Несколько десятков последних лет из Севастополя - города русской боевой славы – власть имущие пытаются сделать южный центр туризма в Крыму. Каждым летом, за исключением последнего сезона, в Севастополе всегда можно было встретить и европейцев, и арабов, и афроамериканцев, не говоря о многочисленных русских со всех стран бывшего СНГ. Действительно, Севастополь богат памятниками героической истории, учреждениями культуры, творческими фестивалями и концертами. Однако говорить о Севастополе как о рекреационно-туристическом центре пока не приходится. На это есть ряд обоснованных причин.
По словам заведующей лабораторией фиторесурсов Института биологии южных морей (далее – ИНБЮМ), председателя Севастопольского отделения Русского ботанического общества Натальи Мильчаковой, в Севастополе в 2000 году сроком на 10 лет была разработана и принята Городская экологическая Программа. После 2010-го года никаких комплексных программ экологического развития города не принималось и не реализовывалось. Хочется надеяться, что нынешнее городское руководство, Агентство стратегического развития Севастополя недавно разработанную Концепцию социально-экономического развития города на 2015-2030 годы, дополнят предложениями специалистов, учёных-экологов, ландшафтоведов, гидробиологов, представителей творческой интеллигенции Севастополя, которые касаются решений стратегических и текущих экологических проблем, в том числе по сохранению природного наследия города.
Дело в том, что треть территории Севастополя относилась еще в годы Украины, к природно-заповедному фонду. В него входили земли Байдарского заказника, мыса Айя, Казачьей бухты, шесть прибрежно-аквальных комплексов, проектируемые заказник Караньский и региональный ландшафтный парк Максимова дача.
Еще в 2006 году Севастопольский городской Совет принял решение зарезервировать земли (около 1000 га) Караньского плато в районе Балаклавы под ботанический заказник. Однако последующие попытки бизнес-заинтересованных структур по добыче известняка, и реализации проекта «Балаклава Грин» привели к тому, что о решении Севастопольского городского Совета «почему-то» все забыли.
Аналогичная ситуация обстоит и с Максимовой дачей, 83 га земли которой было зарезервировано под региональный ландшафтный парк решением Севастопольского городского Совета 23 июня 2013 года. А ведь там находятся не только уникальные природные комплексы, исторические и ландшафтные памятники, но и античные постройки древнего Херсонеса, курганы, захоронения времён Гражданской и Великой Отечественной войн. «Заповедный фонд Севастополю остро необходим», - делится переживаниями научный сотрудник ИНБЮМ, кандидат биологических наук Лилия Бондарева, от сохранения такого фонда зависит экологическое благополучие всего региона.
Не меньшей по значимости проблемой, по мнению учёных, является застройка территорий прибрежных зон. Законодательство в России по данной проблематике гораздо строже, чем на Украине, но как оно будет соблюдаться в Севастополе – время покажет.
Современные севастопольские сети канализации и водоснабжения просто не в состоянии выдержать нагрузку от застройки прибрежной зоны, где объекты появляются как грибы. До сих пор около 4 млн кубометров сточных вод ежегодно попадают в Балаклавскую бухту и морским течением уносятся в сторону Фиолента, Золотого пляжа, в места традиционного отдыха в летнее время.
Тревогу вызывает и тот факт, что бездумное освоение прибрежной полосы в сейсмически опасной зоне, где находится Севастополь, может привести к техногенным катастрофам. Наверное, не многие знают, что земли Фиолента носят вулканическое происхождение, а сам массив является потухшим вулканом. Поэтому распил его береговой зоны, который произошел здесь несколько лет назад, интенсивная застройка дачными коттеджами и пансионатами, могут привести не только к оседанию почвы и оползням, но и более серьёзным последствиям.
Показательным примером взаимозависимости экологической безопасности территории и туризма являются Балеарские острова Испании (площадь кололо 5 тыс. кв. км, почти 2 тысячи гостиниц), бюджет которых почти на 100% состоит из доходов от туризма. Более 10 лет назад после чрезмерной застройки прибрежной территории резко сократился приток туристов, что существенно ударило по бюджету островов. Испанцам ничего не оставалось, как снести эти постройки, что было санкционировано местными органами власти. В Крыму таких примеров нет, но добыча песка на шельфе западного Крыма привела к тому, что последние годы там почти пустуют дома отдыха и пансионаты. Из-за разрушения Бакальской косы произошло заболачивание прибрежных вод Каркинитского залива (пос. Стерегущее) и туристическая привлекательность этого региона сошла на нет.
Таким образом, Севастополю и Крыму досталось после Украины немалое наследие экологических проблем и задач, которые просто необходимо решать. Россия понимает важность труда ученых и специалистов, их работа стала цениться больше, зарплаты возросли в 1,5-2 раза, для работающих пенсионеров поддержка государства стала еще больше. Открываются новые перспективы для научного и карьерного роста молодым учёным. Если у юного исследователя есть замечательная научная или инновационная идея, то Российские фонды поддержки научных исследований принимают заявки и финансируют научные разработки путем выделения грантов, в том числе на работы, имеющие важное региональное значение, помимо этому научные сотрудники могут получать финансирование на экспедиции, поездки на конференции как по России, так и за рубежом.
С улучшением условий труда работников науки и появлением новых возможностей для реализации инновационных научных проектов, есть надежда на то, что накопленные годами экологические проблемы Севастополя и Крыма будут решены. Это сделает наш полуостров привлекательным не только для любителей истории, но и для каждого ценителя природы, экологии и чистоты.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники