Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, «Исламское государство») – террористическая организация, имеющая целью создание исламского эмирата на территории Ливана, Сирии и Ирака. В настоящее время продолжает иметь место тенденция к ее разрастанию, усилению позиций и приобретению влияния в кругах исламского мира.
В этих целях членами террористической группировки используются различные основы и методы привлечения в свои ряды боевиков.
Вербовочно-пропагандистская работа ведется, в том числе, и на территории Северного Кавказа и Центрально-азиатского региона, жители которых традиционно исповедуют ислам. Основываясь на данных различных источников, заявлениях экспертов и представителей властей указанных государств, можно констатировать, что представителям ИГИЛ удается привлекать в свои ряды все новых и новых наемников, используя для этого жителей данных территорий.
Особую обеспокоенность представляет сложившаяся в данном направлении ситуация в Афганистане. Первая ячейка ИГИЛ появилась в данном государстве в южной провинции Гильменд, у руля которой стал бывший полевой командир «Талибана». Кроме этого, в южной приграничной с Туркменистаном провинции Балх отмечается скопление боевиков ИГИЛ – об этом свидетельствую флаги, установленные над органами власти различных селений данной провинции. Популярности ультрарадикальной идеологии способствует раскол в рядах «Талибана» и его попытки договориться с американцами. Объективной предпосылкой стало также и осознание боевиками-талибами безуспешности проводимых действий, связанных с крайне небольшими успехами в отвоевании территорий у правительственных войск за весь период боевых действий. ИГИЛ же, напротив, сумел в короткие сроки завоевать крупные территории в Ираке и Сирии и установить там законы шариата. Вышеуказанные факты способствуют переходу бывших талибовских боевиков на сторону «Исламского государства».
Теракт ИГИЛ в Афганистане
Используя популистские лозунги, нищету местной молодёжи и собственные успехи в Ираке, «Исламское государство» стало тем объектом, который привлекает к себе обездоленных постоянными революциями и слабо образованных жителей. До недавнего времени костяк батальонов ИГИЛ составляли жители Ирака или Йемена. Однако, все больше и больше граждан сравнительно благополучных государств, таких как Азербайджан или Казахстан встают под знамёна «Исламского государства». Фактически, имеющая опыт боевых действий ИГИЛ стала для радикальной молодёжи Ближнего Востока и Центральной Азии гораздо более заманчивым образом, чем «Аль-Каида», теряющая в последнее время влияние и авторитет.
Говоря об основах вербовки, необходимо отметить, что используются различные их варианты и комбинации. Общим остается то, что людям, не обладающим достаточными знаниями в области религиоведения, демонстрируются выборочные факты массовых убийств женщин и детей войсками Асада и американской коалицией в Сирии и Ираке.
В частности, в Карачаево-Черкесии распространялось видео об угнетении черкесов, проживающих в Сирии. Кроме этого, работа проводится с категориями людей, являющихся уязвимыми в тот или иной момент времени. К примеру, очень часто выбирают семью, имеющую материальную задолженность и, в дальнейшем, обращаются к молодым членам данной семьи с предложением «решить материальную проблему».
После прибытия в лагеря для боевой подготовки, на наемника оказывают давление с целью вступления его в брак, чтобы закрепить его зависимость. На лиц, которые разочаровались в деятельности ИГИЛ и приняли решение вернуться на родину, оказывается моральное давление и запугивание о неизбежном привлечении к уголовной ответственности властями государства. Выделить же какую-то одну причину, которая приводит молодых людей в ряды ИГИЛ представляется затруднительным – они различны: от мести за убитых близких до политических, ультрарадикальных религиозных потребностей. Мотивация боевиков может быть разной в зависимости от их потребностей, места прибытия и принадлежности к классу общества.
Еще одним действенным оружием для вербовки сторонников для ИГИЛ являются социальные сети. Агитаторы этой группировки привлекают внимание людей темами, вызывающими споры. Потом выходят на связь с теми, кто принял участие в обсуждении, и призывают в свои ряды.
Свою роль в формировании новых подразделений террористической группировки играют и представители исламского мира, которые выезжают для совершения хаджа в Саудовскую Аравию, в туристические путевки и для обучение в медресе в Турцию и ОАЭ.
ИГИЛ довольно грамотно использует «новую кровь». Она разделяет новоприбывших на категории, выделяя из них тех, кто может помочь как в войне, так и в мирной жизни. В частности, уже сейчас эта террористическая организация ищет специалистов для налаживания управления захваченных территорий. По сути, они действительно начинают строить что-то похожее на государство, законами в котором являются их собственные представления о праве. Также отмечается, что пропаганда террористической организации ИГИЛ направлена на привлечение таких специалистов, как врачи, бухгалтеры и инженеры в районы, контролируемые ею в Сирии и Ираке. Кроме того, для расширения своей преступной деятельности террористическая организация ИГИЛ вербует и детей, которых заманивают с помощью обещаний незабываемых приключений и военных тренировок в реальных условиях.
По предварительным данным стало известно, что руководство ИГИЛ выделяет 70 млн долл. на дестабилизацию ситуации в Центральной Азии. В ИГИЛ существует боевая группа «Мавераннахр», куда входят представители и добровольцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Именно этому центрально-азиатскому подразделению, по некоторым сведениям, будут направлены деньги для организации серии терактов в регионе. Учитывая, что еще 26 сентября 2014 года лидер экстремистской организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) Усмон Гозии (Усман Гази) заявил об объединении с ИГИЛ, намерение «взорвать» Узбекистан не кажется неправдоподобным. А уже это несет очевидную опасность для Центрально-Азиатского региона.
Дополнительным подтверждением можно рассматривать размещенный на ресурсе «Ютюб» видеоролик, вызвавший широкий общественный резонанс в РТ в середине января, в котором лидер таджикских боевиков, воюющих на стороне ИГИЛ, Нусрат Назаров заявил, что в Сирии на стороне джихадистов воюет более 2000 граждан Таджикистана и это число увеличивается.
Активизацией боевиков «Исламского государства» у границ Центральной Азии и непосредственно в самом регионе обеспокоены практически все руководители республик. На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обсудил проблемы терроризма и экстремизма с главой Комитета национальной безопасности страны Нуртаем Абыкаевым и распорядился принять дополнительные меры по укреплению госграницы. Основная причина – активизация радикального движения «Исламское государство Ирака и Леванта» в Центральной Азии. Данной теме было посвящено обсуждение и между министром обороны РТ Шерали Мирзо с заместителем Министра Обороны РФ Анатолия Антонова, в ходе визита последнего в Таджикистан.
Александр КРИКУНОВ, заместитель директора Центра анализа террористических угроз
Комментарии (5)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники