Россия

Россия 2015: мы стали другими

Россия 2015: мы стали другими

 

12 июня отмечается День России. Хороший повод, чтобы оглянуться назад и посмотреть, как изменилась страна за последний год. Какие трансформации произошли в общественных настроениях, в экономике, в политике. Что удалось реализовать, а что нет.

Общество

Результаты социологических исследований уже много месяцев подряд показывают колоссальную поддержку власти со стороны россиян. Согласно последним данным Левада-центра, 86% одобряют деятельность Владимира Путина на посту президента. Положительно оценивают работу премьер-министра Дмитрия Медведева 63%. При этом 60% считают, что события в стране развиваются в целом в правильном направлении.

Санкции, которые, по мнению Запада, должны были ухудшить экономическое положение в стране и вызвать массовое недовольство, привели к обратному эффекту — под внешним давлением общество сплотилось.

Либеральная оппозиция, которая смогла вывести людей на Болотную площадь в 2011−12 годах, сегодня вызывает отторжение у большинства граждан. Причина тому — постоянные высказывания либеральных лидеров, сочувствующих киевскому режиму и убеждающих Запад ввести против нас новые санкции. 21 сентября 2014 года на «Марш мира» вышло около 30−35 тысяч человек. А в акции «Бессмертный полк», которая прошла в столице 9 мая, приняли участие более 500 тысяч москвичей и гостей города. По всей стране к ней присоединились 12 миллионов. Это единение показало, что народ помнит свою историю и относится к ней с уважением.

Не прибавили либералам популярности и акции, вроде той, что устроила Ксения Собчак, сфотографировавшись с накладной бородой и в облачении священника православной церкви. При этом власть не ограничивает право либералов выражать свое мнение. Андрей Макаревич ездил в занятый украинскими войсками Славянск и теперь свободно выступает на столичных сценах. А вот стороннику партии «Другая Россия» Олегу Миронову за выкрики «Макаревич — предатель» во время выступления музыканта грозит до девяти лет тюрьмы, сейчас он находится в СИЗО.

В то же время очевидно: внешние проблемы оттеснили на второй план внутренние противоречия. Хотя их очень много. Продолжается сокращение медицинского персонала больниц и поликлиник, идет «оптимизация» системы образования, упали реальные доходы населения. Никуда не делись межэтнические трения. Но говорить сегодня об этом стало почему-то не принято. Государственные СМИ превратились в инструмент пропаганды, и это отчетливо видно.

Довольно двойственное впечатление осталось у многих от громких коррупционных скандалов. С одной стороны, сейчас держат в следственном изоляторе бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, с другой, — федеральная власть долго не замечала, как руководитель региона копил свое богатство, измеряемое сегодня миллиардами рублей. Вопреки требованию прокурора, Евгения Васильева получила реальный срок, но ее бывший начальник Анатолий Сердюков вышел из воды сухим…

 

- Самое главное, что произошло с нашим обществом за последний год, это избавление от иллюзий, — говорит заведующий сектором философии политики Института философии РАН профессор Владимир Шевченко. — До 2014 года значительная часть наших граждан верила в путь, который нам предлагал Запад. Сейчас большинство стало более трезво смотреть на страну, на ее возможности, на ее положение в мире. Я не хочу сказать, что возобладало некое «антизападничество». Просто пришло осознание того, что Россия должна идти своим путем, самостоятельно искать свои цели и защищать собственные интересы. В общественных настроениях произошел громадный сдвиг.

Одновременно усилилась поляризация между людьми, которые по-прежнему считают западные ценности привлекательными, и теми, кто больше не верит в это. Большинство граждан уже не питает иллюзий относительно «богатого Запада», который нам поможет, понимает, что надо трезво оценивать жизнь. В этом плане наша страна повзрослела.

 — Нет ли опасности в том, что сторонников оппозиции практически не осталось?

— Это исторический вопрос, почему оппозиция у нас не может развернуться в той мере, в какой это хотели бы видеть на Западе. Россия явно подвергается информационной, экономической агрессии. Это требует сплочения общества. И потом. Оппозиция должна не только критиковать, но и предлагать альтернативный путь развития. Но выдвигаемые либералами инициативы, вроде «Перестройки-2», означают крах государства.

Возможно, нам нужны новые экономические модели, другие отношения между классами. Но беда в том, что мы в своей стране мыслим категориями и образами, которые применимы только для Запада. Просто не можем до конца понять, в какой стране живем и что делать.

Страна находится в сложном положении, мы должны выбрать собственный путь. Но проблемы надо обсуждать тогда, когда есть конкретные возможности для их решения. Обсуждать их, ничего не предлагая, просто неконструктивно.

Зато продолжаются дискуссии на тему нашей истории. Мы продолжаем рыться в оценках Сталина, Ивана Грозного. В итоге вопрос в дискуссиях ставится совершенно неприемлемым образом — быть ли России? Если бы, к примеру, в США каждый день твердили об уничтожении индейцев, от страны ничего бы давно не осталось. И не было бы Франции, если бы всё время вспоминали о зверствах французских войск в Алжире. Есть научный подход к изучению проблем, а есть копошение в «грязном белье».

 — А как вы оцениваете акцию «Бессмертный полк»?

— Для людей важно опираться на какие-то традиции. «Бессмертный полк» может стать духовной опорой для решения сегодняшних проблем. Раньше такого единения народа не было.

Экономика

Если вначале над санкциями Запада смеялись, то к концу 2014 года стало понятно, что они действуют. Падение мировых цен на нефть вызвало в декабре обвал рубля. За первый квартал 2015 года реальные доходы граждан упали почти на 10%. Все международные и отечественные финансовые институты сходятся во мнении, что в этом году нас ждет экономический спад, и когда он закончится, предсказывать трудно.

В то же время, можно сказать, что наша экономика научилась жить под прессом санкций. Обесценивание рубля почти в два раза не вызвало такой же рост цен. В некоторых отраслях удалось перейти к импортозамещению.

— Да, мы научились жить под санкциями. Но надо сделать так, чтобы экономика стала более устойчивой, — считает заведующий кафедрой экономической теории МГУ Андрей Колганов. — Острота проблем снята. Однако факторы, которые привели к падению национальной валюты, во многом лежат вне зоны нашего контроля. И опасность новой девальвации полностью не исчезла.

 — Какой опыт мы вынесли в плане управления народным хозяйством?

— Правительство должно работать более профессионально. Решения наших финансовых властей в период резкого падения курса рубля нельзя назвать взвешенными.

— Изменилась ли социальная политика?

— Не могу сказать, что отношение правительства к социальной политике сильно изменилось, что были сделаны какие-то выводы. С точки зрения социальной сферы, жареный петух наше правительство еще не клюнул, и потому оно ничего не сделало. Но не хотелось бы, чтобы наступил масштабный кризис, прежде чем власть зашевелится.

— Как должна измениться социальная политика?

— Идти по пути сокращения социальных расходов, несмотря на бюджетные трудности, — не самый лучший путь. Социальные расходы — это составная часть внутреннего спроса, сжимание расходов означает сжимание спроса. И надо помнить, что социальные расходы формируют в значительной степени то, что называют человеческим потенциалом нации. Это долгосрочные вложения, которые должны нас двигать вперед.

Политика

Основное внимание, как федеральных властей, так и простых граждан весь год было приковано к Украине. В июне 2014 года украинская армия перешла в решительное наступление на народные республики Донбасса. Оно сопровождалось бомбежками городов и сел. Счет погибших пошел на тысячи.

В это момент, 17 июля, в небе над территорией, контролируемой ополчением ДНР, был сбит малазийский «Боинг». Запад сразу же обвинил в трагедии Россию и ввел против нашей страны дополнительные санкции. Притом, что расследование аварии велось со многими нарушениями, а внятных результатов разбирательства нет до сих пор. Есть только доказательства о причастности к трагедии армии Украины.

Весь год из уст западных политиков звучали слова о том, что на Востоке Украины присутствуют наши войска, хотя фактов, подтверждающих этот тезис, так никто и не представил. Зато на Украине появились военные инструкторы стран НАТО.

С нового года блок начал переброску своих частей ближе к нашим границам. На это мы ответили совместными учениями флотов России и Китая в Черном и Средиземном морях. На парад 9 мая в Москве западные лидеры демонстративно отказались ехать, но все отметили, что наш президент постоянно был с председателем Китайской Народной Республики.

Вектор нашей внешней политики повернулся на Восток. Были подписаны многомиллиардные контракты с Китаем и Индией, мы принимали активное участие в развитии объединения БРИКС.

— За прошедший год Россия изменила свой геополитический статус, — говорит член Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — По сути дела, страна перестала повиноваться Соединенным Штатам и стала проводить свою политику. Россия заняла свою нишу в глобальном устройстве. И парад 9 мая это показал. Китай и Индия шагали с нами в одном строю по Красной площади, и это много значит.

Нашу страну не удалось изолировать от мира, сделать изгоем. Теперь не мы бегаем в Вашингтон, а господин Керри приехал к нам. Санкции способствовали тому, что Россия осознала свое место в современном мире.

 

 — Отношения с Западом за последний год испортились на долгое время, или возможен диалог?

— К оценке нынешней ситуации сложно применять утверждение, что отношения с Западом испортились. Мы можем почитать великих русских мыслителей прошлого, таких как Александр Пушкин, Фёдор Достоевский, Николай Данилевский. Они говорили, что Европа всегда будет к нам враждебна, что мы и они — совершенно разные цивилизации, с разными геополитическими целями и образом жизни.

Санкции сильно помогли нам осознать свое место в мире и более внимательно посмотреть на Латинскую Америку и на Восток.

— Насколько адекватной была политика России по отношению к Украине?

— Все «девяностые» и «двухтысячные» годы у нас не было никакой политики относительно Украины. Были экономические интересы, жажда прибыли. Это была политика не России, а олигархических кланов, желающих расширить свое влияние.

Мы много помогали Украине в экономической сфере, а американцы работали в информационном и культурном поле, изменяя мышление жителей Украины. К сожалению, нет внятной государственной политики и сегодня. Пока Россия видится на Украине только как враг. Чтобы это изменилось, надо работать в гуманитарной сфере. Но мы пытаемся регулировать наши отношения газовым вентилем.

— Удалось ли нам сформулировать идею, привлекательную для других стран и народов?

— Такую идею мы пока не сформулировали. Но другие страны чувствуют, что мы хотим безопасного и справедливого миропорядка. Россия стала инициатором Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС. Американцы понимают, что это представляет для них угрозу. Но нам нужно придерживаться своей линии. Этого хочет российское общество. Однако не хотят олигархи. И это дестабилизирующий фактор для России.

 

источник

 

Читайте также:

Возвращение блудной Украины

Киеву стоило бы обсуждать с Россией идеи о списании долга

Западные СМИ назвали визит Путина в Италию встречей с «добрым копом»

Комментарии (18)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    Corwin 12 июня 2015 16:40

    Поправка. В 2011-2012 году на Болотную площадь людей вывела не опозиция. Люди вышли из-за вопиющих случаев нарушений на парламентских выборах. Мало кому хочется чувствовать себя "лохом". Либералы же что называется попытались "возглавить" протест, подменяя лозунг "честные выборы" своим "Путин уходи". Отчасти это получилось, отчасти нет. После того как на трибуны понавылазели Касьянов с Немцовым и Кудриным у многих митингующих энтузиазма поубавилось. Но говорить о том, что эти клоуны кого-то там вывели - грешить против истины.

    И надо сказать, что все эти люди о которых нынче принято не лицеприятно высказываться добились таки честных президентских выборов. Более прозрачной процедуры плебисцита наверное не было до 2012 года ни в одной стране мира. Мне во всяком случае не известно, чтобы еще где-либо изберкомы контролировались населением через web. Правда уже на последующих местных выборах все вернулось в привычное русло, но прецедент что называется был создан.

  2. Avatar
    bronenosets 12 июня 2015 17:34

    Цитата: Corwin
    После того как на трибуны понавылазели Касьянов с Немцовым и Кудриным у многих митингующих энтузиазма поубавилось. Но говорить о том, что эти клоуны кого-то там вывели - грешить против истины.
    А истина в том, что и первых и вторых вывели те, кто вывел через пару лет майдан. Не случайно же Не и Ку там появились - "чисто случайно мимо проходили". Цветная капуста революция.
    Другое дело, что на этих идеях людей уже не выведешь, и нужны новые "идеалы", новая морковка для осла, на которую американское посольство поманит "митингующих". Нужны новые поводы для недовольства властью. И если у них получится, то к власти приведут пендосовских выкормышей, и никак иначе, потому что это изначально ими и организовывается. Оболваненные "митингующие", те, кого использовали "втемную", будут потом удивленно хлопать глазами "ой, обманули". А чтоб не сильно хлопали - билет в один конец в какую-нибудь "АТО".

  3. Avatar
    C.C.C.P. 12 июня 2015 17:37

    Можно только скорбить по уничтоженному СССР, и мирится с триколором

  4. Avatar
    kolonist639 12 июня 2015 18:11

    Согласен мы стали трезвее... Защитников СССР было не много... Но если бы мы "любой ценой" постарались всех удержать разорвало бы и Россию. А новой идеи для масс у т.н. "опозиции" нет. Госдет США через Д.Псаки еще её не озвучил...
    А насчет "не подчиняется США..." Тут сомнение.... Все завязано на доллар, кроме зарплат госслужащих и бюджетников.

  5. Avatar
    Dusha 12 июня 2015 19:16

    корвин, ну так открыто врать агенту запада не престало. Или терпение на исходе?

  6. Avatar
    Corwin 12 июня 2015 20:39

    Цитата: Dusha
    корвин, ну так открыто врать агенту запада не престало. Или терпение на исходе?

    Конечно на исходе. Устаю от общения с одноклеточными.

  7. Avatar
    Dusha 12 июня 2015 20:59

    Укропы, они такие. Ты с ними ними меньше общайся, по возможности. И чаще сюда заглядывай.
    Хотя о чём это я? Тут прихвостни наци не нужны.

  8. Avatar
    stalin 12 июня 2015 23:05

    Очень точная статья посвященная "дню россии".
    Цитата:

    Трудно понять, как множество людей поддалось на столь дешёвый спектакль. Какая к шуту независимость, от кого? Москва провозгласила независимость от Москвы. Россия вышла из состава самой себя.

    Ссылка на статью: http://rusvesna.su/news/1434114114

  9. Avatar
    Крым 13 июня 2015 06:10

    Цитата: Dusha
    корвин, ну так открыто врать агенту запада не престало. Или терпение на исходе?

    -- +++

  10. Avatar
    Партизан1958 13 июня 2015 07:01

    12 июня 1990 года оказалось не днём возрождения России, а днём её казни, её четвертования. Суверенитет Российской Федерации означал разрушение СССР, то есть разрушение подлинной, исторической России.

    Страна, которую строили наши предки, была этим актом разорвана на куски. Страна, ради которой гренадёры Петра умирали под Ревелем, суворовские чудо-богатыри клали головы под Очаковым, казаки Скобелева гибли под Геок-Тепе, воины Юденича стояли насмерть на реке Аракс — эта страна была принесена в жертву новому мировому порядку.

    Полностью здесь ссылка на статью: http://rusvesna.su/news/1434114114

  11. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 07:21

    Цитата: Corwin
    Поправка. В 2011-2012 году на Болотную площадь людей вывела не опозиция. Люди вышли из-за вопиющих случаев нарушений на парламентских выборах. Мало кому хочется чувствовать себя "лохом". Либералы же что называется попытались "возглавить" протест, подменяя лозунг "честные выборы" своим "Путин уходи". Отчасти это получилось, отчасти нет. После того как на трибуны понавылазели Касьянов с Немцовым и Кудриным у многих митингующих энтузиазма поубавилось. Но говорить о том, что эти клоуны кого-то там вывели - грешить против истины.

    И надо сказать, что все эти люди о которых нынче принято не лицеприятно высказываться добились таки честных президентских выборов. Более прозрачной процедуры плебисцита наверное не было до 2012 года ни в одной стране мира. Мне во всяком случае не известно, чтобы еще где-либо изберкомы контролировались населением через web. Правда уже на последующих местных выборах все вернулось в привычное русло, но прецедент что называется был создан.

    Не соглашусь, люди из-за "нарушений" сами не выходят протестовать. Все было спланировано и организовано. Проходила достаточно внятная информация, что перед вышеупомянутыми событиями т.н. "лидеры оппозиции" просиживали часами в известных "фондах" и "не коммерческих" организациях + в посольстве США в Москве, получая инструкции и деньги.

  12. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 07:22

    Цитата: kolonist639
    Согласен мы стали трезвее... Защитников СССР было не много... Но если бы мы "любой ценой" постарались всех удержать разорвало бы и Россию. А новой идеи для масс у т.н. "опозиции" нет. Госдет США через Д.Псаки еще её не озвучил...
    А насчет "не подчиняется США..." Тут сомнение.... Все завязано на доллар, кроме зарплат госслужащих и бюджетников.

    +

  13. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 07:25

    Цитата: Партизан1958
    12 июня 1990 года оказалось не днём возрождения России, а днём её казни, её четвертования. Суверенитет Российской Федерации означал разрушение СССР, то есть разрушение подлинной, исторической России.

    Страна, которую строили наши предки, была этим актом разорвана на куски. Страна, ради которой гренадёры Петра умирали под Ревелем, суворовские чудо-богатыри клали головы под Очаковым, казаки Скобелева гибли под Геок-Тепе, воины Юденича стояли насмерть на реке Аракс — эта страна была принесена в жертву новому мировому порядку.

    Полностью здесь ссылка на статью: http://rusvesna.su/news/1434114114

    Днем казни СССР возможно, хотя я считаю сохранить СССР тогда не представлялось возможным.
    Россию-то Вы почему решили "казнить"? "Подлинно-исторически"?

  14. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 08:08

    Цитата: C.C.C.P.
    Можно только скорбить по уничтоженному СССР, и мирится с триколором

    Вы "скорбите и миритесь"? "Миритесь" меня интересует. Я кровь пролил за триколор. Считаю Ваше высказывание оскорблением всех ребят, павших, раненых, принимавших участие.
    Извинитесь.

  15. Avatar
    doktor__Vlado 13 июня 2015 11:59

    Цитата: Скептик
    Цитата: C.C.C.P.
    Можно только скорбить по уничтоженному СССР, и мирится с триколором

    Вы "скорбите и миритесь"? "Миритесь" меня интересует. Я кровь пролил за триколор. Считаю Ваше высказывание оскорблением всех ребят, павших, раненых, принимавших участие.
    Извинитесь.

    Скептик,я Вас ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ!Уважаю!

  16. Avatar
    doktor__Vlado 13 июня 2015 12:05

    Знаю что такое война и боль ранения.Ельцина без проклятий не вспоминаю!К стыду своему могу сказать что из-за этой иуды не верил Путину.Но после того как понял что воссоединить Крым(мой любимый Крым!!!)с Россией мог только человек действительно болеющий за мою Родину!Скажу я весь его и с ним ,без остатка!

  17. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 12:43

    Цитата: doktor__Vlado
    Цитата: Скептик
    Цитата: C.C.C.P.
    Можно только скорбить по уничтоженному СССР, и мирится с триколором

    Вы "скорбите и миритесь"? "Миритесь" меня интересует. Я кровь пролил за триколор. Считаю Ваше высказывание оскорблением всех ребят, павших, раненых, принимавших участие.
    Извинитесь.

    Скептик,я Вас ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ!Уважаю!

    Я не знаю Вас, спасибо за поддержку, и мне, поверьте, не претит, от "Них" - сложитесь, или соогласитесь, У меня дырка под лопаткой, и мне не нужно говорить: Путин не прав... Путин прав, и прав потому что я жив, а жив я - потому что не было со мной не перевале: Stalin, Разин, Партизан1958, snood и иже с ними.
    Полагаю, тут: Dimon, Варчун и Вы есть.
    И спасибо Вам.

  18. Avatar
    Скептик 13 июня 2015 12:47

    Цитата: doktor__Vlado
    Знаю что такое война и боль ранения.Ельцина без проклятий не вспоминаю!К стыду своему могу сказать что из-за этой иуды не верил Путину.Но после того как понял что воссоединить Крым(мой любимый Крым!!!)с Россией мог только человек действительно болеющий за мою Родину!Скажу я весь его и с ним ,без остатка!

    +++ Ельцын-Ельцыном...
    А Путину за Крым - спасибо и не ОТДАДИМ.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.