С развалом СССР на Украине, не считая авиации и ракет, оставались пять армий, в том числе танковая, три корпуса ПВО и один армейский. Только стратегических запасов на спецскладах МО хранилось на 90 млрд. долларов. Все это оказалось разворованным.
Если нельзя, значит, можно
В самом конце 1991 года Леонидом Кравчуком был издан Указ, которым предписывалось создание так называемого Коммерческого центра при МО Украины. А через три недели таким же Указом была создана Государственная компания «Украинский дом», которая, в нарушение законов Украины, получила право торговать оружием и имуществом военных. Вскоре к дележу этого пирога приобщились уже самые различные организации, в том числе и общественные, которые, правда, не имели права делать этого ни согласно тем же украинским законам, ни в соответствии со своими уставами.
Но что такое законы, если кусок, который решили проглотить, был ну очень уж неприлично жирным. И поживиться, действительно, было чем. Ведь миллионная группировка пяти армий и четырех корпусов была оснащена девятью тысячами танков, одиннадцатью тыс. единиц бронемашин, артиллерийскими системами (18.000), самолетами и вертолетами разных типов и назначений (почти 4000). Словом, самым разнообразным стрелковым и прочим оружием, спецтехникой, автомобилями, а также многими другими видами вооружения и вспомогательного, в том числе инженерно-технического, оборудования. Кроме оружия и военной техники инфраструктура МО включала в себя ремонтно-механические базы и целые заводы, конторы материально-технического снабжения и многое еще чего. А также мощную «социалку»: дома отдыха, пансионаты, пионерлагеря, закрытые санатории, другие подобные заведения. Ну, и недвижимость и землю, конечно.
Но был на Украине еще один «клондайк» Министерства Обороны под названием НЗ (неприкосновенный запас). Стратегические склады и базы были забиты под завязку военным имуществом: горюче-смазочными и строительными материалами, обмундированием, огромным количеством запаса продовольствия и прочими дефицитными и ценными вещами, которые просто исчезли из продажи еще в 1980-е годы прошлого столетия. Причем, все это было рассчитано на десятимиллионную (!) мобилизационную армию, которую планировали сформировать в случае войны. В общей сложности на складах хранилось добра на 90 миллиардов долларов. И такое «безобразие» многим предприимчивым дельцам не давало покоя. Надо было спешить к «раздаче слонов». И в голове очереди к этому пирогу уже стояли люди, близкие к власти, в том числе и депутаты Верховной Рады Украины.
Оружейные бароны из Верховной Рады
При создании первой такой общественной организации, Международного общественного фонда «Деловая диаспора Украины», в нее, действительно, вошли как действующие, так и будущие народные избранники. Например, Владимир Борисович Гринев (1990-1993 г.г.), Анатолий Сергеевич Матвиенко (1990-1994 г.г.), Александр Викторович Задорожный (1998-2006 г.г.) и многие другие. Примечателен такой факт. Регистрируя свою ОО (общественную организацию) в Министерстве юстиции Украины буквально через неделю после указа Кравчука, новоявленные торговцы оружием поставили на уставных документах печать уже не существующего на тот момент (февраль 1992 года) парламента. На гербовом оттиске значилось: «Верховная Рада Украинской ССР».
Жажда наживы, как водится, пересилила все разумные начинания. Иначе как объяснить тот факт, что вскоре солидная часть оружия была продана Украиной на тот момент уже распавшейся на части Югославии. А ведь после отсоединения от своей восточной сестры, России, «незалежная» в стремлении понравиться западу подписала множество предложенных ей (как цивилизованной стране) конвенции и соглашения. В том числе и международные обязательства о запрете поставок оружия в воюющие страны и горячие точки планеты. Таким образом, Киев вооружил Боснию и Хорватию, воюющие с братьями-славянами. Впрочем, ничего личного – только бизнес. Само собой разумеется, что сделано это было втайне от мирового сообщества.
С помощью продажных генералов из МО Украины депутаты и чиновники успешно вооружали также и «Тигров освобождения Тамил Илама»*, продав террористам, в частности, большое количество взрывчатки. Понятное дело, что сделано это было через подставные фирмы. Успешно торговали оружием «общественники» и с Китаем, Анголой и даже Ираном. Причем, разворовывалось военное имущество МО не только «Деловой диаспорой Украины». В хищениях со складов и воинских частей принимали участие более сотни коммерческих, общественных и, надо признать, государственных фирм и компаний. Только вот через государственные структуры официальным путем распродавалось всего-навсего 20 % оружия и имущества, а через подставные фирмы-однодневки – все 80 %. Все правильно: зачем платить налоги, да и сделки по открытой продаже имущества легко можно отследить и наказать за это виновных. Ведь вся эта торговая вакханалия была незаконна. А мы хорошо знаем, что если кого-то нужно «закрыть», то это обязательно сделают, не обращая внимания на других расхитителей. У нас ведь как на Руси (в том числе и на Киевской): был бы человек, а статья обязательно найдется.
Комментарий руководителя Международного Центра геополитического анализа, генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова:
- Когда создавали и укрепляли украинские Вооруженные Силы, военная группировка «незалежной» уменьшилась по численному составу и вооружению в два раза по сравнению с тем, что там было в советское время. Поэтому появились излишки техники и материальных средств, от которых и решено было избавиться, хоть что-то на этом заработав для пополнения бюджета. Это была государственная политика, и понятно, что политику эту осуществляет глава государства. Так что все президенты Украины поучаствовали в этом. А поскольку на мировой рынок торговли оружием они выйти не могли (техника все-таки была бывшей в употреблении и не прошедшей предэкспорную подготовку), то Украина продавала оружие и технику не совсем и не всегда официально. И цена устанавливалась всякий раз договорная. Была возможность продавать и по бросовой цене, но только формально, потому что, конечно, определенные лица что-то «получали» с этого лично. Много техники было списано якобы в металлолом. И на этом тоже кто-то зарабатывал и богател, пополняя собственный карман.
Были и другие варианты. Такие, например, как поставка украинских танков, выпускаемых в кооперации с Россией, скажем, в Пакистан. Здесь тоже действовали не совсем прозрачные схемы - сбытом этой техники занималась «Укрспецтехника». И порой когда покупатель хотел приобрести у «незалежной» более современное вооружение, а оно предназначалось только для ВС Украины, то в войска поставляли старую технику. А более новые образцы продавали за границу. В частности, средства ПВО. То есть варианты утилизации и распродажи военного имущества были самыми разными. И так же, как и у нас, они во многом были коррупционными.
Причем, когда оружие или техника поставляется какому-либо государству, то существуют международные правила, соглашения и так называемый Сертификат конечного пользователя. Это сложная процедура. Но когда говорят, например, об Анголе, то в этом случае посредничал в сделках израильский коммерсант (бывший советский гражданин – не хочу называть его фамилию), который был одно время еще и гражданином Франции. И все эти сделки не носили официального характера.
Ему было все равно, кому продавать оружие – Жонасу Малейру Савимби, который выступал против официальной власти в Анголе. Или правительству Жозе Эдуарду душ Сантуша, а может, и вовсе каким-нибудь другим боевикам. И со стороны Украины выступали уже не государственные, а коммерческие теневые структуры. Так что если подписывали с этим господином какое-то соглашение, то это совсем не значило, что техника шла даже в саму Анголу. Она запросто могла поставляться также и ее противникам.
*Ряд стран причисляют ТОТИ к террористическим группировкам, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1373, принятой в сентябре 2001 года.
Читайте также:
Комментарии (1)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники