Президент Украины Петр Порошенко, после Нового года отправившийся в Житомирскую область, с большой помпой передал съехавшимся туда же командирам армейских частей более 100 единиц боевой техники. В том числе - тяжелые самоходные пушки «Пион» с дальностью стрельбы до 47 километров, а также два истребителя МиГ-29 и два - Су-27.
Детального перечня новинок в прессу не просочилось. Но можно предположить, что среди них были сугубо украинские бронетранспортеры БТР-4, выпускаемые в Харькове. Возможно – несколько единиц действительно неплохих танков «Оплот», родом оттуда же. Но харьковские танкостроители выпускают «Оплоты» в час по чайной ложке, поэтому вряд ли те сильно укрепят армию.
Судя по появившимся 5 января в Сети фотографиям, скорее всего, в присутствии президента под Житомиром военным передали некоторое количество штурмовых винтовок калибра 5,56×45 мм «Форт-221», производство которых недавно наладили на Украине для своего спецназа. Налаживать, очевидно, было нетрудно. «Форт-221» - точная копия израильского автомата TAR-21 «Таво́р».
Министерство обороны Украины еще минувшей осенью объявило, что до конца года закупит 500 этих штурмовых винтовок. Вот, видимо, и закупило. Но что такое полтысячи даже самых замечательных винтовок в бесконечной войне?
Президент Украины признался, что время перемирия в Донбассе Киев использует для спешного переоснащения своей армии. И теперь, по словам Порошенко, боеспособность полностью восстановлена. Хотя, конечно, что значит «восстановлена»? Значит – в лучшем случае доведена до уровня, который был у этого уставшего от поражений войска на момент бегства президента Януковича с Украины. Но ведь этот уровень не позволил украинским военным добиться ни одной сколько-нибудь значимой победы! Почему же теперь может быть иначе?
Впрочем, наверное, повод для хоть какого-то удовлетворения у украинского президента все же существует. Ведь еще недавно, по признанию Порошенко, с оснащением армии было куда хуже: «На 5 сентября у нас оставалось 20% техники от боекомплекта». В переводе с простительного для «шоколадного барона» сугубо штатского на военный – в армии оставалось лишь 20% различных образцов оружия и боевой техники от их штатной численности. Остальные боевые единицы сгинули, в основном, под Иловайском, Дебальцево, Саур-Могилой… И еще в сотнях мест, где украинские военные все лето тщетно «шукали перемогу».
Вдохновленный собственным выступлением, Порошенко тут же выразил смелую надежду, что 2015 год станет для Украины «годом победы». Известно над кем.
Возникает ряд вопросов: каким образом украинская армия смогла восполнить изрядно поредевшие ряды бронетехники после сражений на Донбассе? Как ей удалось отремонтировать истребители, если Украина из-за разрыва кооперационных связей с Россией, без сомнения, испытывает серьезнейшие проблемы с импортозамещением? А главное – бросит ли Киев новое и восстановленное оружие и боевую технику против ополченцев Донбасса?
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров замечает:
- Своего производства истребителей и боевых вертолетов на Украине нет и не было. Нет и не было и производства комплектующих для этих машин. Я не думаю, что за время так называемого перемирия украинские военные сумели приобрести в России что-то из деталей к самолетам и вертолетам. Хотя этого полностью нельзя исключать, поскольку и в России жуликов хватает. Но, скорее всего, украинцы, что называется, поскребли по сусекам, и, компонуя детали, сумели восстановить несколько боевых машин. Понятно, что до бесконечности так они делать не смогут.
Чего не скажешь о бронетанковой технике: тут у украинцев большие возможности для производства. Скажем, Харьковский завод имени Малышева, Киевский, Львовский, Житомирский БТРЗ и сегодня способны что-то ремонтировать и даже производить. То есть Украина свою «броню» может восстанавливать постоянно.
К тому же после распада СССР Украина получила три очень сильных военных округа второго стратегического эшелона (Прикарпатский, Одесский и Киевский), где было сосредоточено громадное количество оружия и техники. Тогда по количеству танков Украина занимала четвертое (!) место в мире после США, России и Китая. Естественно, теперь это почти неисчерпаемый кладезь комплектующих.
Теперь что касается эскалации конфликта. Порошенко сделал ряд воинственных заявлений, показав тем самым, что Киев снова готовится к бою. То есть тактика бесконечных перемирий привела к тому, что противнику дали возможность восстановить силы. И теперь можно ожидать куда более мощного удар в Донбассе.
Весной Киев действительно может возобновить наступление, если, конечно, ему не удастся решить в зимние месяцы проблемы на своих условиях.
Конечно, пока Украина восстанавливала боеспособность своего войска, ополчение Донбасса тоже не сидело, сложа руки. Там создается централизованное военное командование, отремонтирована значительная часть военной техники. Все это говорит о том, что весной вооруженный конфликт возобновится. Причем - на более высоком уровне. Так что перспективы, на мой взгляд, довольно безрадостные.
- Надо четко понимать, что никакого нового вооружения на Украине не производится, - замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Там по-прежнему вырабатывают советские запасы – гигантские на момент распада Союза. И, несмотря на все украинские проблемы, запасы до сегодняшнего дня остаются довольно большими. Вот отсюда и бронетехника под Житомиром: все, что есть на складах, лихорадочно восстанавливается и приводится в боеспособное состояние. При этом, естествено, какая-то часть техники полностью разукомплектовывается для восстановления другой части.
То же касается и авиации. Только бронетехники на Украине на порядок больше, чем самолетов и вертолетов. Танков их промышленность может передавать в войска сотнями, а вот истребителей – по две штуки максимум. Никаких других источников пополнения армии у Украины нет. И все заводы, которые, как говорит Порошенко, работают в три смены, трудятся именно над восстановлением и приведением советской техники в более-менее боеспособный вид.
Что касается вероятности возобновления боевых действий, то это зависит от массы обстоятельств экономического и политического характера. Как на Украине, так и в Донбассе, в России, на Западе. Поэтому сейчас сложно что-то прогнозировать.
Военный эксперт Виктор Мясников напоминает: истребительная авиабаза в Бельбеке, когда она принадлежала Воздушным силам Украины, имела на вооружении порядка 45 истребителей МиГ-29 и четырех учебных самолета Л-29. При этом в воздух могло подняться не более четырех машин. Остальные стояли «законсервированными».
- Украине вся военная техника досталась от Советского Союза. То есть, якобы новому оружию, о котором сегодня бодро докладывает Киев, никак не меньше 25 лет. Большая часть этих образцов техники стояла на базах хранения без должного обслуживания, так как в последние годы украинцы экономили на всем. В итоге теперь речь идет не о расконсервации оружия, а о необходимости его восстановлении. Так что, разговоры о боеспособности и мощи украинского войска – бравада и ничего более.
Вот что действительно хорошо поставлено в этой стране, так это пропаганда. Украина превратилась в гигантскую шкатулку, в которую из Киева информация пропускается лишь тщательно отфильтрованной. В итоге у населения создается образ «великой державы Украины», которая чуть ли не голыми руками «возьмет» якобы разваливающуюся Россию.
Многие украинцы, к сожалению, верят в это. Так же, как они верят в то, что ведут войну не с собственным народом, а с Россией. Причем, эффективно отражая какие-то только им известные атаки.
Комментарии (4)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники