Первая мировая война стала венцом развития позиционных сражений, что завело её в тупик практически на всех фронтах. В поисках решения сложившейся патовой ситуации лучшие военные умы корпели над разработкой новых тактик военных действий, что в итоге до неузнаваемости изменит поле боя. Именно на Великой войне впервые появятся танки, бронеавтомобили, подводные лодки, начнутся воздушные бомбардировки городов как с дирижаблей, так и с самолётов, в пехотные части поступят массово пулемёты… Но всё это будет ближе к концу войны. А до всех этих нововведений настоящими хозяевами «ничейной земли» были снайпера. Они также получили массовое распространение именно во время Первой мировой, но, в отличие от тех же танков, времени на их массовое введение в строй требовалось гораздо меньше.
К началу Великой войны психологические штыковые атаки и бравый кавалерийский наскок уже отходил на второй план, а в во всех основных армиях начали получать популярность меткая винтовочная стрельба и заградительный пулемётный огонь. Так, в российских частях получило распространение «Наставление для стрельбы из винтовки, карабина и револьвера». В нём солдатам разъяснялось, что каждый боец должен лично выбирать себе цель, выставлять прицел и самостоятельно открывать огонь, если нет иных приказов командиров. Отработка новых принципов ведения боя показала своё преимущество уже в 1914 году, когда солдаты 68-го Бородинского пехотного полка отбили пять атак венгерской кавалерийской дивизии, практически полностью перебив неприятеля метким ружейным огнём.
Профессиональные же подразделения снайперов впервые появились в Германской империи, где только за первый год войны подготовку прошло более 20 тысяч снайперов. Уже тогда они использовались как вольные «охотники» и самостоятельно выбирали себе как позиции, так и цели. Аналогичные подразделения почти одновременно появились и у «красных мундиров», но у них на подготовку стрелков времени уходило гораздо больше. Тут сказались дворянские традиции двух империй – в Германии, в отличие от Великобритании, охота не была привилегией богатых, и большинство немецких егерей довольно быстро осваивались с новой профессией, имея за плечами большой охотничий опыт. По этой же причине многие величайшие снайпера СССР были выходцами из районов Крайнего Севера и Сибири.
Изначально снайпера обустраивали свои позиции непосредственно в окопах, что позволяло не особо заморачиваться с маскировкой. У подобного стиля боя были как свои плюсы, так и минусы – менять позиции в траншеях было удобно, безопасно и незаметно, но стрелок немедленно себя обнаруживал, стоило ему открыть огонь. Естественно, что он тут же становился мишенью для снайперов врага. Подобный расклад привёл к появлению сразу трёх концепций дальнейшего развития тактики и вооружения снайперов.
Голова - единственная часть тела стрелка в окопе, видимая врагу. Естественно, что практически сразу начались поиски способа обезопасить эти самые головы, что привело к появлению так называемых винтовок смертельного боя – оружие с перископическими прицелами, позволяющее вести огонь не поднимая головы из окопов. Безопасность стрелков была на высшем уровне, однако меткостью такие винтовки не отличались, что сводило на нет всю концепцию снайпинга.
Был и другой вариант – забронировать уязвимые части тела, что привело к появлению в германской армии бронепластин для штальшельмов и стальных масок для снайперов и пулемётчиков во Франции и Англии. Данная мера в войсках также не прижилась – крайне плохой обзор и непомерная тяжесть усугублялись тем, что мощности винтовочной пули хватало чтобы ударом сломать шею жертве, не пробивая защиту. Были и менее самоубийственные варианты – переносные бронелисты и передвижные бронированные наблюдательные пункты. Впрочем, их заметность на «лунных» полях великой войны немедленно вызывала на себя огонь артиллерии.
А вот третий путь оказался не столь тупиковым. Для наиболее эффективного и незаметного ведения огня мастера меткой стрельбы начали маскироваться. Именно во время Первой мировой в британской армии впервые появляется маскировочный костюм гилли, неимоверно популярный и в наше время. Однако на выжженных артиллерией полях Европы данный способ не всегда подходил.
Помимо маскировки под местность, британцы начали маскировать и местность под себя – скульпмакеты стали настоящим спасением снайперов тех времён.
Так, особо популярной маскировкой была «дохлая лошадь». Макет мёртвого животного изготавливался из папье-маше, кожи, ткани или других подручных материалов, а внутри оборудовалась позиция для снайпера. Такая маскировка была актуальна практически везде, так как мёртвых животных на «ничейной земле» было очень много. Но были и печальные казусы. На одном из участков фронта ночью французские солдаты установили подобный макет и снайпер заступил на дежурство. Но после нескольких выстрелов снайпера вместе с укрытием накрыло шквальным огнём. Немцы крайне удивились появлению на пустынном поле трупа животного, ведь на этом участке французская кавалерия никогда не ходила в атаку.
Популярность скульпмакетов привела к тому, что солдаты регулярно обстреливали практически любой предмет, который мог оказаться фальшивкой. Это привело к появлению стальных, чугунных и бетонных макетов. Британские снайперы нередко устанавливали чугунные «пни» и «деревья» на краю леса, а сами прятались внутри.
Во французской армии известен случай, когда на нейтральной полосе оказался путевой знак, сделанный из крупного камня. За ночь французы незаметно подменили оригинал на полую копию из бетона и стали, а потом ещё несколько дней рыли к «знаку» тайный ход, но усилия оправдали себя – несколько месяцев немцы даже не подозревали, откуда французы ведут снайперский огонь. Другой аналогичный случай произошёл с трупом баварского гренадёра. Несколько недель погибший немецкий солдат внушительных размеров лежал меж двумя противоборствующими сторонами, но в одну тёмную ночь французы заменили его на чугунную копию, в которой и оборудовали свою позицию.
Для подготовки снайперов и их вооружения тратилось множество ресурсов, однако их эффективность превосходила любые ожидания. По сведеньям немецкой стороны, только на Западном фронте от снайперского огня ежедневно погибало до полутысячи солдат. Одновременно с уроном живой силе снайпера сеяли в рядах врагов и постоянный страх, ведь даже в самые спокойные дни никто не мог почувствовать себя в безопасности и расслабиться.
Автор:Гурский Арсений inforeactor.ru
Источник фото: ppcorn.com
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники