Четвертое заседание энергодиалога Россия – ОПЕК, на котором были рассмотрены перспективы мирового рынка нефти, проходило 30 июля в Москве на фоне двухмесячного снижения цен на нефть, одной из причин которого является ее существенное перепроизводство. Объем превышения предложения над спросом сопоставим в настоящее время с добычей Ирана – от 2 до 2,7 млн барр./день по различным оценкам. Лидеры – США, Россия и Саудовская Аравия  – вышли на пик добычи, а Ирак, Ливия заявили о скором ее увеличении. Возросли опасения, что Иран после отмены санкций вдвое увеличит поставки.

 

Снизилась «ценовая чувствительность» сланцевых компаний США. Если год назад для реализации проектов по добыче нефти они ориентировались на цены в 70-80 долл./барр., то сейчас при 50 долл. ряд из них: EOG Resources, Pioneer Resources, Occidental Petroleum и Diamondback Energy  и др., начали планировать новые проекты. Это показывает, что отрасль структурировалась, повысила эффективность, «закрыв» наименее рентабельные проекты.

 

В то же время снижается инвестиционная активность крупнейших нефтегазовых компаний. Ими отложены 46 крупных проектов на сумму почти в 200 млрд долл. с извлекаемыми запасами порядка 20 млрд барр. Большинство из них – шельфовые проекты в Мексиканском заливе и у берегов Западной Африки, а также проекты по разработке битуминозных песчаников в Канаде.

 

Представленные данные указывают на то, что в 2015-м и, скорее всего, 2016 годах мировая добыча будет находиться на пике при сокращающихся инвестициях в новую добычу.

 

Но есть и положительные тенденции. Несмотря на ряд негативных новостей по экономике Китая, спрос на нефть в Поднебесной остается достаточно стабильным. Вырос спрос на нефть в Индии, правительство страны пытается нарастить долговременные стратегические резервы нефти.

 

Вероятно, близка и развязка ценовой войны между странами ОПЕК и другими производителями. На такой вывод наталкивает и факт участившихся встреч между руководством ОПЕК и России, на которых стороны сверяют свое видение перспектив нефтяного рынка и пытаются скоординировать стратегии, а также появившаяся информация о намерении Саудовской Аравии начать снижение добычи в конце года.

 

По мнению ряда зарубежных экспертов, оценка иранского фактора пока носит эмоциональный характер, а не является результатом реального анализа. Иран вернется на рынок не ранее начала 2016 года, и ему потребуется несколько лет и порядка 50 млрд долл. инвестиций, чтобы вернуть добычу нефти на досанкционный уровень, при условии, что достигнутые договоренности одобрит американский Конгресс и не будет выявлено нарушений их соблюдения со стороны Ирана.

 

После того, как цены на нефть сорта WTI опустились ниже 50 долл./ барр., изменилась и ситуация на американском рынке. Банки, ожидавшие роста цен с 60 долл./ барр. до 70 долл. или даже до 80 долл. к концу года, активизировали финансирование сланцевых  компаний. В итоге, в первой половине 2015 года объем размещения акций компаний по разведке и добыче сланцевой нефти был таким же, как в 2008 и 2009 годах вместе взятых.

 

Но «новый раунд» затяжного падения цен повысил опасения нефтетрейдеров, связанные с американскими сланцевыми компаниями. В последние недели они нарастили “медвежьи” позиции до максимального уровня за последние годы, а объемы позиций, предполагающих рост цен, снизился на 28% и находится сейчас на самом низком уровне с 2010 года.  Другими словами, нефтетрейдеры пессимистично оценивают перспективы роста цен на нефть.

 

В этих условиях сланцевым компаниям стало сложнее привлекать капитал. Недавние размещения их акций прошли без особого успеха, а стоимость заемных средств выросла и сейчас расценивается руководством многих компаний как обременительная. Для самых слабых компаний доступ к финансированию может быть полностью отрезан уже в ближайшее время.

 

Сейчас почти каждую неделю небольшие компании вынуждены подавать заявления о собственном банкротстве, и если цены на нефть не восстановятся в ближайшее время, число таких компаний возрастет, что в среднесрочной перспективе может привести к падению добычи в США.

 

Падение цен, по мнению американских специалистов, запустит новый раунд сокращения рабочих мест во всей сланцевой промышленности. Ряд из них, такие как Halliburton и Baker Hughes, уже сократили 27 тысяч рабочих мест, что в два раза больше, чем они первоначально заявляли в феврале текущего года. Но если несколько месяцев назад сокращение рабочих мест было сосредоточено в буровом секторе, а также в смежных сферах, связанных с бурением, то теперь увольнения могут коснуться инженеров и ученых, чего нефтяные компании стараются всячески избегать, боясь потерять талантливые и перспективные кадры.

 

По оценкам специалистов компании Energy Aspects, реакции со стороны предложения следует ожидать не ранее 2016 года. Поэтому, вероятное сохранение квот ОПЕК, о котором заявил на заседании энергодиалога 20 июля заявил генеральный секретарь ОПЕК аль-Бадри,  будет означать, что нефтяные цены могут надолго «заморозиться» на существующем низком уровне – порядка 50-55 долл./ барр.

 

Владимир Михайлович Блинков

ведущий научный сотрудник
кандидат физико-математических наук