Выдержки из Ежегодного доклада генерального секретаря НАТО за 2015 год.
Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg)
2015 год показал, как нестабильность за рубежом влияет на безопасность у нас дома. Свидетельством тому служат жестокие террористические нападения в наших городах, кризис беженцев, продолжающиеся действия России на Украине, а также начавшееся недавно наращивание ее военной мощи в Сирии и в Восточном Средиземноморье. Три основополагающие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества — сохраняют свою исключительную важность, поскольку мы хотим сохранить мир и безопасность в Европе и вокруг нее.
В 2015 году произошло резкое замедление сокращений военных расходов в большинстве европейских стран-союзниц и в Канаде, а также самое мощное укрепление коллективной обороны НАТО со времен холодной войны. Мы нарастили свое присутствие на востоке нашего альянса. Мы договорились о наращивании присутствия самолетов дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС в небе над Турцией. Мы почти в три раза увеличили численность сил реагирования НАТО, доведя их до 40 с лишним тысяч человек. Начали действовать силы быстрого реагирования «Острие копья». Они провели свои первые учения с развертыванием, продемонстрировав свою готовность к переброске в любое требуемое место в течение нескольких дней. Мы также создали восемь новых штабов на территории наших восточных союзников в интересах обеспечения планирования, боевой подготовки, а при необходимости и переброски подкреплений. Для противодействия в условиях гибридной войны мы совершенствуем нашу разведку и раннее предупреждение, ускоряем процесс принятия решений и усиливаем нашу кибернетическую оборону.
Россия — наш крупнейший сосед. Нам нужно поддерживать с ней отношения, основанные на взаимном уважении. Между наращиванием сил НАТО и взаимодействием с Россией нет противоречий. На самом деле, только будучи сильными, мы можем налаживать конструктивные отношения сотрудничества.
Россия в 2015 году продолжала проводить агрессивную и непредсказуемую военную политику. Упорно продолжая незаконную оккупацию территорий Грузии, Молдавии и Украины, она начала военную операцию в Сирии, но не в рамках Глобальной коалиции по противодействию ИГИЛ, а в поддержку режима Асада. В 2015 году появились серьезные риски, связанные с игнорированием или увиливанием от согласованных международных правил и процедур, когда нарушения воздушного пространства Турции привели к уничтожению российского самолета.
Если действия России непредсказуемы, то НАТО привержена принципам прозрачности и работает над совершенствованием механизмов, обеспечивающих открытость в определенных видах военной деятельности и призванных восстановить предсказуемость в отношениях с Россией.
В последние несколько лет отмечается значительное наращивание российской военной активности возле границ НАТО, а также прослеживается готовность России применять силу для достижения своих внешнеполитических и военных целей. Применение Россией силы в Грузии в 2008 году, а затем аннексия украинской территории в марте 2014 года коренным образом изменили представление о Европе как о единой, свободной и мирной. Эти действия подрывают принципы международных отношений, согласованные в Хельсинкском заключительном акте. Впервые со времен Второй мировой войны одна европейская страна незаконно присоединила часть другой. Наращивая свои агрессивные действия, Россия параллельно с этим снижает военную прозрачность, отказываясь выполнять или избирательно выполняя и соблюдая самые важные соглашения по контролю вооружений, меры укрепления доверия и стабильности, составляющие архитектуру евроатлантической безопасности. Россия не соблюдает обязательные правила военной прозрачности, в одностороннем порядке отказавшись выполнять положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и выборочно выполняя требования Венского документа и Договора по открытому небу. Россия использует лазейки в последних двух соглашениях, предоставляя неверную информацию или вообще не сообщая о проводимых ею крупных военных учениях, а также проводя внезапные учения без оповещения.
В рамках наращивания своего военного потенциала Россия довела темпы и объемы военных учений и маневров до такого уровня, какой мы видели только в разгар холодной войны. За последние три года Россия провела как минимум 18 внезапных учений, порой привлекая к ним группировку численностью более 100 тысяч человек. Эти учения включают имитацию ядерных ударов по странам НАТО («Запад») и по партнерам альянса (имитация удара по Швеции в марте 2013 года). Их используют для маскировки крупных перемещений войск (в феврале 2014 года перед незаконной аннексией Крыма) и для того, чтобы угрожать соседям России. Эти действия, среди прочего, способствуют росту непредсказуемости и нестабильности евроатлантической среды безопасности. НАТО в ответ принимает оборонительные меры по защите своих членов и предоставлению им гарантий безопасности, и будет поступать таким образом до тех пор, пока в этом есть необходимость. Вопреки российскому подходу, союзники по НАТО демонстрируют твердую решимость усиливать военную прозрачность и предсказуемость. В этих целях союзники продолжают уведомлять о проведении всех крупных учений, в том числе и о тех, уведомление о которых не предусмотрено Венским документом. Когда это возможно, они приглашают наблюдателей на такие учения, как на крупные, так и на небольшие, не требующие уведомления. Кроме того, НАТО публикует на своем вебсайте график проведения учений на год и делает так, чтобы ни одно из учений альянса не стало неожиданностью для его соседей.
Из-за наращивания активности российских ВВС в 2014 и 2015 годах было существенно расширено патрулирование воздушного пространства НАТО. За двухлетний период с 2013 по 2015 год активность российских ВВС вблизи европейского воздушного пространства НАТО выросла примерно на 70%. В 2015 году самолеты союзников более 400 раз поднимались по тревоге на перехват российской авиации в небе над Европой. Это больше, чем в 2014 году. Нарушений воздушного пространства НАТО было немного, однако наращивание патрулирования было вызвано и другими обстоятельствами, такими, как потеря контакта с авиадиспетчерской службой. В 2014 и 2015 годах в прибалтийские страны была направлена дополнительная истребительная авиация в рамках мер укрепления гарантий и Плана действий по повышению готовности.
Силы реагирования НАТО — это передовая в техническом плане многонациональная группировка войск повышенной готовности, включающая наземный, воздушный, морской компоненты и силы специального назначения, которые альянс может быстро перебросить туда, куда необходимо, при получении приказа от Совета НАТО, который является высшим органом политического руководства организации. Кроме выполнения оперативных задач, силы реагирования НАТО могут создать новые возможности для сотрудничества в обучении, боевой подготовке и проведении учений, а также в совершенствовании навыков использования техники. Учитывая темпы возникновения новых вызовов безопасности, союзники согласны с тем, что расширение этих сил даст альянсу новые, очень важные возможности. В 2015 году численность сил реагирования НАТО выросла примерно втрое — с 13 тысяч до 40 тысяч человек.
НАТО как международная организация обладает уникальными возможностями и средствами, помогающими союзникам и мировому сообществу вести борьбу с терроризмом. Контртеррористическая политика альянса фокусирует действия НАТО на трех основных направлениях. НАТО обеспечивает общую осведомленность союзников о террористических угрозах посредством консультаций, активного обмена разведывательной информацией и последовательного стратегического анализа и оценок. Один пример относится к иностранным боевикам-террористам. Среди тех тысяч людей, которые решили взяться за оружие в Ираке и Сирии, есть много граждан стран НАТО. Альянс в 2014 году договорился об усилении сотрудничества для противодействия этой угрозе посредством обмена разведывательными сведениями и информацией. НАТО обеспечит наличие соответствующих сил и средств для недопущения террористических угроз, защиты от них и реагирования на эти угрозы. НАТО накопила ценный опыт в противодействии асимметричным угрозам и реагировании на террористические действия. Действуя в рамках программы «Оборона против терроризма», НАТО работает над расширением возможностей, над применением инновационных технологий и над совершенствованием порядка действий. В этом плане предусмотрен целый комплекс мер. Это и усиление защиты вертолетов, скоростных самолетов и истребителей от ПЗРК, и совершенствование методики разминирования на путях следования конвоев, и новые методы обезвреживания самодельных взрывных устройств. Эти меры обороны и сдерживания осуществляются параллельно с работой по повышению готовности к ликвидации последствий атак, включая нападения с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. В этих целях проводится планирование гражданской обороны и обучение в сочетании с защитой важнейших объектов инфраструктуры. В случае террористического нападения, стихийного бедствия или технологической катастрофы Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы готов к совместной работе с остальными, в частности, с ООН. Третье направление — взаимодействие со странами-партнерами и другими международными силами. НАТО способствует формированию общего понимания террористических угроз, содействует повышению готовности партнеров, выявлению недостатков, и тем самым помогает странам-партнерам более эффективно бороться с терроризмом. У НАТО есть определенные преимущества в гражданской и военной областях, и она оказывает помощь странам в преодолении определенных трудностей, которыми могут воспользоваться террористы. Среди примеров такого содействия — поиск мин на Балканах и в Северной Африке, утилизация ненужного оружия и боеприпасов на Кавказе, а также создание национального координационного центра в Мавритании для обеспечения согласованного реагирования на террористические акты и прочие кризисные ситуации.
По согласованию союзников, на оборону должно выделяться не менее двух процентов ВВП, и как минимум 20% из этих расходов должно идти на создание важнейших систем вооружений, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 2015 году был достигнут реальный прогресс в выполнении этих требований, согласованных в Уэльсе. Первая цель принятых в Уэльсе обязательств — прекратить сокращение военных расходов. Ожидается, что в 2015 году этот аспект обязательств выполнят 19 стран.
НАТО не может бесконечно делать больше меньшими средствами. Учитывая вызовы евроатлантической безопасности, крайне важно, чтобы члены НАТО и дальше вкладывали средства в оборону.
Учения — это важный инструмент проверки концепций, процедур, систем вооружений и тактики действий альянса. Демонстрируя способность альянса отвечать на многообразные угрозы, они также способствуют сдерживанию. В 2015 году НАТО провела 99 учений, а ее силы и средства привлекались к 198 учениям в отдельных странах. Многие из них проводились в рамках Плана действий по повышению готовности как гарантия безопасности союзников.
НАТО усиливает обороноспособность Турции с января 2013 года. В ответ на турецкую просьбу министры иностранных дел НАТО в декабре 2012 года решили, что альянс усилит систему ПВО страны для защиты населения и территории Турции от ракет со стороны сирийской границы. Сирийский режим использовал и продолжает использовать баллистические ракеты. С 2012 года НАТО зафиксировала на территории Сирии несколько сотен пусков баллистических ракет. Первые комплексы ракет «Пэтриот» были развернуты под командованием НАТО 26 января 2013 года. Поступили они из Германии, Голландии и Соединенных Штатов. В настоящее время одну батарею направляет Испания. Она будет находиться в Турции весь 2016 год.
Украина и НАТО являются партнерами на протяжении 20 лет. Они создали уникальное партнерство, которое с годами усиливается. Украина — это единственная страна-партнер, вносящая существенный вклад во все крупные операции и миссии под руководством НАТО. В ответ на те серьезные вызовы, с которыми сталкивается Украина, альянс оказывает ей политическое и практическое содействие. Натовская поддержка помогает Украине проводить реформы, укрепляя ее безопасность и демократические институты. НАТО подчеркивает, что путь к миру на Украине — это полное выполнение Минских соглашений. Россия в этом отношении несет особую ответственность.
В сентябре 2015 года Украину посетил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он подчеркнул желание альянса укреплять сотрудничество с Украиной и приветствовал успехи страны на пути реформ. В Киеве генеральный секретарь подписал соглашение о статусе представительства НАТО на Украине, которое создаст необходимый правовой механизм для того, чтобы Миссия связи НАТО и Центр информации и документации НАТО продолжали оказывать свою поддержку. Во время визита были подписаны еще два документа. В первом изложено намерение НАТО предоставлять помощь Украине в вопросах стратегических коммуникаций. Вторым предусматриваются меры развития военно-технического сотрудничества, что позволит украинским вооруженным силам получать рекомендации и теснее сотрудничать с партнерами из стран НАТО. Те пять целевых фондов, которые руководители НАТО создали на саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года, уже начали функционировать. В июне 2015 года был создан еще один целевой фонд, чтобы помочь Украине в обезвреживании самодельных взрывных устройств и боеприпасов. Советники из НАТО продолжают свою работу на Украине, помогая министерству обороны и другим ведомствам в вопросах реформирования и планирования. НАТО и Украина также сотрудничают в области гражданской обороны в рамках повышения эффективности действий в чрезвычайных ситуациях. В сентябре 2015 года НАТО и Украина провели первое полевое учение под названием «Украина 2015». В целом это их третье совместное учение на территории Украины по действиям в чрезвычайных ситуациях. В нем приняли участие представители 29 стран НАТО и партнеров.
После незаконной российской аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины НАТО неуклонно оказывает политическую поддержку Украине. Заявления о такой поддержке звучат на регулярных заседания комиссии НАТО-Украина на уровне министров иностранных дел, и обороны. О такой поддержке было заявлено на саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года. В связи с продолжающимся конфликтом практическое сотрудничество с Украиной усиливается посредством диалога, учений и наращивания потенциала украинских вооруженных сил. Члены НАТО создали пять новых доверительных фондов, чтобы помочь Украине в важнейших областях, таких как командование, управление, связь и компьютеры, тыловое обеспечение, стандартизация, киберзащита, изменения в прохождении военной службы, медицинская реабилитация. В 2014 году Украина получила самые крупные гранты НАТО на научное сотрудничество (в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности»). НАТО помогает координировать гуманитарную и медицинскую помощь внутренне перемещенным лицам. Запущен натовский проект по обезвреживанию мин для защиты мирного населения. Многие союзники также предлагают Украине двустороннее обучение, гуманитарную, медицинскую и прочую нелетальную помощь. Они оказывают дополнительную поддержку Миссии связи НАТО в Киеве и направляют советников для работы в украинском правительстве.
После «оранжевой революции» 2004-2005 годов НАТО и Украина активизировали двусторонний диалог и сотрудничество. НАТО продолжает поддерживать украинские военные и демократические реформы. На саммите в Бухаресте в 2008 году лидеры альянса приветствовали евроатлантические устремления Украины и Грузии и их желание стать членами НАТО. На протяжении многих лет украинские войска действуют плечом к плечу с войсками НАТО, участвуя в миссиях под руководством альянса в Афганистане и Косово. Украина продолжает вносить свой вклад в работу НАТО в Афганистане и после завершения деятельности Международных сил содействия безопасности в 2014 году. Свое содействие в Афганистане она оказывает за счет участия в натовской миссии «Решительная поддержка». Начиная с 2005 года, Украина направляет своих офицеров в состав натовской миссии по обучению иракских войск. С 2007 года Украина шесть раз направляла свои корабли на поддержку натовской морской операции в Средиземноморье под названием «Активные усилия». В конце 2013 года она направила свой сторожевой корабль к берегам Сомали для участия в операции НАТО по борьбе с пиратством «Океанский щит». Украина стала первой страной-партнером, внесшей свой вклад в силы реагирования НАТО в 2011 году, выделив в их состав взвод радиационной, химической и биологической защиты, а также предоставив военно-транспортную авиацию.
9 июля 1997 года НАТО и Украина подписали хартию об особом партнерстве. Данная хартия предусматривает проведение консультаций по вопросам, вызывающим взаимный интерес и озабоченность, а также определяет области возможного сотрудничества, включая планирование мер гражданской обороны, военную реформу, военное обучение и прочее. По условиям этой хартии была создана Комиссия НАТО-Украина, в рамках которой страны-члены альянса и Украина совместно работают над углублением сотрудничества.
Свою работу по контролю вооружений, разоружению и нераспространению НАТО начала еще на пике холодной войны. В 1967 году члены НАТО в рамках доклада Армеля «Будущие задачи Североатлантического союза» договорились о создании военного потенциала сдерживания агрессии и о разрядке — переговорах с целью урегулирования насущных политических споров, включая вопросы разоружения. В рамках данной договоренности начался процесс, приведший к созданию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), к заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и к переговорам об ограничении и прекращении гонки ядерных вооружений. НАТО по-прежнему придает большое значение контролю вооружений, разоружению и нераспространению, видя в этом инструмент безопасности альянса.
Оригинал публикации: The Secretary General's Annual Report 2015
Перевод: inosmi
Комментарии (1)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники