Сирия

ИГ вынудило США забыть претензии к Египту

Возобновление американо-египетского стратегического диалога, состоявшееся 2 августа 2015 года в Каире, можно считать символом полного восстановления американо-египетского партнерства и его возвращения на уровень, установленный при Хосни Мубараке.

Кризис в американо-египетских отношениях наметился после того, как в июле 2013 года военные отстранили от власти законно избранного президента-исламиста Мухаммеда Мурси. США осудили переворот (хотя избегали использовать сам термин) и последовавшие за ним репрессии против «Братьев-мусульман» и заговорили о санкциях. В результате под вопросом оказался ключевой компонент двусторонних отношений — выделение военной помощи.

militaryparitet.com

В октябре 2013 года США решили отложить передачу Египту крупной партии истребителей F-16, ударных вертолетов «Апач», противокорабельных ракет «Гарпун» танков «Абрамс» (объем финансовой помощи на военные нужды при этом фактически не изменился, что указывает на нежелание всерьез портить отношения). Условием для возобновления поставок было создание демократически избранного гражданского правительства в Египте. Однако события в регионе (прежде всего успехи ИГИЛ в Сирии и Ираке, активизация джихадистов в Ливии и кризис в Йемене) заставили США ускорить процесс восстановления отношений. Помогло и обещание египетских властей провести до конца 2015 года парламентские выборы.

В марте 2015 года администрация Б. Обамы возобновила оказание военной помощи в полном объеме, а визит Дж. Керри в Каир совпал с передачей египетским военным 8 истребителей F-16. Египетские СМИ обращают внимание на тот факт, что в июне Палата представителей Конгресса США утвердила проект бюджета на 2016 фискальный год, который предполагает выделение помощи в полном объеме.

 

В целом, складывается впечатление, что отношения двух стран вернулись в русло, в котором они находились при Х. Мубараке. Вашингтон критикует Каир за нарушения прав человека и ущемление демократических свобод, но де-факто активно сотрудничает в интересующих Америку областях (в первую очередь, это оборона и безопасность), а Египет остается одним из столпов стабильности на Ближнем Востоке и гарантов безопасности монархий Персидского залива.

Впрочем, определенные изменения произошли, что в значительной степени продиктовано общим ухудшением обстановки в регионе. В частности, изменилось содержание американо-египетского диалога, основное внимание уделяется не двусторонним отношениям, а региональным проблемам, прежде всего борьбе с ИГИЛ.

Американцы неизменно подчеркивают, что Египет — один из главных союзников в борьбе с экстремистами. Главными фронтами для Каира, скорее всего, станут Ливия и Синайский полуостров. США также не забывают о традиционной роли Египта как партнера в деле сдерживания Ирана. Джон Керри в ходе пресс-конференции по итогам переговоров со своим египетским коллегой Хассаном Шукри особо подчеркнул, что и США, и Египет видят усилия, которые Тегеран предпринимает для дестабилизации региона.

Дж.Керри on-planet.ru

Однако США не снимают с повестки дня вопрос о правах человека и судьбе демократии в Египте. В частности, Дж. Керри выразил надежду, что до конца 2015 года в Египте пройдут свободные и прозрачные парламентские выборы (нижняя палата египетского парламента была распущена по решению суда в июне 2012 года и с тех пор страна живет без парламента). Дж. Керри также напомнил о словах президента Барака Обамы, что угнетение и неуважение прав человека подпитывает экстремизм.

 

Примечательно, с 2018 фискального года Белый дом планирует поменять схему выделения военной помощи Египту. Деньги будут идти по нескольким направлениям: борьба с терроризмом, охрана границ, безопасность на Синае и на море, обслуживание ранее поставленной техники. Это дает возможность как управлять расходованием средств, так и избирательно урезать помощь в случае необходимости.

Разумеется, поводы для недовольства и упреков есть и у египтян. Они, например, хотели бы получать более масштабную экономическую помощь и инвестиции. В частности, по итогам визита Дж. Керри египетские наблюдатели отметили, что программа визита госсекретаря была сокращена с двух дней до одного, как раз за счет экономической части. В Египте также все громче звучат голоса тех, кто считает, что стране надо тратить деньги не на новые истребители и фрегаты, а на развитие

 

Однако и демократические свободы, и недостаточная экономическая повестка дня не меняют общего тренда на сохранение и развитие стратегического партнерства, в котором глубоко заинтересованы обе стороны.

Возникает закономерный вопрос о том, как возобновление американо-египетского стратегического диалога повлияет на начавшееся пару лет назад сближение Каира с Москвой. Как представляется, резкого пересмотра отношений ожидать не следует. Ведь развитие связей с Россией позволило нынешнему египетскому руководству решить целый ряд важных внешне- и внутриполитических задач.

С внутриполитической точки зрения, активизация сотрудничества с Россией позволяет создать у Египта (традиционно настроенной негативно по отношению к союзнику Израиля — США) иллюзию самостоятельности на мировой арене. Для Сиси это важно, поскольку одна из главных претензий к предыдущему «военному» президенту Хосни Мубараку заключалась в его проамериканской ориентации. Дружба с В. Путиным позволяет решить этот вопрос. Кроме того, возможны выгодные для имиджа Абделя Фаттаха ас-Сиси параллели со временами Гамаля Насера, который был сторонником дружбы с СССР.

 

В сознании простых египтян у их страны сейчас три союзника — Саудовская Аравия, Россия и Китай. И среди низов активно муссируются слухи о чудо-оружии, которое Египту даст Россия.

С внешнеполитической точки зрения, у Каира появляется надежда сыграть в старую и любимую игру балансирования между двумя сверхдержавами, получая при этом оружие и экономические преференции и от тех, и от других. Дружба с Кремлем сулит Каиру поставки современных вооружений по льготным ценам, передачу ядерных технологий и новые рынки сбыта для египетской сельхозпродукции. Также это неплохой инструмент давления на Вашингтон, особенно в свете испортившихся отношений России с Западом.

svpressa.ru

Кроме того, развитие отношения с Россией сейчас не сопряжено для Египта с какими-то издержками, поскольку у нее нет геополитических претензий на регион Ближнего Востока, ей не нужны ни базы, ни военный союз.

Таким образом, логично ожидать, что, как минимум в среднесрочной перспективе, отношения двух стран останутся взаимно сердечными, а достигнутые договоренности (особенно в сфере ВТС) будут выполняться.

источник

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.