Политика / Украина

Суд, который Украина выиграет

Публицист Павел Шипилин о возможном международном судебном процессе вокруг активов "Черноморнефтегаза». «Нафтогаз» намерен вернуть свои активы, оставшиеся в Крыму. «В случае если спор не будет разрешен путем переговоров, «Нафтогаз» намерен передать его на рассмотрение арбитража», — пригрозил украинский монополист.

 

 

Предметом спора являются прежде всего активы «Черноморнефтегаза», который был национализирован еще в 2014 году парламентом Крыма. Процесс намечается долгий, но мне кажется, что в итоге его выиграет украинская сторона, а мы не будем особо против. И вот почему.

Украинцы оценивают ущерб в 1,1 млрд долларов: собственно активы — 586 млн долларов и 515 млн не полученной в 2014 году прибыли. Кроме того, «Нафтогаз» потерял в Крыму и на шельфе 15 месторождений и три перспективных площади залежей нефти и газа, Глебовское подземное газохранилище, более 1200 км магистральных газопроводов, 43 газораспределительных станции.

В декабре прошлого года чуть не произошел неприятный инцидент, связанный с собственностью украинской компании.

В декабре две новые самоподъемные буровые установки «Черноморнефтегаза» были перемещены с Одесского шельфового месторождения в территориальные воды РФ. Операция была вызвана «сложной международной обстановкой и рисками утраты жизненно важных активов», как объяснил глава республики Сергей Аксенов. Буровые прикрывали пограничные катера ФСБ и ракетный катер Черноморского флота. Наиболее вероятной причиной столь оперативного перемещения буровых были опасения, что они могут быть арестованы по готовящимся искам «Нафтогаза Украины».

И вот что я хочу заметить в этой связи.

«Черноморнефтегаз» был создан еще в 1978 году. В 1998 году госпредприятие превратилось в акционерное общество, а в 2011 году — в публичное акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит НАК «Нафтогаз Украины». Но новый собственник не просто переписал на себя активы, что происходило со всеми бывшими советскими предприятиями по всей территории бывшего СССР, но и инвестировал в добычу.

Например, те самые две платформы были куплены как раз в 2011 году на кредит, который «Нафтогаз» выделил тогда «Черноморнефтегазу». То есть, прямой действительный ущерб налицо. И это не единственная компания, утратившая активы в Крыму после присоединения полуострова к России.

Также в Постоянную палату третейского суда или, как ее еще называют, в Гаагский международный арбитражный суд, в середине прошлого года подала иск «Укрнафта». «Несмотря на официальное требование от ПАО «Укрнафта», Российская Федерация отказалась выплатить компенсацию за захват АЗС и другого имущества компании в Крыму и городе Севастополе», — сообщила компания на своем официальном сайте.

В сходном положении оказались еще 11 компаний, потерявших в Крыму десятки АЗС. В их строительство тоже были вложены вполне реальные средства, которые мы тоже отказались компенсировать.

«Если не на сами активы, то на компенсацию у «Нафтогаза» есть основания рассчитывать. И по международным, и по российским законам при национализации должна быть выплачена компенсация, чего в данном случае сделано не было», — объясняет партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов.

Позиция Украины не до конца гладкая. Чтобы это понять, придется вернуться к событиям двухлетней давности, когда все и происходило. Обратите внимание на даты.

11 марта 2014 года Верховный совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости.

16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум.

17 марта 2014 года крымский парламент объявил о национализации «Черноморнефтегаза».

В этот же день, 17 марта 2014 года, опираясь на результаты референдума, Крым провозгласил себя независимым суверенным государством, в котором Севастополь имеет особый статус, и обратился к РФ с предложением принять Республику в свой состав. Севастопольский горсовет предложил России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения.

В этот же день, 17 марта 2014 года, президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым.

18 марта 2014 года договор был подписан, в соответствии с ним в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта 2014 года.

То есть, Крым был принят в состав России не только вместе с населением, с его горами, реками и пляжами, но и с национализированными к тому моменту бывшими украинскими, а теперь принадлежащими Республике компаниями. Строго говоря, если украинцы хотят вернуть свои активы, то вести переговоры и судиться они должны с Крымом. Ведь это не Россия, а Республика, будучи несколько суток независимым государством, отделившимся от Украины, национализировала чужую собственность.

Скажу больше: сами исковые заявления с требованием о компенсации в результате потери собственности, ответчиком по которым обозначена РФ, говорят о том, что по крайней мере «Нафтогаз», «Укрнафта» и еще полтора десятка украинских компаний признали Крым российским. Уже кое-что.

Однако нам чужого не надо. Если компании потеряли реальные деньги и готовы это подтвердить документами, то Гаагский арбитраж, скорее всего, примет украинскую сторону, и нам придется компенсировать эти потери. Правда, исковые суммы нам, как это порой бывает, в процессе рассмотрения дела удастся уменьшить. Именно поэтому мы не пошли на досудебное урегулирование.

А еще потому, что процесс будет долгим, что признает сама Украина. Как знать, может, до вынесения вердикта истец куда-нибудь исчезнет — все в нашей жизни бывает. А если нет, то придется платить.

На глазок, компенсация составит не больше трех миллиардов долларов. Неплохая цена за Крым.

По рукам?

 

Автор Павел Шипилин

Хэштеги: Суд, который Украина выиграет

Комментарии (1)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    Диня 19 февраля 2016 23:07

    Крым принадлежит прежде всего крымчанам - то есть населению Крыма, то есть народу. Пусть украинские компании судятся за свое имущество, но на компенацию за Крым не зарятся. Поскольку на основании всенародного референдума вопроса о Крыме не существует.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.