100 лет назад, 29-30 октября 1914 года, Османская империя начала войну против России. Германо-турецкий флот под командованием контр-адмирала Сушона без объявления войны атаковал русские черноморские берега. Противник напал на Севастополь и стоявший там русский флот, обстрелял Новороссийск, Феодосию и Одессу, заминировал Керченский пролив. Это была провокация с целью вызвать российское правительство на войну. 2 ноября 1914 года Российская империя объявила войну Турции.
Положение Османской империи накануне Первой мировой войны
«Больной человек» Европы давно уже находился в тяжелом кризисе. Особенно трудно пришлось Турции в начале XX столетия. Казалось, что нужен только один сильный удар, чтобы разрушить прогнившую насквозь Османскую империю.
В конце XIX века завершился процесс превращения Османской империи в полуколонию великих западных держав. Турция была одной из самых отсталых аграрных стран, чья экономика и финансы находились под контролем Запада. Крупное землевладение сочеталось и с мелким землепользованием. Крестьянство несло на себе почти всю тяжесть налогового бремени, отдавая откупщикам и ростовщикам до 30-40% урожая. Кое-где сохранялась даже примитивная барщина. При этом сельское хозяйство находилось под контролем западного капитала. Дело дошло до того, что Стамбул и ряд других крупных прибрежных городов получали зерно и муку из-за рубежа. Иностранный капитал имел монополию на производство и экспорт турецкого табака, контролируя целые сельские области. Иностранный капитал выступал в качестве организатора и хозяина производства, и был заинтересован в полуфеодальной зависимости крестьянства, крайне дешёвой рабочей силе.
Промышленность в правление султанов Абдул-Хамида II (1876 — 1909) и Мехмеда V (1909 — 1918), несмотря на огромные богатства природные империи, находилась в жалком состоянии. Добывающую промышленность захватили иностранные компании, главным образом британские и французские, получившие концессии на разработку полезных ископаемых. За счёт льгот концессий и крайней дешевизны рабочей силы иностранные предприниматели получали огромные прибыли, которые не попадали в турецкую казну. Сталеплавильной и машиностроительной отраслей в Турции практически не было. В начале столетия в Османской империи добывали 3 млн. пудов руды, но для местного потребления оставалось около 100 тыс. пудов. Остальное вывозили и перерабатывали на иностранных предприятиях. Металлы возвращались в виде готовых товаров. Так, в конце XIX столетия во всей огромной Турецкой империи было всего 5 литейных и железоделательных мастерских и всего 6 лесопильных предприятий. По сути, Турция была аграрной, сырьевой полуколонией Запада.
В империи было несколько десятков мелких предприятий пищевой, суконной, хлопчатобумажной, ковровой и т. д. отраслей. Кроме того, в Стамбуле было несколько военных предприятий. Большинство предприятий были сосредоточены в столице и нескольких крупных прибрежных городах. Остальные районы империи фактически промышленности не имели, обходясь средневековыми ремесленными мастерскими. При этом почти все сколько-нибудь значительные предприятия находились в руках иностранного капитала или компрадорской буржуазии. В начале XX столетия только около 15% промышленности находилась в руках национальной буржуазии. Значительной была и доля инонациональной буржуазии (евреи, греки, армяне и пр.), которая чтобы избежать коррупционного и национального давления, разорительных налогов и пошлин, принимала подданство какой-либо иностранной державы. В результате большая часть капиталов не задерживалась в Турции, доходы извлекаемые из природных богатств страны, жестокой эксплуатации трудового населения уходили на Запад, или в карманы небольшой группы компрадорской буржуазии.
Ещё в 1881 году была учреждена «Администрация оттоманского публичного долга», которая получила при помощи собственного административного аппарата собирать в различных районах империи государственные налоги и пошлины, чтобы обслуживать госдолг Османской империи. В «Администрацию» входили представители Британии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, Оттоманского банка и местных крупных кредиторов Порты. В 1908 году её численность выросла до 10 тыс. человек. Целая оккупационная администрация, высасывающая все соки из страны. Причём этот аппарат числился на турецкой службе, на содержании казны. В дальнейшем иностранцы получили доходы от табачной и соляной монополий, сбор со спирта и гербовой сбор, право сбора государственного налога в ряде областей и городов и т. д. По сути, иностранцы стали полностью контролировать финансы империи. Иностранные банки контролировали финансы Турции. Дело шло к учреждению финансового международного учреждения, которое заменит османское финансовое ведомство. Этот процесс остановила только война и развал империи.
Западный капитал полностью устраивало внутреннее разложение Османской империи, в которой заправляли сановники, крупные феодалы и высшее мусульманское духовенство. Господство придворной камарильи, коррупция бюрократов и ничем не ограниченный произвол чиновников, включая духовенство, определяли внутреннее положение империи. Особенностью чиновничьего аппарата, включая офицерство, был крайне низкий уровень образования и культуры. Так, в 1898 году даже среди министров не было ни одного человека с высшим образованием. Повсюду царили казнокрадство, произвол и коррупция. Все чиновники, от высших сановников до мелких местных управленцев использовали своё положение для обогащения. В учебных заведениях была жесткая цензура и гнёт духовенства, которые подавляли образование, науку и культуру.
При этом устойчивость империи подрывала национально-освободительная борьба. Власти отвечали жесточайшим террором, разжиганием национальной и религиозной вражды. Идеология основывалась на панисламизме и пантюркизме. Восстания буквально топили в крови. Для поддержания целостности империи был сформирован огромный аппарат сыска, жандармерии и полиции. Была сформирована многотысячная армия доносчиков. Для подавления восстаний использовали иррегулярную кавалерию (хамидие - «принадлежащие Хамиду»), куда привлекали курдов и карапахов. Дикие всадники наводили ужас во многих районах империи, особенно на востоке. Так, в 1894-1896 гг. была организована страшная резня армян в Западной Армении. Эта бойня потрясла весь мир. Было зверски убито около 300 тыс. человек. Сотни городов и селений были опустошены султанской армией, иррегулярными формированиями, полицией и религиозными фанатиками.
Армяне составляли значительную часть населения империи и во время войн с Россией благосклонно относились к русским, особенно в Западной Армении, где люди надеялись присоединиться к Российской империи. Стамбул уже с 1880-х годов стал проводить политику геноцида. Если раньше бойни происходили от случая к случаю, теперь геноцид стал государственной политикой.
Султан Абдул-Хамид II не только использовал политику «разделяй и властвуй», натравливая религиозных фанатиков на христиан, но и взял на вооружение агрессивную идеологию панисламизма. В Османской империи множились идеологи, которые объясняли необходимость объединения всех мусульман и тюрков под эгидой халифа, которым был османский султан. Эта идеология стала одной из предпосылок участия Турции в Первой мировой войне.
При этом продолжалось усиления влияния иностранных держав на Турцию. Традиционно сильное влияние на Стамбул было у Англии и Франции. Однако в начале XX столетия их стала вытеснять Германская империя, которая постепенно поставила под свой контроль вооруженные силы Турции. Турецкое правительство посчитало, что немцы представляют «меньшее зло» и пыталось использовать Германию для укрепления армии и экономики, ослабить влияние других иностранцев. Германии нужны были ресурсы Османской империи и союзник для давления на Британию и Россию. Через турецкую территорию можно было выйти к Суэцкому каналу и Персидскому заливу.
Армянский вопрос, борьба в Македонии и Фракии, восстание критских греков были разменной монетой в большой игре. Эти события обычно использовались великими державами для усиления своего влияния на Порту. По сути, политику Порты определяли в европейских столицах. Так, в 1897 году началась турецко-греческая война, возникшая из-за восстания греков на Крите. Османы смогли разгромить греков, но великие державы заставили Порту подписать такой договор, который привёл к потере Крита. На Крите была объявлена автономия под «покровительством Европы» и высажен «миротворческий контингент». Большая часть мусульман была вынуждена покинуть остров. Крит присоединился к Греции после второй Балканской войны, в конце 1913 года.
Султан Османской империи Абдул-Хамид II
Султан Мехмед V
Младотурецкая революция
Потеря экономической и политической независимости, цепь поражений во внешней политике и потеря территорий, культурное влияние Запада на образованную часть османского общества привели к возникновению волны протеста. Буржуазно-либеральные идеи привели к возникновению политического движения младотурков, которые стали преемниками «новых османов».
