На фоне спада боевой активности в Донбассе, Минобороны Украины формирует 11 новых бригад, четыре полка и «значительное число» новых батальонов. Об этом заявил замначальника департамента информтехнологий ведомства Сергей Галушко, сообщает ТАСС.
Ранее бывший главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк заявил, что американская военная помощь Украине «уже организована».
На деле, сейчас ситуация на Донбассе напоминает неопределенность 1992–1995 годов в отношениях между Хорватией и непризнанной республикой Сербская Краина. Напомним: развал Югославии сопровождался рядом военных конфликтов, и в апреле 1991 года сербы провозгласили автономию на территориях, где они составляли большинство населения. Попытки хорватов подавить «сепаратистов» силой успеха не имели: войска были слабыми, а сербы дрались отчаянно.
К 1994-му на территории Сербской Краины удалось наладить мирную жизнь, создать постоянно действующие органы власти, начать регулярную выплату зарплат. Однако хорватские войска использовали передышку для радикального перевооружения и переобучения армии под руководством западных инструкторов.
В ноябре 1994 года Вашингтон и Загреб заключают договор о военном сотрудничестве. Военными советниками хорватской армии стали специалисты из частной военной компании MPRI, тесно связанной с Пентагоном. Более 1 млрд. долларов было потрачено на приобретение вооружения, основными поставщиками которого стали Германия и Украина.
В августе 1995-го состоялся «балканский блицкриг» – операция «Буря». В ней приняли участие более 100 тысяч хорватских военнослужащих (при общей численности мобилизованных 200 тысяч). Как потом стало известно, американцы дали гарантии хорватам, что официальный Белград вмешиваться не будет. 3 августа правительство Сербской Краины покинуло столицу Книн, а с 4 по 6 августа армия сербов была полностью разгромлена.
Этот сценарий внимательно изучают в Киеве. Еще в сентябре 2014 года советник президента Украины Юрий Луценко рассказал о своем видении развития ситуации вокруг Донбасса. По его мнению, «примером может служить Хорватия. После взятия югославской армией Вуковара хорваты вынуждены были согласиться на существование Сербской Краины. Три года они не просто терпели, а развивали экономику и армию. А затем за часы танковой атакой смели сепаратистов со своей земли», — написал Луценко на своей странице в Facebook.
Действительно ли Украина может повторить хорватский опыт, и допустит ли это Россия?
– Сценарий 1995 года в Донбассе повторить невозможно, – считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Прежде всего, тогда хорватские власти прямо прибегли к помощи частной военной компании MPRI. Официально считалось, что американские инструкторы готовят для боевых действий хорватские части, в первую очередь, национальную гвардию. На деле, смысл договора между Генштабом хорватской армии и MPRI, руководство которой сплошь состоит из отставных высокопоставленных генералов США (среди них, например, экс-командующий сухопутными войсками, экс-командующие американскими войсками в Европе, экс-командующий специальными операциями), заключался в следующем: американцы предоставляют хорватам данные разведки США, плюс организуют прослушку всей сербской связи, включая переговоры Книна и Белграда.
В результате, у хорватов была полная картина того, что планируют сербы.
Кроме того, отставные американские генералы из MPRI разработали план наступления на Сербскую Краину. Это тоже был серьезный момент, хотя в целом, американцы разработали вполне ординарный план, используя в качестве заготовки прежние планы вероятных войн между НАТО и странами Варшавского договора.
Но в реальности падение Сербской Краины, на мой взгляд, произошло только по одной причине: ее предал Белград. Если бы Белград пришел сербам на помощь, разработанное американцами наступление провалилось бы.
«СП»: – Почему вы в этом уверены?
– А вы посмотрите, что стало с армиями стран, в которые посылали американских инструкторов. Это Южный Вьетнам, Ирак, Грузия. Всегда такие страны в военном плане проигрывали напрочь своим противникам. И для Украины американская военная помощь ничего не решит.
«СП»: – Но американцы могут помочь Киеву разведкой, как помогли хорватам, разве нет?
– Конечно, американцы могут заняться прослушкой ополченцев и космической разведкой территории Донбасса. Но это тоже ничего не решит. Данные по Донбассу у украинских военных и без американской помощи наверняка имеются. Ведь две независимые республики представляют собой неширокую фронтовую полосу с неглубоким тылом. В том, что украинские шпионы «просвечивают» эту территорию вдоль и поперек – у меня нет сомнений.
У Киева просто нет моральных сил и боевого духа, чтобы подавить Донбасс. А главное – Москва предавать Донбасс не станет…
– Киев не скрывает, что готовится к силовому решению проблемы Донбасса, и использует нынешнюю передышку для централизации власти и контроля над вооруженными формированиями, – отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Правда, перспективы блицкрига в отношении Донбасса были похоронены еще осенью 2014 года, но попытка реванша, думаю, будет. Вопрос только в том, сколько времени осталось до этой попытки. На мой взгляд, меньше, чем в случае с Сербской Краиной.
«СП»: – На что Киев рассчитывает, готовясь к реваншу?
– Украинская армия учится воевать, улучшается ее боевое снабжение. В целом, Вооруженные силы Украины становятся более боеспособными.
С другой стороны, в ДНР и ЛНР имеется большая проблема с общей экономической ситуацией, функционированием социальной сферы, ближним и стратегическим тылом. Все это не может не сказываться на боеспособности и дееспособности армии. Причем, уже в среднесрочной перспективе.
Эти проблемы Донбасса придется решать – вне и помимо Украины, а также Минских договоренностей.
«СП»: – Их придется решать нам?
– Да. Украина даже не планирует восстанавливать социальные выплаты в Донбассе. Поэтому и обеспечение республик, и их восстановление ляжет на Россию. Этого практически невозможно избежать, и это бремя не может не повлиять на позицию Москвы. Если российское государство тратит на что-то деньги, оно имеет все основания это контролировать.
Другими словами, Донецк и Луганск будут выводиться из «серой зоны». Запихнуть их обратно на Украину не получится при всем желании. Поэтому будут продвигаться другие варианты – либо частичного признания республик, либо их присоединения к Российской Федерации…
– Я уехал из Сербской Краины в 1993 году и не застал уничтожения республики, – говорит писатель, публицист, председатель партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов. – Но я надеюсь и думаю, что российская власть не может позволить себе сдать Донбасс. У нас общество с этим не смирится. Это не значит, что все восстанут. Но сдача Донбасса будет большой трагедией, множество людей погибнут. И замолчать это будет невозможно. Все-таки 20 лет назад не было таких СМИ, а сейчас все на виду. Если люди в Донбассе начнут массово гибнуть, российское общественное мнение не простит этого даже Путину, которому многое прощает…
Комментарии (4)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники