитата: smolnuy
    Петр Порошенко торжественно заявил: «Мы утверждали и доказали: Дебальцево находилось под нашим контролем, никакого окружения не было, наши части и подразделения вышли планово и организованно. Вышли полностью с боевой техникой: танками, боевыми машинами пехоты, самоходными артиллерийскими установками, с автомобильной техникой»

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.