Из репортажа ТВ Звезда
Приятно, когда в стане потенциального противника возникает паника, ну или, на худой конец, высказывается озабоченность нашими действиями. Наивно, конечно, полагать, что США со всем своим военным потенциалом панически боятся России, но уже явно остерегаются. Особенно после эффективных действий российских ВКС в Сирии, укрепления надводного и подводного флотов, появления новой боевой техники и вооружений в нашей армии. Мы – не тот противник, о который можно вытереть ноги. Сами можем кому угодно холку намылить и на место поставить.
А вот недавняя истерика США по поводу своих подозрений об «активности ВМФ России в непосредственной близости от районов расположения коммуникационных кабелей» выглядит на общем фоне их боязни «ассиметричных угроз» как-то мелковато. И заявления разведывательных структур США о том, что Россия может оставить без связи различные американские экономические и политические структуры сейчас как минимум преждевременны.
Да – можем. И перерезать на океанском дне, и сканировать идущие по кабелям спецсвязи сигналы. Но подобная атака на подводные коммуникации возможна лишь в случае активных боевых действий. Ну, а в мирное время каждая из сторон «хулиганит» потихонечку, не афишируя своих действий. Не секрет, что и американские субмарины активно «пасутся» вдоль российских подводных линий секретной связи.
Нынешнюю обеспокоенность Вашингтона «русской угрозой» каналам интернета вызвало появление в районе американской военной базы Гуантанамо (Куба) российского океанографического исследовательского корабля проекта 22010 «Янтарь». И, якобы, российских АПЛ, которые, правда, засечь в этом квадрате никому не удалось. Впрочем, наши подлодки и раньше редко «светились» у берегов США, а значит и повода утверждать об их присутствии нет.
Называемое американцами «кораблем-шпионом» головное океанографическое судно «Янтарь», построенное на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде и названное его именем, действительно с 2014 года вошло в состав Северного флота ВМФ РФ. Его «начинка» и возможности не афишируются, так как «Янтарь» выполняет задачи из разряда «не для огласки», так что даже далеко не все ведущие российские флотские специалисты знают потенциал этого судна.
Из доступных ТТХ: водоизмещение 5730 тонн, длина 108 метров, скорость 15 узлов, дальность плавания 8000 миль и автономность – до 60 суток. Ушлые американцы разнюхали, что «корабль-шпион» оснащен двумя глубоководными аппаратами, которые, якобы, способны перерезать кабели на большой глубине.
«Если бы «Янтарь» занимался чем-то нехорошим в отношении США, то его давно бы «выдавили» из вод Восточного побережья, - считает ветеран отечественной гидронавтики капитан 2 ранга Владимир Ашик. – Ну, как вариант, могли бы просто протаранить, как наши сторожевики в 1988 году пошли на таран американского ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» в Черном море. Те помятые удалились из советских территориальных вод. Так что сейчас американцы просто поднимают панику на ровном месте и больше говорят, чем делают».
По словам Владимира Ашика, глубоководные американские кабели действительно периодически рвутся. Порой по необъяснимым причинам – то ли смещение подводного грунта, то «морской дьявол» там присутствует. Но американцы уже приспособились устранять такие неполадки в течение 1,5 суток – для этого у них существуют специальные дежурные средства с глубоководными аппаратами, которые находят в океанской глубине два конца оборванного кабеля и их соединяют. «Раньше и у нас подобные средства были, - говорит гидронавт. – Вероятно, что и сейчас что-то новое появилось».
К слову, именно усилиями американских «партнеров» наш Военно-морской флот после 1991 года лишился большей части глубоководных аппаратов и подлодок специального назначения. А в «закромах» советского флота, заметим, было немало такой техники, которая, даже устарев, продолжает оставаться сверхсекретной.
«Ранее существовал 19-й центр Минобороны, который в 2005 году был переформирован в Главное управление глубоководных исследований, - рассказывает Владимир Ашик. – В его состав входила нынешняя 29-я отдельная бригада подводных лодок специального назначения (ПЛ СН), 10-й отряд гидронавтов, 160 отдельный дивизион ПЛ СН, 256-й отдельный дивизион аварийно-поисковых ПЛ. Секретность была крайне высокой, в производстве не допускалось использование хотя бы одного болтика иностранного происхождения.
Когда появилось первое упоминание о ПЛ БС-69, то ее обозначили как «подводную лодку для поиска затонувших народно-хозяйственных объектов». На самом деле задачи были более серьезные – от поиска и подъема затонувших в океане во время испытаний частей баллистических ракет, как наших, так и натовских, до технического обеспечения подводных кабелей. Ну и, конечно же, американские кабели надо было обнаружить».
Первым отечественным подводным глубоководным комплексом стал «Архипелаг», состоящий из дизельной ПЛ и 3-х местной наблюдательной камеры, которая опускалась на специальном фале на 2000 метров. Позже появились АГС – атомные глубоководные станции. Из известных – «Нельма», «Кашалот», «Калитка». Еще широко известен глубоководный аппарат «Лошарик», прозванный так за схему построения модуля из круглых капсул – он до сих пор находится в строю.
А вот из носителей глубоководных аппаратов сейчас в составе 29-й бригады ПЛ СН осталась лишь АПЛ «Оренбург», модернизированная в 2002 году. На подходе АПЛ «Подмосковье», которая сейчас заканчивает испытания и в 2015 году приступит к выполнению боевых задач. Так же заканчиваются испытания на дизельной АП «Саров», которая так же переоборудована под транспортировку мини-подлодок, которые будут использоваться впоследствии на всех перспективных отечественных субмаринах 5-го поколения.
По словам главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, все подлодки нового поколения (первая из них уже заложена на Северодвинском «Севмаше») будут представлять собой унифицированные модульные платформы, с интегрированным вооружением и роботизированными комплексами. И вот об этих российских комплексах американцы мало что знают, а потому и нервничают и высказывают озабоченность. Мало ли на что способны подводные малютки с клеймом «Made in Russia»? Может они кабель способны найти на дне океана и уничтожить его в нужный момент? Ну, может быть. Почему нет?
Впрочем, в настоящий момент никаких доказательств порчи кабеля вблизи Кубы, где находится наш «Янтарь», не существует, однако американская настороженность по этому поводу почему-то постоянно растет.
«Помимо Янтаря», который является океанографическим исследовательским судном, у нас есть практически аналогичное, другого проекта, опытовое научно-исследовательское судно «Селигер» под флагом вспомогательного флота на Балтике, - рассказывает Владимир Ашик. – В скором времени такое же появится на Черном море – «Ладога». Их актуальность, в плане противодействия морским радиолокационным разведкам стран Балтики и Украины, весьма высока. Там выход через проливы, которые лучше надежнее контролировать нам, чем неприятелю и знать о его перемещениях, ведь если предупрежден, значит вооружен».
источник
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Сергей Прокатов/ВКонтакте
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники