Блоги

Воскресная экскурсия в музей ЦРУ.

Центральное Разведывательное Управление было создано в 1947 году после принятия Закона о Национальной Безопасности, подписанного президентом Гарри С. Трумэном. В связи с этим законом была учреждена должность Директора Центральной Разведки (англ. DCI), который возглавляет Разведывательное Сообщество США, выступает главным советником президента США по вопросам разведывательной деятельности, связанной с национальной безопасностью, а также является руководителем Центрального Разведывательного Управления. У ЦРУ в одном из зданий в Лэнгли (предместье Вашингтона) / штат Вирджиния/ имеется свой собственный музей организации, охватывающий в своих экспозициях временной промежуток от времён холодной войны до настоящего времени.

В музей ЦРУ имеют доступ только сотрудники этой организации и специально приглашенные лица, но сегодня для блогеров ЖЖ сделано приятное исключение. : )



Основой раздела стала тематическая выставка «Управление Стратегических служб: Первая спецслужба Америки», которая состоялась в июне 2002 года и была посвящена 60-й годовщине УСС. В экспозиции выставки можно увидеть личные памятные вещи, принадлежавшие генерал-майору Уильяму Дж. Доновану (William J. Donovan), основателю УСС, оружие, оборудование, спецтехнику, использовавшиеся в специальных операциях, шифровальную машину «Enigma» и др.
Создатели музея предлагают также посетить Архивы Шпиона-FI (SPY-Fi Archives), где представлена самая большая в мире коллекция «шпионских штучек», использовавшихся при съемках наиболее известных шпионских фильмов Голливуда. В некоторых случаях, устройства для шпионов из кинофильмов стали предвестниками создания их аналогов в лабораториях ЦРУ.



Музей, по мнению администрации Агентства, поможет лучше понять роль ЦРУ, его вклад в обеспечение национальной безопасности страны. В связи с тем, что Музей расположен на территории ЦРУ в одном из зданий в Лэнгли (предместье Вашингтона) он закрыт для свободного посещения, туризма. Но, тем не менее, сотрудничая с другими музеями страны, образовательными учреждениями и библиотеками, он организует и открытые выставки.

Идея создания Музея родилась в 1972 году и принадлежит Уильяму Э. Колби (William E. Colby) – одному из руководителей Центрального разведывательного управления. Она была поддержана сотрудниками Агентства, многие из которых представили уникальные личные коллекции, собранные за долгие годы службы в самых отдаленных местах земного шара.

Экспозиция музея ЦРУ охватывает период с момента создания его предшественника – Управления Стратегических служб (OSS), показывает рассекреченные экспонаты «шпионского ремесла» времен «холодной войны» и настоящего времени. Коллекция включает документы, оборудование, оружие, одежду, знаки отличия, и другие памятные вещи, иллюстрирующие разные этапы в истории Агентства. Многие из объектов показа были разработаны, произведены, и использовались в конкретных разведывательных операциях.


https://www.cia.gov/ru
Делая упор на адаптацию в своих подходах к сбору разведданных, ЦРУ может вырабатывать индивидуальный подход в содействии ключевым потребителям разведывательной информации, и оказывать им помощь в решение задач, с которыми они столкнулись.

В отдельную экспозицию выделен большой раздел под названием "ЦРУ в Афганистане: на передней линии борьбы с терроризмом". Известно, что офицеры Центрального Разведовательного Управления действовали и действуют активно в Афганистане в полевых условиях.

https://www.cia.gov/about-cia/cia-museum



В музее ЦРУ есть отдельная экспозиция рассказывающая о технической разведке. Выставка-раздел «Управление науки & технологии — Люди & технология в обеспечении Свободы» посвящена 40-летию DS&T и дает возможность проникновения в «святая святых» - мир науки и техники, стоящих на службе разведки. Показанные в этой экспозиции научные приборы, технологии, изобретения и методы разработаны самыми продвинутыми мыслителями Америки.

https://www.cia.gov/about-cia/cia-museum/galleries.html#top

Также подробно рассказывается о работе аналитиков ЦРУ, предоставляющих материалы высшему руководству США. Более 50 лет Управление Разведки (Directorate of Intelligence - DI) обеспечивало американских президентов и других высших чиновников США достоверной информацией о сложном мире, в котором они живут. Аналитики департамента, оценивая «сырую» информацию, касающуюся национальной безопасности, превращали ее в «законченный разведывательный продукт», обеспечивая т.о. долговременные прогнозы изменения политической и оперативной обстановки в мире, предвосхищая кризисы и конфронтации. В ноябре 2002 года Музей ЦРУ открыл выставку, посвященную 50-й годовщине Управления разведки.


В разделе, посвящённом холодной войне рассказывается о работе ЦРУ в годы противостояния с Советским Союзом и странами советского блока. В 1977 году, в честь празднования 50-й годовщины Центрального разведывательного управления в Музее был открыт раздел «Галерея «холодной войны», в котором сегодня демонстрируется около 6 тысяч экспонатов из собрания коллекционера и историка спецслужб Х. Кита Мелтона (H. Keith Melton), а также приобретенных в бывшем СССР и Восточной Германии.


Личный автомат Калашникова АК-47 Усамы бен Ладена выставлен в музее ЦРУ. Автомат был захвачен во время операции спецназа США по ликвидации террориста "номер один" в пакистанском городе Абботтабад в мае 2011 года. С собой американские морские пехотинцы забрали не только тело убитого бен Ладена, но и массу документов, а также его личные вещи, включая оружие.




"В момент, когда спецназ ворвался в комнату бен Ладена, последний не только не успел начать стрельбу, но даже и дотянуться до автомата, - уточняет издание. - Автомат находится в рабочем состоянии, на нем, по непонятным причинам, стоит фиктивное китайское клеймо".



http://navoine.ru/cia-museum.html



































Бонус: Частный музей о шпионаже в Вашингтоне.

Именно Вашингтон, как известно, а не Нью-Йорк самый шпионский город в Америке, если не в мире. Сколько тут советских агентов работало, сколько перебежчиков сбегало! В кафе, где перебежавший к американцам Юрченко вышел в туалет и «ушел» обратно в СССР от опекавших его агентов ЦРУ, даже есть медная табличка на диване, где он сидел. И коктейль «Юрченко» там тоже раньше наливали, не знаю как сейчас. А сколько тут шпионов ловили: Олдрич Эймс, Роберт Ханссен, да и трое из 10 недавно выловленных российских «кротов» тоже окопались в виргинских пригородах американской столицы, недалеко от штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли.
При такой концентрации шпионской энергии более подходящего места для международного шпионского музея найти было трудно. Поэтому, когда в 2002 году такой музей открылся в нескольких кварталах от здания ФБР, это мало кого удивило. Правда, многие были настроены скептически: как выживет частный музей, берущий $20 за вход, в городе, где полно отличных бесплатных музеев под зонтиком Смитсоновского института. Но одно дело смотреть на картины импрессионистов в Национальной галерее или на динозавров в Музее естественной истории, а другое – когда на тебя смотрит дуло замаскированного под помаду одноразового пистолета «поцелуй смерти» из арсенала КГБ 60-х годов. Единственный такого рода музей в стране оказался популярен и среди американцев, и среди иностранцев: с момента открытия его посетило порядка 7 миллионов человек, и в летние месяцы очереди вытягиваются на целый квартал.



Помимо высокой степени интерактивности экспозиции, другая причина популярности музея кроется в том, что в совет его директоров входят бывшие «бойцы невидимого фронта» из ЦРУ, КГБ и М5, общий шпионский стаж которых легко потянет на несколько пожизненных заключений. Их опыт и связи при разработке и оформлении музея были задействованы in quantum satis и обещают увлекательный визит. «В отсутствие настоящей информации общественное мнение о шпионах в основном формируется Голливудом. Музей заполняет этот вакуум, показывая, что истории настоящих шпионов во многом увлекательнее, чем вымысел», – считает Милтон Малтц, президент компании-владельца музея, вложившей в его создание $40 миллионов.
За тем, чтобы советская разведка была представлена достойно, в совете директоров со дня основания музея наблюдает Олег Данилович Калугин, тридцать восемь лет отдавший службе в контрразведке и КГБ, а нынче обосновавшийся в Америке. В отличие от других бывших агентов, сидящих в укрывших их странах тихо, Калугин «на виду»: консультирует, преподает и водит экскурсии по шпионским местам Вашингтона. Недавно бывший шпион выступил в музее с лекцией под двусмысленным названием «Вена: город моей мечты» – в зале яблоку негде было упасть.

Свой рассказ Калугин начал с конца 19-го века, когда Вена уже была гнездом международного шпионажа. Так, в 1907 Россия завербовала там начальника австро-венгерской разведки Альфреда Редля, не хотевшего, чтобы о его нетрадиционной ориентации стало известно командованию. В Вене же был заснят на встречах с агентами КГБ норвежский дипломат Арне Трехольт в конце 70-х. Как оперативник, Калугин часто наезжал в нейтральную Вену, смотревшую сквозь пальцы на активность иностранных спецслужб в Австрии. Один из приездов был связан с неудачной попыткой похищения и преправкой в Чехословакию перебежчика Николая Артамонова-Шадрина и до конца невыясненной роли Калугина в исходе операции. Лектор коснулся этого эпизода в своем послужном списке тем же легким тоном, которым рассказывают о забавном похождении. Оказывается, машина, в которой везли усыпленного хлороформом Артамонова-Шадрина завязла на обочине, и его волоком перетаскивали через колючую проволоку на границе. «Там он и умер от сердечного приступа. Неудивительно: человек работает на советских, встречается с ними в Вене, и вдруг его похищают…» Публика внимала информации из первых рук с открытым ртом.



За последовавшим фуршетом с австрийскими пирожными Олег Данилович рассказал о музее: «На мой взгляд, у посетителя тут складывается сбалансированное представление о работе обеих сторон. И запад, и восток технически развивались примерно равномерно. Но если американская разведка ставила своей задачей сбор военных и научных данных, то в миссию советской разведки входили мероприятия по подрыву устоев западного мира, по дискредитации всей западной системы… Советские экспонаты попали в музей через Восточную Германию, в которой КГБ было хорошо представлено. Некоторые интерактивные сценарии в отделе «Школа шпионов» основаны на моем личном опыте». Я спросил, как Калугину работается с бывшими противниками (например, директор музея Питер Эрнст проработал в Русском отделе ЦРУ 32 года). «У нас взаимное уважение, основанное на глубоком профессионализме. Идеология сейчас потеряла остроту, да и в былое время профессионалы с обеих сторон всегда находили общий язык», сказал он и улыбнулся.
Когда Калугин откланялся, я пробежался по музею. Спокойно постичь азы шпионского мастерства, любуясь на ядовитый зонтик, точь в точь как тот, которым смертельно укололи болгарского диссидента Маркова в Лондоне в 1978-ом, или на почтовый ящик, на котором Олдрич Эймс делал пометки мелом, давая понять советским дипломатам, что в заветном тайнике их ждет ценная информация – вам не удастся из-за несущегося со всех сторон звукового сопровождения из признательных показаний разоблаченных агентов, радио-новостей об успехах контразведчиков, воя полицейских сирен, музыки и т.д. А с другой стороны, настоящий агент должен уметь вычленять нужную ему информацию и принимать мгновенные решения в ситуациях, редко располагающих к неспешной рефлексии, так что «перегрузки восприятия» шпионского музея как бы приближают посетителя к реальным условиям.

Музей всячески испытывает вас на шпионскую профпригодность. На экране появляются потенциально-опасные личности и нажатием зеленой, желтой или красной кнопки вы сигнализируете, насколько они кажутся вам опасными. Вот старушка-божий одуванчик наводит на вас фотоаппарат и голос за кадром предупреждает: «кажется неопасной, но зачем фотографирует?» Все эти пальто с фотоаппаратом в пуговице, очки с цианистым калием в дужках (поймали – надкуси), передатчики в каблуках и галерея уменьшающихся с годами в размерах «жучками» незаметно нагоняют паранойю. Немудрено, что выйдя из музея на вашингтонскую улицу, вам потом еще долго в каждом прохожем будет мерещиться что-то подозрительное.

http://blogs.voanews.com/russian/dmitriev-america/2012/03/05/spy-museum/
Весной 1960 года США, в ответ на международную критику, по поводу своих шпионских полетов, обнародовала информацию о секретном устройстве с Лубянки, продемонстрировав герб 8лет висевший в кабинете посла США с встроенным в него микрофоном «Златоустом» на чрезвычайной сессии ООН. В настоящее время «Златоуст» хранится в музее ЦРУ в Лэнгли.http://topwar.ru/2819-troyanskij-kon-po-imeni-zlatoust.html

Но есть и забавные моменты: рядом с машиной Джеймса Бонда «Астон Мартин ДБ5» написано, что такие гаджеты, как GPS и электронная блокировка двигателя, стоящие теперь на обычных авто, 30 лет назад шпионам даже не снились. А на нижнем этаже, где восстановлена атмосфера разделенного Берлина времен холодной войны, в туннеле, прорытом в советский сектор, стоят компактные стиралка и сушилка, чтобы измазавшиеся западные копатели могли постираться и выйти на поверхность чистенькими, не вызывая подозрений. Москва бы просто наказала захватить с собой комплект сменной одежды, а американцы подошли к делу «монументально-технично».

За дополнительные деньги посетителям музея дается возможность стать суперагентом на час – в интерактивной игре «Операция “Шпион”», где как раз задействовано много голливудских клише. Путевку в шпионскую жизнь вы получаете на автобусном вокзале вымышленного ближневосточного города Хандар от таинственной «видео-шефини». «Выглядите как туристы. Отлично замаскировались», хвалит она. Вам придется устанавливать скрытые камеры и «жучки» и рыться в кабинете «иностранного госслужащего». Пытать плохишей и тащить перебежчиков через границу не требуется, но проехаться в грузовом лифте в кромешной темноте придется. В стране назревает революция, «шефиня», похоже, может оказаться двойным агентом, ядерные секреты похищены – все это усложняет задачу и держит в напряжении.

После осмотра даже в магазине музея трудно расслабиться, выбирая между довольно дорогими мини-фотокамерами, встроенными в часы или в очки или в пряжку ремня. Я за все рассчитывался только наличными: в магазине такого музея хочется оставлять следов как можно меньше. И уходя, проверял, нет ли хвоста. Хотя от наружки оторваться было непросто: в музее работают профессионалы своего дела.
Автор Алексей Дмитриев. источник

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.