Выборы в ДНР и ЛНР дали старт фактическому возобновлению широкомасштабных боевых действий на Донбассе. И хотя формально из перемирия никто не выходил, однако в реальности интенсивность боевых действий приблизилась к «августовской».
Если раньше стороны считали хорошим тоном едва ли не ежедневно уличать друг друга в нарушении перемирия и апеллировать к мировой общественности, то в последние дни такие апелляции исчезли. Происходящее открыто называется своими именами. То есть, боевые действия боевыми действиями.
Бои ведутся практически по всей линии фронта — от Донецка до Счастья и Станицы Луганской. Правда, столица ЛНР пока что в более выигрышном положении — ее хоть не обстреливают. А вот в Донецке творится настоящая «жестяная жесть». Ежедневно обстреливаются три района города — Куйбышевский, Киевский и Петровский. Снаряды попадают в жилые дома, в школы, в детсады, даже в церкви. Гибнут люди.
На этом фоне идут пропагандистские маневры. Так, Киев заявил об отзыве подписей своих представителей под документом о линии разграничения войск. В Раду подан закон об отмене особого статуса Донбасса, идет нагнетание истерии в СМИ по поводу якобы присутствия на Донбассе российских дивизий.
С другой стороны республики фактически отказались пускать украинских представителей на свою границу с Россией. В ускоренном режиме идет формирование и комплектование пограничных ведомств ДНР и ЛНР. Тем самым Киеву дают понять, что отрезать Донбасс от России не получится.
Одной из причин, подталкивающей киевское руководство к усилению воинственной риторики, является идущий сейчас процесс переговоров о создании новой парламентской коалиции. Процесс этот модерируется американцами, тень которых маячит за фигурой Яценюка — фаворита прошедших выборов. Именно его неуступчивая позиция является тем локомотивом, который толкает Украину к новой войне. А Порошенко вынужден включаться в эту игру, чтобы сохранить возможность для маневров заведомо ухудшившейся для него после выборов ситуации.
При этом и Порошенко, и Яценюк понимают, что выбор у них, на самом деле, невелик. Армию, стянутую на Донбасс, нужно либо вернуть домой, либо занять делом. То есть, войной. Потому что армия, которая не воюет, стремительно разлагается. Уже сейчас во многих подразделениях количество солдат, находящихся в самовольных отлучках, превышает 40 процентов.
А добровольческие батальоны выходят из подчинения и начинают заниматься мародерством и грабежами. Дезертиры из «Айдара» расползаются по стране с оружием в руках, терроризируя население. Пока что это не массовые, а единичные факты, но еще несколько недель промедления и управляемость «силами АТО» будет потеряна.
Еще один фактор — погодный. До наступления настоящих морозов и первого снега осталось полмесяца. Украинская армия к зимней войне не готова по причинам скверного снабжения. Иначе говоря, вот этот лаг времени — ближайшие полмесяца — остается для того, чтобы попытаться подвинуть линию фронта в свою пользу. Потом будет поздно. ВСУ просто замерзнет, как немец под Сталинградом.
Не стоит забывать и о политическом резоне. Ведь сегодня война — это единственное, что сплачивает сторонников Майдана в единое целое. Война — это единственное, что заставляет тех, кто в феврале поверил лидерам Майдана, на время забыть о своем разочаровании их деятельностью. Наконец, война — это единственное, что придает подобие осмысленности украинской политической жизни. Ведь уже и ежу понятно, что накрылся медным тазом безвизовый режим с евроинтеграцией. Что умерли, не начавшись, реформы и борьба с коррупцией.
И если остановить АТО, то энергия недовольства, успешно канализированная в сторону Донбасса и России, неизбежно обратится на Киев. На тех, кто эту войну затеял.
Автор: Алексей Блюминов
Комментарии (5)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники