Политика

Политманёвры в прибалтийских буферах

В прибалтийских республиках в конце 2015 года было проведено несколько крупномасштабных военных маневров с участием сил НАТО. Отрабатывались варианты «развертывания сил быстрого реагирования НАТО в условиях гуманитарного кризиса», действия во время гибридной войны, порядок проведения полицейской операции по противодействию сепаратистским волнениям.

 



Одновременно во всех прибалтийских столицах раздавались призывы к Альянсу форсировать усиление военного присутствия в регионе на фоне «агрессивной политики России в отношении Украины, операции российских ВКС в Сирии, кризиса в российско-турецких отношениях». Как считают политологи, лидеры Прибалтики с помощью таких действий начали подготовку к очередному саммиту НАТО, который должен пройти в июле 2016 года в Варшаве. На нем они надеются достичь договоренности о долгосрочном размещении натовских сил в Балтийском регионе — вплоть до создания военных баз.

 

Однако и в Вашингтоне, и в брюссельской штаб-квартире Альянса сдержанно относятся к активности прибалтийских союзников, справедливо усматривая в их действиях склонность к провокациям, которые могут ненароком подтолкнуть НАТО к серьезному конфликту с Россией, обладающей ядерным оружием.

 

Провокация: «бунт русских сепаратистов»

 

Этот сценарий отрабатывался в ходе двухнедельных «многонациональных командно-штабных учений «Кленовая Арка-2015», которые прошли в ноябре под Вильнюсом. В них участвовали 250 военнослужащих Польши, Литвы и Украины. Ключевая роль была отведена канадским и украинским специалистам по борьбе с сепаратизмом. «Полем боя» была выбрана соседняя Латвия, о чем свидетельствует легенда учений.

 

Согласно ей, «целостность и суверенитет вымышленной балтийской страны Амберлэнд (Янтарная страна) нарушило агрессивно настроенное государство Рэдлэнд, граничащее на востоке. Используя мощное информационно-психологическое влияние и пропаганду, захватчики искусственно инициировали и поддержали сепаратистские движения в регионе, что привело к противоправному отделению части территорий от Амберлэнда и созданию непризнанного мировым обществом «Латгала». Для восстановления суверенитета и территориальной целостности правительство Амберлэнда начинает полицейскую операцию, но при поддержке Рэдлэнда «Латгала» оказывает вооруженное сопротивление. Поэтому на помощь Амберлэнду для наведения порядка и стабилизации ситуации в регион вводятся подразделения Многонациональной (украино-польско-литовской) бригады». Понятно, что вслед за ней подтягивается и НАТО.

 

 

Несложно догадаться, что под «Латгалой» подразумевается Латгалия, где компактно проживает русскоязычное население юго-востока Латвии на границе с Россией. Этнокультурная самобытность ее жителей постоянно вызывает раздражение политиков правого толка, пришедших к власти и строящих латышское национальное государство. В регионе, помимо значимого количества русскоговорящих, обитает отдельная народность — латгалы, которым латышская политическая элита также отказывает в праве на собственную идентичность.

 

Провокация: принятие «законов военного времени»

 

Тогда же — в ноябре — на авиабазе Лиелварде (Латвия) прошли учения «Кристап 2015» для высших латвийских государственных лиц по преодолению гражданско-военного кризиса. Они были приурочены к военным маневрам.

 

«Arrcade Fusion 2015» по отработке «развертывания сил быстрого реагирования НАТО в условиях гуманитарного кризиса».

 

Присутствие латышского политического бомонда в натовских маневрах не было случайным. Накануне президентом Раймондом Вейонисом в срочном порядке было внесено на голосование в Сейме пакетное предложение законодательных инициатив о режиме работы госаппарата во время «внешней агрессии». Глава государства предложил дополнить законы «О национальной безопасности», «Об устройстве Кабинета министров» и «О Национальных вооруженных силах».

 

Здание Кабинета министров Латвии

 

В поправках предусматривается, что в условиях военного времени, когда собрать министров на заседание проблематично, решения Кабмина должны иметь юридическую силу, если были приняты при участии премьера и хотя бы трех руководителей министерств, а в случае угрозы государству Национальные вооруженные силы могут приступать к самообороне самостоятельно, руководствуясь оперативными планами и не дожидаясь приказов главнокомандующего.

 

Там же присутствует и любопытное положение, запрещающее чиновникам сдаваться в плен «внешнему агрессору».

 

Помимо министров, к войне готовят и собственно население республики. Так, в марте прошлого года в МВД Латвии была разработана памятка на случай вооруженного конфликта. Среди прочего гражданам даются рекомендации выбирать не напоминающую военную форму одежду, избегать мест большого скопления людей, во время бомбардировок не стоять на ногах и, главное, выполнять приказы вооруженных лиц, не вступая с ними в пререкания. В случае перестрелок рекомендуется искать убежища в оврагах и подвалах.

 

Провокация: ползучее расширение компетенции.

 

Альянс постепенно, без особой спешки, продолжает увеличивать свое военное присутствие в Прибалтике. В конце 2015 года командующий сухопутными США в Европе Бен Ходжес подтвердил планы создания к концу 2016 года в регионе нескольких складов тяжелой военной техники. В Литву прибыли истребители ВВС Испании и обслуживающий персонал — всего около 130 военнослужащих. Натовский контингент размещен на авиабазе Зокняй, откуда и осуществляется патрулирование.

 

Великобритания намерена направить в Латвию порядка 30 военнослужащих. В своем заявлении британский министр обороны Майкл Фэллон отметил, что «это решение станет частью политики более постоянного присутствия Британии на восточных рубежах НАТО» и послужит «ответом на дальнейшие российские провокации и агрессии».

 

Натовцы под шумок окружили Россию целой сетью своих Центров компетенции (Centre of Excellence for Counter Intelligence). Всего их — 23, 21 из которых уже аккредитованы. Большинство практикуется в борьбе против «угрозы с востока» по самым экзотическим направлениям. С 2014 года — и это не случайно — бум пришелся на страны Прибалтики. В Риге был открыт Центр по противодействию дезинформации, в Таллине — по противодействию кибератакам, в Вильнюсе — по энергетической безопасности. В каждом подразделении — от 40 до 70 офицеров из стран Альянса, специализирующихся на российской проблематике.

 

 

Провокации в буферной зоне, так ли оно надо?

 

В США ширится волна критики по поводу того, что «Альянс вынуждает американцев брать под опеку «новых жалких союзников».

 

«Расширение за счет балтийских государств оказалось колоссальной ошибкой, в результате которой членами НАТО стали беспомощные нации, в защите которых не заинтересована остальная Европа, страны, не имеющие никакого геополитического значения для Америки, однако вовлеченные в острую полемику с Россией, — пишет американский финансово-экономический журнал Forbes.- Если произойдет что-нибудь плохое, то Америка при минимальной поддержке со стороны европейских «союзников»… должна будет, судя по всему, иметь дело с обладающей ядерным оружием Россией по поводу спорных вопросов, представляющих значительно больший интерес для Москвы, чем для Вашингтона».

 

Хотя, если говорить о перехвате стратегических ракет на взлете, быть на сотню-другую километров ближе к возможному месту старта скорее приятно, чем пустячок.

 

Игорь Являнский


Хэштеги: Политманёвры в прибалтийских буферах, НАТО подтягивает военную технику к границам России

Комментарии (1)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
  1. Avatar
    radevich.valeriy 6 февраля 2016 12:37

    Русскоговорящие прибалтийских стран сами принимали активнейшее участие в борьбе за незалежность этих стран от СССР. Всем мерещился толстый шмат колбасы который у них появится стоит только отделится. Поэтому как то не очень хочется помогать латгальцам.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.