В связи с обострением ситуации вокруг Приднестровья и возникновением угрозы размораживания приднестровского конфликта украинский вопрос стал принимать новую окраску.
Президент Украины Порошенко подтвердил, что Киев будет препятствовать пропуску российских миротворцев на территорию Приднестровья:
«Операция в Приднестровье, - отмечали в МИД России ещё в октябре прошлого года, - является по-своему уникальной: за 22 года ее проведения не погиб ни один миротворец, не было зафиксировано ни одного серьезного столкновения. Россия, Молдавия и Приднестровье, учредившие совместную миротворческую операцию, а затем и присоединившаяся к ним Украина изначально определились, что переформатирование ее произойдет при наличии условий для политических договоренностей в приднестровском урегулировании. К такой ситуации стороны вплотную приблизились в 2003 году, но при прямом вмешательстве Брюсселя и Вашингтона эта возможность молдавской стороной была упущена – подписание документа, известного как «Меморандум Козака», было сорвано».
В последние недели Киев и Кишинев при содействии Бухареста усиливают транспортную блокаду Приднестровья, отгораживая самопровозглашенную Приднестровскую Молдавскую Республику от внешнего мира.
Денонсация Верховной Радой Украины соглашения о транзите грузов для российских военнослужащих в Приднестровье, объявление о формировании совместного румынско-молдавского батальона с перспективой подключения к нему Украины и Польши, назначение Саакашвили, организовавшего в 2008 году провокацию против Южной Осетии, губернатором сопредельной с Приднестровьем Одесской области – звенья одной цепи. Из Тирасполя сообщают, что после назначения Саакашвили губернатором Одессы на украинско-приднестровской границе начали возникать палаточные городки украинских военных.
Готовы ли те, кто предпринимают эти шаги, взять на себя ответственность за последствия развязывания на Днестре нового вооружённого конфликта, учитывая, что наряду с 60 тысячами граждан Украины в Приднестровье проживает около 200 тысяч граждан Российской Федерации?
Совместные миротворческие силы в Приднестровье, состоящие из российских, молдавских и приднестровских военнослужащих, были созданы в 1992 году. Сейчас на блокпостах в зоне разграничения между Республикой Молдова и ПМР находятся 402 российских военнослужащих, 492 — приднестровских, 355 — молдавских и 10 военных наблюдателей от Украины. Кроме того, с 1995 года на территории Приднестровья располагается Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе, созданная на базе 14-й гвардейской общевойсковой армии. Сейчас в группе насчитывается более 2000 военнослужащих, которые охраняют крупнейшие на западе бывшего СССР военные склады (по состоянию на 2014 год общее количество вооружений и боеприпасов, принадлежащих России, в Приднестровье составляло более 42 000 тонн; это 2,5 тысячи грузовых вагонов).
Информационные атаки на Приднестровье западные и украинские СМИ начали практически одновременно с началом войны на Донбассе. Тогда же раздались обвинения Тирасполя в причастности к сожжению нескольких десятков одесситов в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года, в организации приднестровцами незаконного оборота оружия. Красноречиво говорит об авантюристических планах Киева и реплика Порошенко, брошенная им 5 июня, об отсутствии у Приднестровья общей границы с Россией. Мол, благодаря этому в Приднестровье будет легко «навести порядок».
Ранее, 17 марта, на совместной с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом пресс-конференции в Киеве Порошенко пообещал
Украинские власти, видимо, ещё не вполне взвесили всю серьёзность участия в такой «реинтеграции» натовской Румынии. Проект «Великой Румынии», предполагающий поглощение не только Молдовы, но также украинской части Буковины и Бессарабии, никогда не сходил в Бухаресте с повестки дня. Российские миротворцы в Приднестровье давно уже мешают румынским великодержавникам, стремящимся переиграть один из итогов Второй мировой войны и прирезать к натовской Румынии земли бывшей Молдавской СССР плюс часть территории Украины. А в Вашингтоне и Брюсселе исходят из того, что с устранением независимости Приднестровья на обширном пространстве от Атлантики до Донбасса уже не останется «анклавов», не контролируемых Североатлантическим альянсом.
Комментируя информационному агентству «Новости Приднестровья» сложившуюся ситуацию, руководитель научных программ Днестровско-Прутского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Каширин говорит: «Фактически российские военные в ПМР находятся в транспортно-логистической блокаде уже достаточно давно. Эта деятельность направлена на максимальную изоляцию Приднестровья, на создание невыносимых условий для российских войск там с прицелом на главную и самую желанную цель Запада в этой части постсоветского пространства — полную ликвидацию военного присутствия России на Днестре. Это, по мнению западных стратегов, сможет подготовить почву для ликвидации Приднестровской Молдавской Республики». Однако, подчёркивает российский эксперт, «любые попытки срыва миротворческой операции будут восприниматься в Москве как прямая угроза безопасности всех жителей Приднестровья, в том числе и почти 200 тыс. граждан России».
Министерству обороны России «ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации», - заявил в конце мая координатор Управления генеральных инспекторов МО РФ генерал армии Юрий Якубов. «Конечно, - отметил он, - сложившаяся ситуация сильно затруднит обеспечение нашей группировки в Приднестровье, но, я уверен, выход будет найден. Оставить миротворцев на голодном пайке мы не позволим».
Читайте также:
Комментарии (11)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники