Иранское информагентство обнародовало список 40 местных СМИ, которые решили добавить 600 тысяч долларов к вознаграждению тому, кто исполнит озвученную еще в 1989 году фетву в отношении автора «Сатанинских стихов» Салмана Рушди.
Atlantico: Что за всем этим стоит? Кто скрывается за этими 40 СМИ?
Ардаван Амир-Аслани: Не все были рады открытости Ирана миру, к которой стремится президент-реформатор Рухани. За 37 лет изоляции Ирана от сообщества наций сформировались определенные круги, которые извлекают из нее выгоду. Они зачастую держат в руках внушительные активы и опасаются, что открытость Ирана в результате снятия санкций может положить конец их монополии в экономике. Напомним, что 80% иранской экономики напрямую или косвенно контролируются государством или около государственными образованиями.
Рост конкуренции в связи с появлением иностранных предприятий, без сомнения, изменит этот расклад. Так, ни для кого не секрет, что за этой инициативой стоят те, кто выступали с критикой июльского соглашения по ядерной программе и не дали подавляющему большинству кандидатов-реформаторов принять участие в парламентских выборах 26 февраля. Речь идет о консервативных экономических и политических кругах.
— Фетва против Салмана Рушди была принята более 25 лет назад. Зачем сейчас подливать масла в огонь?
— Уже упомянутые ультраконсервативные круги используют любую возможность, чтобы поставить правительство в неудобное положение. Так, на следующий день после вступления договора в силу они задержали американских моряков в иранских территориальных водах в Персидском заливе. Во время визита иранского министра иностранных дел в Лондон они устроили арест бывшего журналиста ВВС и отпустили его через неделю. То есть, в таком поведении нет ничего нового. Время выбирается тоже отнюдь не случайно. Нынешняя попытка пробудить демонов тридцатилетней давности призвана создать трудности для правительства в тот самый момент, когда глаза всего мира прикованы к иранским парламентским выборам.
— Как это может повлиять на начавшуюся нормализацию отношений Ирана с остальным миром? Как это отразилось на иранском общественном мнении?
— Международные партнеры Ирана и местная общественность уже давно привыкли к подобным театральным действиям. Никого обмануть не получится. Международные партнеры знают, что в Иране ведется борьба за власть, и что консерваторы сделают все для предотвращения его интеграции в международное сообщество.
— Как умеренным течениям иранского общества выбраться расставленной радикалами ловушки?
— Правительство реформаторов и общественное мнение обычно просто отмалчиваются, стараются не подлить масла в огонь. Они понимают, что контрнаступление в СМИ лишь обострит ситуацию, и эта тема останется на передовицах мировых газет еще в течение многих недель. Полемике они противопоставляют молчание. После выборов все стихнет.
Ардаван Амир-Аслани, адвокат и публицист, эксперт по Ближнему Востоку.
Источник Иносми Оригинал публикации: La tête de Salman Rushdie (re)mise à prix à Téhéran : mais à quoi joue l’Iran post accord nucléaire?
Иран, Салман Рушди, Рухани, президент Ирана, Ближний Восток, Политика Иран
Подписывайтесь на новости ЦИГР Cassad:
1. ВКонтакте;
2. Фейсбук;
3. Твиттер.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники