2 ноября в ДНР выбирают главу и парламент. Однако вряд ли кто-то питает иллюзии, что народ выбирает реальную власть. Такого нет ни в одной стране мира, и ничего удивительного в этом нет. Власть – это сила. Недаром по-английски власть – power, т.е. и сила, и мощь, и могущество, и полномочие одновременно. Реальная власть всегда тайная. Этому тоже не стоит удивляться. Открытая только власть карикатурная. Настоящая власть всегда скрыта от глаз, и только по косвенным признакам ее можно распознать, да и то лишь отчасти.
Итак, кому же принадлежит реальная власть в Донецкой народной республике? Народу – в очень небольшой степени, и это, кстати, вовсе не повод для паники. Народ уже высказал свое мнение 11 мая. Но народ не может руководить «непосредственно», как записано во всех конституциях мира. Руководят всегда вполне конкретные люди. Какие же люди определяют политику ДНР?
В руководстве ДНР незаметную, но очень влиятельную роль играет вице-премьер Андрей Пургин. Эта фигура не привлекает к себе большого внимания, но относится к тем, которые в значительной степени определяют именно реальную политику, а не озвучивают кем-то принятые решения. По крайней мере, представляется, что из всего руководства ДНР наиболее влиятелен именно Пургин. Занятое еще в апреле кресло вице-премьера еще ни разу под ним не зашаталось. Показательно, что в Москве на мероприятии, устроенном Сурковым в конце сентября, «от ДНР гуляли Бородай, Захарченко и Пургин», как написал на своей странице Стрелков. Бородай – понятно, москвич, но он уже покинул пост генерального советника премьера ДНР. Захарченко – формально первое лицо. А вот Пургин присутствовал не по формальному положению, судя по тому, что мероприятие было явно «для своих». Создается впечатление, что Пургин – это своего рода «серый кардинал» в руководстве ДНР. Именно он поехал на переговоры в Минск 5 сентября, когда реально решался вопрос о «перемирии», которое многие до сих пор считают предательством. Не вполне соглашусь с этим мнением, но отмечу, что на такие переговоры обычно отправляют людей, имеющих настоящие связи. Что касается Захарченко, то 19 сентября он прибыл в Минск просто поставить подпись. Вспомним также, что на июньских «переговорах», когда в Донецк приезжали киевские гонцы, от ДНР также принимал участие Пургин. Эта фигура появляется всегда, когда речь идет о принятии решений.
То, что мы видим в течение всего существования ДНР, — это что-то среднее между государственными интересами России и интересами олигархата. Последние 15 лет полновластным «хозяином» Донбасса был Ринат Ахметов, связанный, как нетрудно предположить, со всем прочим «олигархическим интернационалом» и проводящем соответствующую политику через нужных людей. Но Ахметов не всесилен, да и Россия близко. Поэтому с Россией нужно как-то «наводить мосты». По множеству признаков Пургин является одним из таких «мостов». О связях Пургина с Ахметовым нет никаких прямых доказательств, но косвенные свидетельства говорят о том, что в руководстве ДНР Пургин представляет собой влиятельную фигуру, играющую роль связного между Россией и Ахметовым, налаживающего контакты и ищущего компромисс между всеми сторонами. В реальной политике такие фигуры неизбежны, поэтому демонизировать их не стоит.
Помните, как в ночь на 8 апреля, в первую ночь существования ДНР, к зданию Донецкой ОГА на «переговоры» приехал Ахметов? Накануне была провозглашена ДНР, и те переговоры якобы завершились ничем. Сообщалось, что Ахметов предлагал сформировать группу из трех человек для ведения переговоров с МВД, чтобы не допустить штурма здания ОГА. «Я буду просить, чтобы ни одного штурма не было… Донбасс — это Украина», — сказал тогда Ахметов. Это официальная версия. На самом деле, если бы Ахметову была нужна «единая Украина», он занял бы совершенно другую позицию – и безоружных людей быстро выбили бы из здания. Но штурм, который ожидался в течение всего апреля, так и не начался. Почему? Явно не из-за миролюбия Ахметова. Во-первых, в «переговорах» с Ахметовым участвовал Пургин. Во-вторых, с самого первого дня он вошел в руководство Народного совета ДНР – тогда еще коллективного органа, принимающего решения. А в-третьих, Пургин – это бессменный лидер организации «Донецкая республика», существовавшей с 2005 года, а в 2009 году запрещенной решением суда. Но в Донбассе она по факту продолжала свою деятельность, и руководил ею Пургин. Да, на организацию давили, но она действовала. Согласитесь, когда организацию считают преступной, прежде всего арестовывают ее лидера. Ничего подобного с Пургиным не было. Почему же?
А вот для этого нужно вспомнить, за что она боролась. «Донецкая республика» выступала за федеративную Донецкую республику в рамках Украины. Несмотря на русскую ориентацию организации, открыто она призывала только к федерализации Украины, да и то не всей, а к образованию Донецкой республики. Цель, сказать прямо, вполне отвечающая интересам Ахметова, заинтересованного в своей полностью узаконенной вотчине, автономной от Киева. Но если ранее «провернуть» учреждение Донецкой республики было очень затруднительно, то после референдума в Крыму Ахметов решил воспользоваться удобным случаем. После бандеровского военного переворота февраля 2014 года эта цель стала вполне реальной и одновременно законной. Но для этого нужно было провести референдум. Расчет Ахметова был прост: он позволяет провести референдум, результат которого он, как умный человек, понимал заранее, и на волне провозглашения независимого государства – ДНР требует себе от Киева экономических преференций в обмен на усмирение «сепаратистов». Он «уламывает» их не выходить из состава Украины и за это получает от Киева свою законную вотчину. А в качестве «утешительного приза» народу Донбасса достается федеративная Донецкая республика в составе Украины. Не так уж мало.
Казалось бы, при чем тут Пургин? А давайте предположим, что Пургин становится ее главой. Он же многолетний председатель движения «Донецкая республика», ему и карты в руки. Все чинно и благородно. Как все сходится! И разве случайно в ночь на 8 апреля от ДНР в «переговорах» с Ахметовым участвовал Пургин? Нет, Ахметов хотел убедиться, что процесс идет в нужном направлении. Вот и ответ, почему те «переговоры» якобы завершились ничем. Ахметов был удовлетворен, а милиция, подконтрольная Ахметову, так и не пошла на штурм ОГА, взять которую было тогда делом нескольких часов. Вот почему Аваков тогда, в апреле, чуть ли не ежедневно объявлял свой очередной ультиматум, но ни один из них никаких последствий так и не имел. Киевские решения просто спускались на тормозах. Ахметов вел свою игру, держа руку на пульсе процесса.
Какую роль во всем это играет Пургин? Он – смотрящий за процессом, согласовывающий радикально-русский вектор с интересами Ахметова и приводящий их к какому-то компромиссу. Пургин сильно не «светится», и даже во время мартовских арестов 2014 года он избежал этой участи, хотя 19 марта появилось сообщение об его аресте. Позже выяснилось, что это не так. Но дыма без огня, как известно, не бывает, и вполне вероятно, что только чье-то вмешательство спасло Пургина от решетки. Чье именно – догадаться несложно.
Ахметов с точки зрения своих шкурных интересов действовал правильно — поймав волну народного недовольства, он решил ее оседлать. С его стороны речь о полном «сливе» ДНР, думаю, не шла. Если бы он этого хотел, то задавил бы или хотя бы постарался задавить протестное движение в Донбассе еще в марте. Нет, оно ему было нужно для продвижения своего проекта – Донецкой республики, но полностью подконтрольной. Но олигарх, видимо, недооценил заинтересованности России. Привыкший к бездействию России на Украине, Ахметов решил, что все обойдется и в этот раз. Но первый сбой произошел в середине мая, когда руководство ДНР было в значительной степени взято под контроль Москвой. Тогда Ахметов решил перестраховаться и бежал из Донецка. Но до 5 июля все продолжалось по-прежнему: в ДНР сохранялось двоевластие, т.е. как бы и ДНР существовала, и одновременно вся укровласть сидела на своих местах.
Все поломал приход Стрелкова, настроенного на решительные действия. В тот же день из Донецка бежал бывший мэр Лукьянченко – известный вор и человек Ахметова. Здесь снова всплывает фигура Пургина. Когда в Донецке решили наконец-то отключить все украинские телеканалы, Пургин возражал. Пургин резко был и против Стрелкова, о чем свидетельствует его июльский телефонный разговор с Пушилиным (с 4:40).
Пургин всегда старается не допустить решительного крена в сторону России, что противоречит интересам Ахметова, которому нужен донбасский регионализм. Это и было основной идеей «Донецкой республики» все годы ее существования, видевшей Донбасс как особый регион в рамках Украины, но экономически приближенный к России. Идея, нужно сказать, вполне здравая и прогрессивная в условиях Украины, когда о воссоединении с остальной Россией и речи не было, но ставшая реакционной в нынешних условиях. Донбасский регионализм – это остановка на месте для едва начавшей жизнь Новороссии, которой нужны не особые регионы, а объединение для воссоединения. Вовсе не утверждаю, что Пургин проводит линию против Новороссии. Таких доказательств нет. Но действия Пургина также не направлены и на расширение Новороссии. По меньшей мере, в своих публичных выступлениях Пургин об этом никогда не заявлял, в интернете таких его высказываний нет. Правда, он четко заявлял, что политический альянс с Украиной невозможен. Представляется, что Пургин поддерживает некоторое равновесие сил между интересами России и Ахметова. Независимая ДНР – как раз такое равновесие.
Сам Ахметов неоднократно заявлял, что Донбасс должен быть в составе «единой Украины», но скорее всего для того, чтобы уравновесить мощный русский вектор, способный нанести Ахметову непоправимый ущерб в случае воссоединения с Россией. В отдельной же ДНР Ахметов будет более независим и политически, и экономически. Обязательной дани Киеву (таможня, торговля) больше нет. А политические силы можно и вовсе все взять под контроль.
Все это отнюдь не означает того, что Ахметов станет местным королем с неограниченной властью. Москва достаточно жестко контролирует все местные элиты, и принять какое-либо важное решение без согласования с Москвой Ахметову, пожалуй, будет уже невозможно. Стратегически рычаги управления «переехали» в Москву. И это большое достижение. Просто сама ситуация с ДНР – это некоторый компромисс внутри российских элит. Подтверждением того, что Москва в целом удовлетворена процессом, служит то, что Владимир Путин неоднократно подчеркивает, что минские договоренности нужно выполнять, а одним из пунктов является проведение выборов в народных республиках, что юридически невозможно в условиях войны, а в условиях «перемирия» – пожалуйста. Поэтому Путин и Лавров постоянно твердят, что «перемирие в целом соблюдается», т.к. оно нужно для проведения выборов 2 ноября. Еще ранее Путин говорил, что киевский режим нужно ЗАСТАВИТЬ сесть за стол переговоров и начать их по существу.
Значит, получается, что в конце июля, когда Бородай отбыл в Москву, а прибыл в Донецк для передачи власти Захарченко, компромисс был достигнут и все уже было согласовано: и уход Стрелкова в обмен на военную помощь, и разгром хунты, но в ограниченных пределах, и сами минские договоренности, и дальнейшие выборы в ДНР и ЛНР. Все, что происходит до сих пор, есть результат того плана, который был принят в Москве в конце июля – начале августа. И Пургину в нем отводилась роль переговорщика, знающего, как все свести к общему знаменателю.
Является ли это предательством Новороссии? Если отталкиваться от планов ополчения взять Киев, то да. Но если вспомнить, что в июле Донбасс был на грани военного поражения, то нет. Нынешний компромисс – это передышка для всех сил – и патриотических, и либеральных. В этих условиях некоторого равновесия Пургин активизировался. Осенью он стал одной из самых заметных фигур в ДНР, регулярно вступая с заявлениями. Пургин не является ни зловещей фигурой, ни героем. Такие люди в каком-то смысле даже должны быть. Он ведет именно то, что скрыто от глаз, — реальную политику. Хотите знать больше, чем все, — следите за Пургиным.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники