Как только не называют это инопланетного вида строение в подмосковном Софрино: и большой микроволновкой, которая, кстати, способна вскипятить кровь, и зиккуратом, который окружен тайнами, и восьмым чудом света, напичканным секретными технологиями. Но суть у РЛС «Дон-2Н» по большому счету одна: станция является ключевым звеном в противоракетной обороне Москвы. Анастасия Воскресенская прошлась по коридорам пирамиды и попыталась разобраться, как работает знаменитая РЛС.
Радиолокационная станция «Дон-2Н» — центральный и наиболее сложный элемент системы ПРО Москвы. Она находится на постоянном боевом дежурстве, в готовности в любой момент отразить удар противника. Уникальность данной РЛС заключается в ее универсальности и многофункциональности: «Дон-2Н» решает задачи обнаружения баллистических целей, их сопровождения, селекции, измерения координат и наведения на них противоракет.
Система противоракетной обороны А-135 «Амур», или как ее еще называют — «щит Москвы» — была поставлена на дежурство в 1995 году и в боевых условиях не применялась ни разу. Однако ее противоракеты ежегодно тестируются во время учений на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане.
Но испытания на практике все же были. Часто в прессе рассказывается о совместном российско-американском эксперименте ODERACS, когда была поставлена задача обнаружить малоразмерные объекты — сферы диаметром 5, 10 и 15 сантиметров. Металлические шары-мишени выбрасывались с американского шаттла Discovery в космосе, а самые мощные в мире радары пытались их засечь. Пятнадцатисантиметровые сферы обнаружили все. Шары диаметром в 10 сантиметров увидели только три радара: два российских и американская РЛС COBRA DANE на Аляске. А вот два пятисантиметровых шарика с расстояния 500–800 километров обнаружил только подмосковный «Дон-2Н». Максимальная же высота обнаружения целей у «Дона» — 40000 километров!
Что касается габаритов РЛС, то они тоже впечатляют: огромная усеченная пирамида шириной 140 метров по нижнему краю, 100 по верхнему и высотой сорок метров. Человек рядом с ней кажется совсем крошечным. На строительство станции ушло 32 тысячи тонн металла, 50 тысяч тонн бетона, 20 тысяч километров кабеля, сотни километров трубопроводов и 10 тысяч чугунных задвижек к ним — для охлаждения аппаратуры требуется огромное количество воды.
Большая часть объектов РЛС — секретна. Но что-то нам все же удалось посмотреть. Так, военные показали один из четырех передающих антенных павильонов«Дон-2Н». Это фазированная антенная решетка, в которую вставлены передающие модули. Именно здесь, в этих модулях, происходит усиление излучения зондирующих импульсов в заданные координаты пространства. Длина модуля — около восьми метров, вес — около трех тонн.
Мощность импульса на выходе достигает 2,7 МВт. Общая выходная мощность — около 200 МВт. Электропитание передающих секций — 10000 вольт. В каждой секции имеется система автономного пожаротушения. Кроме того, снаружи есть две системы водяного пожаротушения — лафетная и дренчерная.
Если необходимо произвести замену передающей секции (при выходе ее из строя или для технического обслуживания), то это осуществляется с помощью специального подъемно-транспортного устройства. С его помощью возможно извлечь секции из любого посадочного места антенного полотна и заменить их на новые.
Замена одной секции и доставка ее в зал ремонта занимает около часа. Для охлаждения передающих секций используются водяные контуры. А для нормальной работы передающих секций применяется сжатый воздух.
Работой подъемника руководит оператор антенно-фидерных систем. Замена модулей это очень высокоточная операция, требующая определенных практических навыков и теоретических знаний. Ее можно сравнить условно со стыковкой к Международной космической станции.
Передающая антенна излучает в пространство мощный сигнал — свыше 200–250 МВт излучения в импульсе. Это огромная мощность, но она необходима для того, чтобы обеспечить обнаружение малоразмерных элементов в сложных баллистических целях, таких, как боевые блоки. Они имеют очень маленькую поверхность рассеяния и маленькую отражательную способность.
Помимо передающих антенн «Дон-2Н» оснащен полотном, которое принимает отраженный от цели сигнал. С внешней стороны радиолокационной станции передающая антенна выглядит как большой квадрат, а принимающее полотно — как круг.
Во время работы РЛС находиться рядом с ней категорически запрещено. Все дело в излучении. Военные говорят, что по принципу работы «Дон-2Н» — это огромная микроволновка. Правда, «разогрев» происходит не внутри, а снаружи — там, куда попадает излучатель. Внутри же находиться безопасно. Для тех, кто оказался снаружи, сооружены специальные железные щиты — заслонки, препятствующие излучению. За десять минут до включения РЛС срабатывает сигнал тревоги и у личного состава есть возможность покинуть территорию. Безопасным считается расстояние от одного километра. К тому же, под землей есть специальный тоннель, по которому можно покинуть «Дон-2Н».
Вся система ПРО Москвы — автоматическая. От момента обнаружения баллистических ракет противника в полете весь боевой цикл проводится без участия человека. Личный состав необходим для контроля и поддержания постоянной боевой готовности средств системы.
Но нужно понимать, что «Дон-2Н» это сложная техническая система и наличие здесь персонала с высшим образованием — необходимость. В основном это офицеры, которые несут дежурство на своих рабочих местах.
Безусловно, основные задачи выполняют военнослужащие по контракту. Но для обслуживания РЛС привлекаются и бойцы срочной службы. Они решают вспомогательные задачи.
После того, как цель обнаружена, рассчитывается траектория. Это может быть и объект в ближнем космосе, и баллистическая цель. Разница в том, что последняя имеет точку падения, которая рассчитывается алгоритмами системы. В зависимости от точки падения принимается решение-либо перехват цели, либо ее сопровождение.
Стоит отметить, что после запуска ракеты образуется так называемая «сложная баллистическая цель», состоящая из различных объектов, включая несколько боевых блоков и значительное количество разного типа ложных целей, которые должны серьезно затруднить действия нашей ПРО. Но существующие алгоритмы селекции боевых блоков позволяют решить эту задачу и тем самым сократить расход ракет-перехватчиков.
По словам военных, противоракетный бой очень скоротечен. Система в доли секунды определяет, какие боевые блоки летят, какой противоракетой их нужно уничтожить. Если бы этот бой попробовал комментировать человек, то он бы просто не успел.
Командный пункт предназначен для централизованного управления всеми средствами системы ПРО и для организации боевых действий при обнаружении баллистических ракет противника в полете. Здесь есть все необходимое — система коллективного пользования, система индивидуального пользования, все виды связи, включая правительственную. Пункт позволяет решать стратегические задачи по прикрытию Москвы и ряда объектов московского региона.
На экране отображается процесс обнаружения космических целей в заданном секторе. Желтым цветом обозначены зоны поиска, фиолетовым — траектории движения объектов, военные называют их «цели». Объект, двигающийся по баллистической траектории, был бы окрашен в красный цвет.
Помимо основных своих задач система ПРО решает задачи в интересах других взаимодействующих систем. Это и система предупреждение о ракетном нападении (СПРН), и система контроля космического пространства (СККП) — все работы по сопровождению важных космических объектов также осуществляются здесь.
По словам начальника отделения боевых алгоритмов и программ соединения противоракетной обороны полковника Ильгара Тагиева, система ПРО Москвы модернизируется непрерывно с того момента, как она поставлена на боевое дежурство. Ожидается, что в ближайшее время на вооружение примут новую систему, которая будет обладать более расширенными возможностями.
Когда принимается решение о поражении сопровождаемых баллистических целей, на стартовую позицию передается команда «пуск». На назначенную противоракету ближнего перехвата передается сигнал «на старт».
Нам продемонстрировали элементы обслуживания стартовой позиции. А именно -выдвижение подвижных средств для стыковки установочной машины с пусковой шахтой.
Техническое обслуживание противоракеты — необходимость. «Изделие» — так официально называют ракеты ближнего перехвата военные — достают и перевозят для проверки, проходящей «с установленной периодичностью». Каждая противоракета проходит тройной контроль.
Ракету нам, естественно, не показали. Зато рассказали, что в шахтах установлены противоракеты 53Т6 (ПРС-1) (по классификации НАТО — ABM-3A GAZELLE) с мощностью ядерной боевой части 10 килотонн. Длина данной ракеты, по данным из открытых источников, достигает 12 метров, масса — около 10 тонн, максимальная дальность поражения, по разным данным, — от 50 до 100 километров, высота поражения — до 45 километров, а скорость — 5,5 км/c. «Газель», по словам военных, — «быстрее пули», оттого, наверное, и получила на Западе такое название.
Вокруг Москвы установлено 68 шахт со стоящими на постоянном боевом дежурстве противоракетами 53Т6. Они и образуют тот самый «противоракетный щит Москвы».
ФОТО: АНДРЕЙ ЛУФТ/ЗАЩИЩАТЬ РОССИЮ
Источник: Защищать Россию
Комментарии (2)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники