Сирия

Теракт в Суруче: почему для Турции курды большие террористы чем ИГИЛ?

Встреча курдской молодежной организации ДПН в Суруче до теракта, утром 20 июля 2015

 

Утром 20 июля 2015 г. в саду культурного центра Амара в турецком городе Суруч собралось около 300 молодых людей из Социалистической ассоциации молодежи курдской партии ДПН, чтобы отметить отправку волонтеров в сирийский город Кобани (Айн аль- Араб) на восстановительные работы.

 

Кобани очень сильно пострадал в ходе боев курдских отрядов YPG с "Исламским государством" (ИГ) с сентября 2014 г. по февраль 2015 г. и отряд добровольцев из турецкого Курдистана был уже далеко не первым.

 

Около 09:00 по местному времени в саду центра Амара произошел мощный взрыв. Молодых курдов разорвало и разметало в разные стороны от эпицентра взрыва. Число погибших быстро росло из-за большого количества тяжело раненых. К вечеру среди погибших числился уже 31 человек, раненых - около 100.

 

На месте теракта в Суруче

 

Произошедший вскоре после взрыва в Суруче теракт в Кобани, где погибли 2 человека, остался почти незамеченным.

 

Дым на месте взрыва в Кобани 20 июля 2015

 

Средства массовой информации живописали трагедию в Суруче, турецкий премьер Эрдоган заявил, что "террор должен быть осужден, независимо от того, откуда он исходит, у террора нет религии, расы, родины или нации". Лидеры других стран дружно осудили теракт. Силовики, следователи и аналитики назвали ответственного - террористическая группировка "Исламское государство", направившая 18-летнюю смертницу в Суруч.

 

На этом в целом картинка из мировых СМИ заканчивается, хотя у теракта в Суруче большая предыстория, трагичный событийный фон и, возможно, не менее трагичное продолжение.

 

Почему теракт в Суруче привлек такое внимание в СМИ? Почти каждый день в мире происходит несколько терактов, но далеко не каждый попадает в топ новостей. Только 20 июля 2015 г. теракты (помимо Турции) произошли: в Сирии (не менее 10 погибших в пр. Идлеб, Алеппо и Дамаск), в Йемене (5 погибших от взрыва у мечети в г. Сана), в Нигерии (8 погибших от взрыва заминированного автомобиля на КП в штате Йобе), в Ираке (9 погибших, взрыв у популярного кафе в Багдаде).

 

Причина большого резонанса трагедии в Суруче довольно проста. Во-первых Турция все же страна НАТО и в западном "табеле о рангах" стоит значительно выше других стран региона. Во-вторых теракты в Турции - редкое явление. В-третьих - взорвали курдов, а курды для США теперь основной союзник и дополнительный инструмент дестабилизации всего Ближнего Востока, поэтому все, что касается курдов обычно муссируется в СМИ.

 

До 2014 года курды на Западе были никому не нужны, большинство западных обывателей про них ничего не знало. Теперь же ситуация в сирийском, иракском и турецком Курдистане интересна всем.

С США здесь все относительно ясно. Вашингтону нужна война, перекраивание границ и подчинение всех политических режимов. А вот для Турции игра в "борьбу с терроризмом" может вылиться в серьезные проблемы. Так всегда бывает, когда играешь в чужую игру. По одной простой причине - правила придумал не ты.

 

Турецким и сирийским курдам не нужно рассказывать как правительство Эрдогана борется с терроризмом, многие из них прочувствовали это на своей шкуре. Если вы скажете курду о том, что Турция выступает против "Исламского государства" - реакция будет крайне эмоциональной и с соответствующими идиоматическими выражениями.

Боевики ИГ атаковали Кобани с территории Турции в сентябре 2014-го, другой приграничный город Тель-Абьяд и снова Кобани в июне 2015-го. Курды неоднократно фиксировали присутствие отрядов и огневых позиций радикальных исламистов вблизи турецких военных объектов. А когда "Исламское государство" контролировало границу, контрабанда нефти из Сирии шла в основном через этнически турецкие селения.

 

Курдов можно не любить, курдам можно не верить, многие курды далеко не ангелы, курдское единство и благородство - миф. Но... сумма свидетельств участия турецких властей, военных и спецслужб в атаках ИГ на сирийско-курдские города слишком велика. Лагеря подготовки "борцов против режима Асада" (среди которых 80% оголтелые исламисты) находятся тоже на территории Турции.

 

Поэтому не удивительно, что в Суруче после теракта вечером 20 июля начались акции протеста против поддерживающего террористов правительства Эрдогана. Крайне напряженная ситуация складывается в других курдских районах Турции. В Стамбуле турецкая молодежь, выступающая против исламизации страны, вышла на демонстрацию, переросшую в беспорядки.

 

На востоке страны, в провинции Адыяман, начались бои между курдской "Рабочей партией Курдистана" (РПК) и турецкой армией. Курды атаковали турецких военных, в результате чего был убит один турецкий солдат и ранены еще как минимум двое. Против отрядов РПК использовалась артиллерия, вечером 20-го подключилась авиация.

 

Сепаратистов из РПК в Турции называют террористами. Пусть так (хотя цель террора - запугивание больших масс людей с целью дестабилизации ситуации, а методы РПК совсем иные). Но если курды - террористы, а Эрдоган заявил, что "у террора нет религии, расы, родины или нации", тогда почему турецкие самолеты не бомбят еще и боевиков "Исламского государства", которые заходят на турецкую территорию?

 

Из реакции турецких властей выходит, что курды гораздо большие террористы, чем боевики ИГ.

История "Рабочей партии Курдистана" здесь очень показательна. С 2012 года в тяжелых переговорах удалось убедить РПК прекратить борьбу. Сложить оружие и перейти к мирным способам борьбы боевиков РПК призвал даже их лидер Абдулла Оджалан, сидящий в турецкой тюрьме.

 

Часть отрядов РПК действительно прекратила борьбу и вышла в иракский Курдистан. Все вроде бы шло неплохо, но в этот момент из Турции пришли боевики ИГ и атаковали сирийские селения на западе Рожава (сирийский Курдистан), в том числе и тот самый Кобани.

Поддержав исламистов Турция вполне сознательно пошла на обострение отношений с РПК. Турецкие курды сразу начали перебрасывать в Кобани отряды тех, кто по версии Эрдогана являлись террористами. Западные СМИ подробно писали об участии в защите Кобани иракских отрядов "пешмерга", но молчали о присутствии здесь больших сил РПК.

 

Политика... Для Запада РПК - коммунисты и сепаратисты, для Турции - террористы. Поэтому о серьезном вкладе РПК в освобождение иракского и сирийского Курдистана никто даже и не слышал!

 

Так, например, крупные силы РПК участвовали в освобождении Синджара на западе Ирака, но местные "демократические" курдские власти фактически заставили курдских коммунистов вернуться в Турцию. С тех пор наступление в Синджаре забуксовало и линия фронта замерла на месте. Разрекламированные западными СМИ "пешмерга" только отбиваются здесь от боевиков ИГ.

 

Несколько отрядов РПК участвовало в освобождении Кобани, но об этом тоже никто не проронил ни слова.

 

Курдистан очень разнообразен. У США большой выбор - каких курдов поддержать в своих целях, а каких наоборот оставить с ИГ наедине. Курды против "Исламского государства", которое против всех стран региона - хорошая управляемая схема. Те, кто пишет, что США потеряли контроль над ситуацией видят только то, что на поверхности.

 

США могут выбирать и делать ставки на разные группировки, другие страны - нет. Турция в числе активных игроков, но вести свою игру у нее вряд ли получится. В "борьбе" с "Исламским государством" Вашингтон оставил Турции такую же незавидную, шакалью роль, как и Саудовской Аравии.

 

Турция достаточно самостоятельна в своих решениях. Турецкие власти несут на себе груз ответственности за поддержку исламистов. Это их выбор и теракт в Суруче, скорее всего, только начало. Для Анкары плохо даже не то, что кто-то там взорвал курдов. Плох сам факт теракта в стране поддерживающей террористов, поскольку это подрывает всю выстраиваемую Эрдоганом политическую конструкцию.

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.