Несмотря на то, что султан и его приспешники жесточайшим образом давили любое проявление свободомыслия и сопротивления, устроив в стране настоящую шпионскую манию, когда людей хватали за малейшее проявление недовольства, политическое движение постепенно вызрело в революцию. Ядром движения стало офицерство, наиболее образованная часть населения и имевшая возможность знакомиться с европейской культурой и достижениями передовой мысли. Также в движение входили представители разночинной интеллигенции и учащихся военных и гражданских школ.
Так, ещё в 1889 году курсант военно-медицинского училища Ибрагим Темо создал тайную группу, целью которой было спасение родины от тирании. Эта ячейка установила контакты с единомышленниками в других учебных заведениях Стамбула. Появились революционные ячейки и за границей. Во Франции такой группой руководил сын крупного чиновника Ахмед Риза-бей. В 1892 году группу в военно-медицинском училище вскрыли. Но серьёзно к ней не отнеслись, студенты даже получили возможность продолжать учёбу.
В 1894 году была выпущена листовка от имени «Османского общества единения и прогресса». Они призывала к совместной борьбе всех народов империи с деспотизмом. Движение увеличило своё влияние в армейской и флотской среде, среди чиновников и курсантов военных училищ. Власти отнеслись к этому более серьёзно и ответили репрессиями. Многих сослали, другие бежали за границу. Однако ячейки иттихадистов (от слова «иттихад» - «единение») продолжали свою подрывную работу. Был учреждён Центральный комитет. Устав движения ставил своей целью обеспечение справедливости, равенства и свободы, прогресс страны и освобождение от иностранной кабалы. Важнейшей задачей было восстановление конституционного строя в стране.
В Европе печатали и распространяли по Турции памфлеты, которые клеймили кровавый режим Абдул-Хамида II. Султана называли «подлым» и «безумным» и даже «последователем дьявола». В эмиграции стали издавать десятки газет на турецком языке, которые проклинали режим «змеи и скорпиона». Наиболее значительные газеты издавали в Париже, Лондоне, Женеве и Каире. Также впускали брошюры и листовки, которые тайно распространяли по Османской империи. Иттихадисты считали, что конституционные реформы спасут страну от распада и раздела между великими державами. Они надеялись, что путём реформ можно спасти гибнущую османскую империю, обновить её. Движение не было единым, его раздирали противоречия и споры по будущему страны. Особенностью движения был его многонациональный состав, среди революционеров были турки, албанцы, греки, армяне, евреи, арабы, курды и др. В целом революционеров объединяла только ненависть к султану.
Первый конгресс в Париже удалось провести только в 1902 году. Но и он не привёл к единству. Так, выделилось две основные группы. «Общество прогресса и единения» Ахмеда Ризы выступало за единство империи, сохранение османской династии, единение всех народов Турции и против вмешательства в дела страны иностранных государств. «Общество личной инициативы и децентрализации» во главе с принцем Сабахеддином доказывало возможность вмешательства иностранных держав и выступало за значительную децентрализацию административного управления, предоставление больших полномочий местным властям.
Внутренние расколы и неудачные заговоры, раскрытые властями, новые волны ссылок привели к спаду движения. Новый подъём произошёл на фоне революции в России 1905-1907 гг. Лидеры младотурок призвали «брать пример с великолепных идей русской революции». Султан же усилил цензуру, чтобы остановить появление сообщений о действиях революционеров в России. Особенно Абдул-Хамид боялся восстания на флоте. В это время многие офицеры примкнули к младотурецкому движению. Власти ответили массовыми арестами, было арестовано более 200 человек, включая 5 генералов.
В 1906-1907 гг. в армии и на флоте произошло несколько выступлений против начальства. Выступления против властей произошли и в ряде крупных городов. Правительство в ряде мест даже пошло на уступки. Так, в Эрзеруме отменили некоторые налоги. В стране стала складываться революционная ситуация. Власти смогли сбить революционную волну в Анатолии, но в столице ряды революционеров только окрепли. В 1906 году в Салониках учредили новое тайное «Османское общество свободы», которое обрело серьёзное влияние в среде армейских офицеров. В 1907 году оно объединилось с «Обществом прогресса и единения». Новое движение получило название «Османское общество прогресса и единения». Оно имело два центра: внешний – в Париже и внутренний – в Салониках. Комитет в Салониках вёл активную пропаганду и вербовку новых членов в армейских частях, расположенных в Европейской Турции. Одновременно произошло сближение с национальными партиями и группами – армянскими национально-буржуазными партиями и группами, македонским освободительным движением.
В декабре 1907 года в Париже прошёл второй конгресс младотурок. Была сформирована общая программа. О будущем государственной устройстве Турции умолчали, но сказали об учреждении конституции и созыве парламента. Революция началась с Македонии. Безземелье и малоземелье, огромное налоговое бремя, произвол и коррупция турецкой администрации, религиозные и национальные противоречия сделали эту область постоянным очагом национальных и антифеодальных выступлений. Порта топила их в крови, но делать это становилось всё труднее, а давление великих держав всё росло. Неспособность Стамбула решить македонский вопрос вынудила Россию и Англию принять решение о вводе в регион войск для «поддержания порядка».
Младотурки решили, что это удобный момент для восстания, чтобы установить в стране конституцию и воспрепятствовать иностранному вмешательству в дела страны. Парижский центр рекомендовал расширить вербовку среди военных и молодежи, создать тайные ударные группы. Особенно большой успех имела пропаганда младотурок в Салониках, в среде солдат, младшего и среднего офицерского состава. Задержки жалованья усиливали общее недовольство в военной среде.
Весной 1908 г. в военных частях прокатилась волна бунтов. Летом султан произвёл перемены в командовании войск, дислоцированных в Македонии, приказал начать аресты в салоникском гарнизоне. Однако это только усилило недовольство. Революционное движение охватило почти всё офицерство. Военные не стесняясь выражали своё недовольство, говорили, что правительство ведёт страну к гибели и иностранной оккупации. К офицерам стали примыкать и местные чиновники. В начале июля 1908 года началось восстание. Первым выступил отряд Ниязи-бея. Вскоре к нему присоединились отряды из других гарнизонов. Ниязи-бей направил султану письмо, требуя прекратить репрессии, восстановить конституцию 1876 года и созвать парламент.
Султан попытался двинуть против очага восстания верные ему части, но их состав был распропагандирован младотурками. Главу карательной экспедиции убили. К повстанцам стало присоединяться нетурецкое население Македонии. Македонские и албанские националистические организации поддержали восставших. Армейские части одна за другой присоединялись к повстанцам. Выступление превратилось в массовое восстание. Султан попытался бросить против восставших войска из Анатолии. Однако все прибывшие в Салоники батальоны отказались вступить против европейских войск и повстанцев. Повстанцев поддержали тысячи вооруженных албанцев.
Власти были вынуждены проявить гибкость. Была объявлена амнистия арестованным офицерам-младотуркам. Срочно нашлись деньги для выплаты жалованья солдатам. Но остановить революцию было уже нельзя. Во многих городах Македонии младотурки провозгласили восстановление конституции 1876 года. 23 июля младотурки в Эдирне (Адрианополь) пообещали двинуть на столицу 2-й армейский корпус. Султан и правительство приняли требования революционеров. 24 июля вышел указ султана о восстановлении конституции. В указе содержалось обещание созыва парламента. По городам османской империи прокатились митинги в поддержку конституции. Из тюрем повсеместно освобождали политзаключенных. В Салониках, Стамбуле и других городах несколько дней шли огромные манифестации. Мусульмане братались с христианами. Казалось, что наступила весна свободы.
25 июля вышел указ султана об амнистии всех революционеров. Амнистировали около 80 тыс. человек - заключенных и эмигрантов. Однако радость длилась недолго. Скоро стало ясно, что султан не собирается уступать, а младотурки совсем не демократы. Попытки выступлений крестьян в Анатолии были подавлены местными младотурецкими комитетами с помощью жандармерии. Когда албанцы стали требовать автономии младотурки пригрозили бывшим союзникам артиллерией. Младотурки с помощью армии подавили выступления рабочих и железнодорожников Стамбула, Измира, Измита и других городов. Оказалось, что младотурки, по сути, продолжают прежний имперский курс. Это был верхушечный переворот, а не коренная революция, кардинальным образом меняющая политический и социально-экономический облик страны.
Провозглашение восстановления конституции на митинге
Продолжение следует…
Автор Самсонов Александр
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники