Сирия

Что стоит за визитом американского генерала в Кабул?

Афганцам пытаются напомнить, «кто в доме хозяин»

За поступавшими в последние дни сообщениями о смерти бывшего лидера движения «Талибан» муллы Омара как-то скрылась новость о неожиданном визите в Кабул председателя Объединённого комитета начальников штабов ВС США генерала Мартина Демпси. 

В местных СМИ сообщалось лишь, что целью его поездки было «обсуждение общих вопросов развития отношений между Кабулом и Вашингтоном и перспективы дальнейшей поддержки афганских правоохранительных органов со стороны США».

Однако некоторые афганские эксперты обнаружили за этой стандартной формулировкой нечто большее. Объяснение у них простое: американцы научены горьким опытом общения с бывшим президентом Хамидом Карзаем и не хотят повторения этой истории с нынешним главой государства Ашрафом Гани.

В принципе, это верно. Мы помним, что в начале своей политической карьеры Карзай изображался слабым и плохо контролирующим страну политиком, привезенным в обозе оккупационных войск, однако уже к концу своего президентства он отличался резко критическими высказываниями в адрес своих же покровителей. Достаточно вспомнить, какое раздражение в Вашингтоне вызвало сенсационное интервью Карзая британской Sunday Times, озаглавленное «Хамид Карзай: Америка оставила меня в хаосе». В нем афганский президент прямо оценил 12-летнюю миссию американских войск в Афганистане проваленной. «Я встретил лишь убийства на пути», — процитировал он британского поэта Перси Биши Шелли и для подкрепления этих слов указал на постоянные атаки с воздуха с беспилотников, бомбежки талибов в зоне пуштунских племен в Пакистане, многочисленных беженцев и мирные жертвы. Как подчеркнул президент Афганистана: «…Все это привело к тому, что сегодняшний Афганистан стал зоной хаоса… Лучше бы американские войска вообще не приходили в Афганистан».

Особое раздражение у американцев вызывало нежелание Карзая подписывать текст договора о безопасности. Тогда не абы кто, а тот же начальник американского Генштаба генерал Мартин Демпси с плохо скрываемой нервозностью заявил, что Карзай не дождется пересмотра текста договора, и американцы ничего не предпримут, если он не будет подписан.

В таком случае вывод войск состоится — и Карзай дождется, что к власти придут талибы. Намекать на судьбу Наджибуллы, попавшего в аналогичную ситуацию, Демпси не стал — незачем. Все и так всё прекрасно помнят, что он был зверски казнён захватившими власть талибами. И хотя в Уфе Ашраф Гани только и заявил, что Афганистан вместе с Россией, Китаем и Ираном может сыграть роль посредника в деле налаживания взаимодействия в рамках программы борьбы с общим врагом, как тут же генерал Демпси поспешил в Кабул, чтобы напомнить афганскому президенту, «кто в доме хозяин».

Есть еще одна причина внезапного появления генерала в Кабуле. На встрече с афганским президентом он «охарактеризовал деятельность ИГ, относительно недавно начавшего расширять своё влияние на территории Республики Афганистан, как межрегиональную террористическую угрозу, соответственно требующую противодействия на межрегиональном уровне».

Некоторые афганские эксперты обратили внимание на то, что генерал акцентировал внимание Ашрафа Гани на необходимости борьбы с ИГИЛ исключительно в Южной Азии, оставляя при этом опасность новой угрозы в лице некоего исламистского движения «Хорасан», которое, взявшись ниоткуда «как черт из табакерки», может нести в себе большие риски для мира, чем даже головорезы ИГ, и одной из задач которого является создание государства Хорасан сначала в центре одноименной северной афганской провинции Балх, а затем и на территории Средней Азии.

По мнению генерала Демпси, для противодействия этой угрозе необходимо переложить тяжесть вооруженной борьбы на афганских военных, повторив, таким образом, известное высказывание Обамы: «Мы не будем пытаться сделать из Афганистана идеальное место. Мы не будем поддерживать порядок на его улицах или постоянно патрулировать его горы. Ответственность за это лежит на афганском правительстве, перед американскими военными силами никогда и не ставилось задачи сделать из Афганистана идеальное место».

 

Стоит ли после этого удивляться, что за первую половину 2015 года потери афганской армии и полиции возросли более чем на 50% по сравнению с показателями за аналогичный период предшествующего года. Статистические данные, недавно опубликованные газетой «Нью-Йорк Таймс» со ссылкой на источник из миссии НАТО, свидетельствуют, что с января по июнь включительно боевые действия на территории Афганистана унесли жизни около 4100 местных военных и полицейских и привели к ранениям ещё 7800.

За 14 лет пребывания в этой стране Международные силы содействия безопасности во главе с США обеспечили такую «стабильность», что в некогда достаточно мирные северные провинции теперь и самолетом не прилетишь. Теперь даже в традиционно мятежном южном Кандагаре спокойнее, чем на севере. После многих лет «подготовки» зарубежными инструкторами разных мастей оказалось, что афганской национальной армии не хватает самого элементарного — стрелкового оружия и боеприпасов. О танках, артиллерии, боевых вертолетах и речи не идет, американцы боятся передавать их афганской армии, опасаясь, что они могут быть повернуты против них же. Такой вот уровень доверия после «совместного боевого сотрудничества» между заокеанскими вояками и афганскими военнослужащими, которые обязаны все свои действия согласовывать с командованием американских войск в Афганистане.

 

На этом можно было бы поставить точку. Но вот что интересно. Случайно это или нет, но визит генерала Демпси совпал по времени с поездкой другого посланца Вашингтона — первого заместителя помощника государственного секретаря Соединенных Штатов по Южной и Центральной Азии Ричарда Хоугланда в Туркмению и Узбекистан.

Во время встречи с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым 24 июля в Ташкенте он заявил: «Ситуация в Афганистане не несет угрозы для Средней Азии и не требует военного присутствия США в регионе. Я знаю, что в некоторой степени существует мнение о том, что для соседних с Афганистаном стран существует очень большая угроза, которая может прийти из Афганистана. Позвольте мне заверить вас, что мы не согласны с этой оценкой».

 

Представитель Госдепартамента добавил, что для обеспечения долгосрочной стабильности в Афганистане, чтобы «сохранить подобный оптимизм на длительное время», необходимо проделать большую работу. Хоугланд вновь опроверг интерес США к открытию военной базы в странах Средней Азии, «поскольку это означает, что ситуация в регионе в целом не требует нашего военного присутствия». Напомним, ранее сообщения о планах Вашингтона открыть военную базу в Узбекистане или другой стране региона опровергали Центральное командование США и американское посольство в Ташкенте. И пусть Соединённые Штаты убеждают своих граждан и весь мир, что это именно так, это очень маловероятно.

По мнению председателя экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григория Трофимчука, в последнее время на Ближнем Востоке создан целый букет новых террористических организаций для «освоения» ими трёх регионов: самого Ближнего Востока, Кавказа, Центральной Азии. Когда-то давно для организации таких проектов в глобальном масштабе достаточно было бен Ладена с его соратниками. Но сегодня для утилизации огромного постсоветского и даже — берём шире — евразийского пространства требуются уже целые «государства», генерирующие нестабильность, такие как ИГИЛ или «Хорасан», название которого автоматически отсылает к историческому наименованию восточных областей Ирана. На самом же деле, эти территории лежат в непосредственной близости от Средней Азии, что наводит на мысль о неслучайном появлении такого символа.

источник

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.