Сообщение о том, что командир таджикского ОМОНа полковник МВД, орденоносец Гулмород Халимов с высокой вероятностью может находиться в рядах "Исламского государства" (ИГ), опубликованное таджикским информационным агентством "Азия-Плюс" 12 мая, вызвало широкий резонанс в стране и у ее соседей.
Вопрос о доверии
"На таком уровне о вербовках в ряды ИГ не было известно, поэтому инцидент с таджикским полковником, якобы собравшим команду из десятка волонтеров и через Москву направившимся в Сирию, стал одним из самых обсуждаемых событий не только в республике, но и в соседних государствах. Он ставит вопрос о доверии к таджикским силовикам в целом", - заявил в интервью DW сотрудник Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей Серенко.
По его данным, после опубликования сообщения о Халимове появилась версия, что, возможно, командир таджикского ОМОНа арестован за нелояльность собственному руководству, а его исчезновение решили объяснить таким образом.
При этом, продолжает он, анализ разных таджикских интернет-форумов приводит к выводу, что поступок полковника вызвал "нотки симпатии".
Идейная мотивация
По его мнению, такая интерпретация должна насторожить специалистов и в Таджикистане, и в России, поскольку на этом прецеденте может быть основана целая мифология, которая будет стимулировать переход на сторону ИГ не только волонтеров из среды трудовых мигрантов, отправляющихся на заработки, но и людей, достигших высокого положения в таджикистанской властной иерархии.
Российский эксперт по кризисным ситуациям Лев Корольков также видит основания считать, что полковник Халимов отправился на фронт в Сирию и Ирак, но с какой целью - пока неизвестно. Например, нельзя исключать проведения спецслужбами операции по внедрению Халимова в ряды ИГ, указывает Корольков. "С другой стороны, мы должны учитывать, что многие руководящие военные кадры в ИГ - это кадровые специалисты из саддамовского Ирака, которые обучались в российских военных вузах. Они понимают значимость и специфику вербовки в силовых структурах постсоветских стран", - добавляет российский эксперт.
ИГ проводит инфильтрацию?
Тем не менее пока об угрозе инфильтрации ИГ в госорганы как о явлении говорить преждевременно, возражает Андрей Серенко.
Студенты, силовики, политики...
Таджикские силовики в ожидании приказа
С другой стороны, продолжает он, ситуация в Чечне и в Дагестане дает основания специалистам говорить о том, что выявление ячеек ИГ осложнено их высоким уровнем конспирации и наличием сторонников, которые находятся на государственной и муниципальной службе.
Он обращает внимание и на другой аспект проблемы. Силовики, противодействуя ИГ, вступают в особые отношения с вербовщиками исламистов, с резидентами, с боевиками, с политическими эмиссарами этой организации, и эти отношения могут принять не только враждебный характер, учитывая мощную пропаганду ИГ на фоне деградации, имеющейся в политической жизни Таджикистана, да и других республик ЦА - что показывает пример полковника Халимова.
Что же касается политических элит, контролирующих политику государств во всех республиках Центральной Азии, то они воспринимают радикальный ислам как своего врага.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники