2016 год будет непростым для мировой экономики. Цены на сырье останутся низкими, а объемы глобальной торговли вырастут незначительно. Но и в этих условиях будут те, кто снимет сливки, и те, кто окажется в проигрыше. Главными неудачниками могут оказаться Россия, Бразилия и Китай, а бенефициарами — США, Иран и Аргентина.
Несколько лет назад рынки БРИК были главной инвестидеей для финансистов всего мира. Теперь все иначе, и три из четырех участников этого неформального клуба — Россия, Китай и Бразилия — оказались в сложном экономическом положении. В 2016-м эти три страны могут продолжить терять свои позиции.
Ситуация с Россией понятна и очевидна. Экономические прогнозы, а также федеральный бюджет сверстаны из расчета $50 за баррель. Сейчас «бочка» Brent стоит $36–38, а значит, российская смесь Urals стоит еще на пару долларов меньше. Дешевая нефть тянет за собой целый ворох проблем — слабый рубль, высокую инфляцию, падение импорта и инвестиций, снижение доходов населения и потребительского спроса. Пока правительство свои прогнозы на следующий год не меняло. Минэкономразвития ждет роста ВВП на 0,7%.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорит, что «пересмотр прогноза возможен» и «основания для того, чтобы об этом задуматься, существуют».
«Некоторое время назад многие эксперты, и я тоже, считали, что мы достигли дна, или, как еще говорят, прошли пик кризиса. Но сегодня мы видим некоторые дополнительные ухудшения, которые уже показывает нам ноябрь, — говорил в конце года экс-министр финансов Алексей Кудрин в интервью «Интерфаксу». — Это означает, что ситуация пока нестабильная и плюс добавилась еще более серьезная проблема — резкое снижение цен на нефть. Если цена останется на этом уровне в течение еще полугода или года, то нас ждет продолжение падения экономики».
Консенсус-прогнозы, которые составляют информагентства, опрашивая аналитиков, уже сейчас предполагают снижение ВВП в 2016 году в пределах 1%. Но если нефтяные котировки задержатся на нынешнем уровне или упадут еще ниже, то спад окажется гораздо глубже. Вполне вероятно, что он будет близким к показателю этого года, который ожидается на уровне 3,8–3,9%.
Карнавал отчаяния
Тяжелые времена настали и для Бразилии. По прогнозу международного рейтингового агентства Fitch, ВВП Бразилии в 2015 году снизится на 3,7%. Ожидания на следующий год чуть более оптимистичны — минус 2,5%.
Fitch 16 декабря понизило рейтинг Бразилии с инвестиционного уровня BB+ до спекулятивного BBB- с негативным прогнозом.
«Рост уровня безработицы, сложная ситуация с кредитованием, низкое доверие к экономике и высокая инфляция оказывают давление на потребление, в то время как политическая неопределенность, трудности в строительном секторе и негативные последствия расследования дела о коррупции компании Petrobras причинили вред инвестициям», — говорится в сообщении агентства.
Коррупция в нефтяном гиганте Petrobras уже привела к политическому кризису и попытке организовать импичмент президенту Дилме Руссеф, которую считают причастной к этому делу. Пока импичмент провалился, но в следующем году оппозиция может взяться за дело с удвоенной силой.
Проблемой для Бразилии стоит считать и организацию крупнейших международных соревнований — чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр, которые пройдут в Рио в этом году. Многомиллиардные расходы на их подготовку не окупятся никогда, а повысят уровень госдолга и лягут бременем на бюджет, который и без того верстается с дефицитом под 10%.
Естественно, что на Бразилию (как, впрочем, и на Россию и другие развивающиеся страны) негативное влияние оказывает повышение американским Федрезервом ключевой ставки. Это провоцирует отток средств инвесторов.
На китайцев надежды нет
«2016 год будет не менее сложным для развивающихся рынков. Основные риски — замедление экономики Китая и последствия ужесточения денежно-кредитной политики ФРС для глобальных рынков», — отмечает Екатерина Еркина, аналитик УК «Капиталъ».
Формально китайская экономика ни в каком кризисе не находится. В этом году ожидается рост на 6,8–6,9%. Проблема в том, что в 2012–2014 годах ВВП Китая рос на 7,3–7,8%, в 2008–2011-м — на 9,2–10,6%.
Ниже 7% темпы роста не опускались с 1990 года, когда было зафиксировано увеличение экономики на 3,9% (данные Всемирного банка).
По прогнозу экспертов, опрошенных агентством Bloomberg, ВВП Китая в 2015 году увеличится на 6,9%, в 2016-м — на 6,5%, в 2017-м — на 6,3%. МВФ ждет в 2016 году плюс 6,3%. Падает внешнеторговый оборот. По данным агентства «Синьхуа», внешнеторговый оборот Китая за январь — ноябрь этого года снизился на 7,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Экспорт упал на 2,2%, импорт — на 14,4%.
Китай сейчас находится в состоянии трансформации экономики. В соответствии с решениями правящей Коммунистической партии, экономика переориентируется с экспорта на внутренне потребление и построение «среднезажиточного» общества. На этом пути есть много подводных камней. Это большая масса накопившихся плохих долгов в государственном и корпоративном секторах, пузыри на финансовом рынке и рынке недвижимости, профицит промышленных мощностей и пр. Из-за этого в Китай могут в любой момент прилететь «черные лебеди», которые вызовут не замедление, а рецессию в экономике.
Главный экономист по глобальным вопросам из Citigroup Виллем Бюйтер отмечает, что Китай попал в зону высокого и быстро увеличивающегося риска циклических «жестких посадок», которые сопровождаются резким снижением экономических показателей.
В свою очередь, это спровоцирует глобальный кризис, который сильно ударит по развивающимся странам, завязанным на поставку в Китай сырья и товарных компонентов. Не стоит забывать и о постоянных спорах Поднебесной с соседями и США за территории в Южно-Китайском море. Вооруженный конфликт — худшее, что можно себе представить в нынешней ситуации.
Но и просто торможение несет в себе массу рисков и для Китая, и для всего мира. С учетом бэкграунда предыдущих десятилетий замедление воспринимается многими как кризис. Вместе с повышением ставки ФРС это вызывает отток капитала с финансовых рынков Поднебесной (в этом году более чем на треть рухнул индекс Шанхайской биржи). Отток денег может вызвать схлопывание тех самых пузырей.
«Замедление китайской экономической деятельности будет иметь далеко идущие последствия для глобального роста, качества корпоративного кредита и денежно-кредитной политики», — полагают аналитики Fitch и добавляют, что последствия окажутся более серьезными, чем это предполагалось ранее.
Индия и Иран рассчитывают на лучшее
Единственная страна БРИК, находящаяся в неплохой форме, — это Индия. Рост в этой стране превышает 7%. Но в следующем году аналитики считают, что темпы упадут, и критикуют политику властей. Эндрю Моуэт, главный стратег JP Morgan по развивающимся рынкам, полагает, что денежно-кредитная политика Центробанка Индии тормозит рост ВВП. ЦБ хочет снизить инфляцию (сейчас она выше 5%), а поэтому не спешит понижать ключевую ставку (на настоящий момент ее уровень 6,75%). К тому же в силу общей отсталости страны и бедности населения Индия не сможет в ближайшее время занять место Китая как локомотива мировой экономики.
Но и среди стран второго-третьего эшелона найдутся те, кто сможет значительно улучшить свои экономические показатели. Стоит выделить Иран и Аргентину. Исламская республика много лет жила под западными санкциями, которые блокировали ее финансовый сектор и экспорт нефти. После заключения в 2015 году соглашения по иранской ядерной программе, как ожидается, уже в начале 2016 года санкции могут быть сняты. Это даст мощный толчок иранской экономике, полагают аналитики.
Согласно прогнозу МВФ, ВВП Ирана в 2016–2017 годах будет расти на 4–5,5%, в среднесрочной перспективе рост составит 4%.
Для других стран — экспортеров нефти иранское счастье обернется проблемами. Новый объем нефти (0,5–1,5 млн баррелей в сутки) выйдет на профицитный рынок, что окажет большое давление на цены. «Ожидаемое увеличение поставок нефти из Ирана окажет понижательное давление на мировые цены на нефть — по прогнозам, до $5–15 за баррель», — говорится в обзоре. Впрочем, потребители сырья от этого только выиграют. С Аргентиной все чуть сложнее. Все ее перспективы связаны с действиями новых властей во главе с прозападным президентом Маурисио Макри, недавно победившим на выборах. От него ждут отказа от валютных ограничений, либерализации экономики и внешней торговли, сокращения дефицита бюджета.
Песо уже отпущен в свободное плавание в середине декабря, сняты и ограничения на покупку валюты населением. «Отмена валютного контроля — отправная точка в восстановлении экономики», — заявил министр финансов Альфонсо Прат-Гай.
Впрочем, песо упал более чем на треть, что подстегнет инфляцию и осложнит жизнь в стране. В то же время снятие ограничений в разных сферах и начало приватизации ранее национализированных активов могут привести к резкому росту деловой активности и привлекут инвестиции из-за рубежа. Аргентине по силам забрать все то, что могло бы достаться Бразилии, которая, как уже отмечалось, находится в серьезном кризисе.
США перебьют Россию на рынке нефти
Помочь Аргентине могут и США, с которыми прежний президент Кристина Киршнер постоянно конфликтовала и предпочитала дружить не с Бараком Обамой, а с Владимиром Путиным.
Сами Штаты надеются, что 2016 год окажется для них позитивным, несмотря на ожидающееся укрепление доллара из-за перехода ФРС к политике плавного повышения ставок. Сильный доллар, с одной стороны, снизит конкурентоспособность американских производителей. С другой стороны, ожидается продолжение притока средств в долларовые активы, а рост ставок повысит доходы банков и населения, что будет стимулировать потребительский спрос.
«В США ожидается рост экономики на 2,5%, что является лучшим показателем среди развитых стран. На этом фоне ожидаются продолжение роста корпоративных доходов, повышение дивидендов и расширение программ обратного выкупа. Следующий год в США выборный, а, как правило, в год выборов президента США фондовый рынок не испытывает потрясений», — отмечает Екатерина Еркина.
США могут рассчитывать и на улучшение своих торговых позиций в мире. Они уже создали Транстихоокеанское партнерство из 12 стран и в 2016-м должны дожать ЕС и подписать с ним Трансатлантическое соглашение.
Снятие запрета на экспорт нефти усилит позиции энергетических компаний. А еще в апреле 2016 года должна быть введена в строй третья очередь Панамского канала. Как отмечает Bloomberg, к увеличению трафика уже готовятся американские порты от Нью-Йорка до Галвестона (Техас).
Стоит подчеркнуть, что такой расклад (Россия, Бразилия и Китай — проигравшие, а Иран, Аргентина и США — победители) носит условный характер. «Во многих странах финансовый сектор по-прежнему имеет слабые места, а на развивающихся рынках финансовые риски увеличиваются. Все это означает, что глобальный рост в 2016 году будет разочаровывающим и неравномерным», — отметила глава МВФ Кристин Лагард в своей статье, опубликованной в немецкой газете Handelsblatt.
Нынешний мир меняется с калейдоскопической быстротой, любые прогнозы могут оказаться неверными. Например, в 2015 году аналитики, которых опрашивает Bloomberg, ошиблись в среднем на 11 процентных пунктов, прогнозируя динамику курсов основных мировых валют, что стало худшим результатом за все время составления прогнозов.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники