Свой 62-й день рождения Владимир Путин встретил в безлюдной тайге, и его можно понять: до чего же достали мстительные враги и надоедливые друзья! Полная правда, однако, пожалуй, в том, что не только Владимир Владимирович отгородился от мира, но и мир изолировал его от себя – это встречные процессы. Седьмого октября, пока президент ходил по сибирским горам, мы опубликовали материал с экспертными высказываниями о том, что Путин выйдет триумфатором и на внешнеполитической арене, и как национальный лидер. Сегодня, когда поздравительные приветствия уже отгремели, предлагаем посмотреть на его перспективы с обратной точки зрения.
«Идеальный сценарий для США – уход Путина»
Александр Дугин дает глобальную панораму: Америка не намерена расставаться со статусом мирового гегемона и проектом установления Нового мирового порядка и усиливающаяся Россия ей как гость в горле. Отсюда и Майдан, задача которого – оторвать Украину и Крым от России, сорвать «процессы евразийской интеграции» (как известно, Дугин является лидером Международного Евразийского движения, идеологом воссоздания Российской империи в очередной ее реинкарнации). Но Путин сорвал эти планы присоединением Крыма и, помимо США и их «геополитических союзников, включая мировую финансовую олигархию», нажил еще двух врагов – это Киев и национал-предатели внутри России (в качестве союзников Путина Александр Гельевич называет Китай, Донбасс и российских патриотов, даже шире – народ).
Но в последнее время, с принятием Минских соглашений, этого, как выражается Дугин, «плана Бжезинского – Киссинджера – Примакова», ситуация снова резко поменялась: Путин как не свой останавливает войну: «Мой прогноз пессимистичен: Путин захвачен группой людей, которые выполняют заказ внешних центров по его блокированию. Он дезориентирован, дезинформирован, попал под какую-то форму шантажа, именно геополитического шантажа, представителями этих глобальных кругов и их сетей, которые умудрились, по сути дела, кардинально изменить внутреннюю информационную политику России. И поскольку Путин – патриот и лидер русского мира и инициатор Русской весны, я думаю, что против него готовится заговор с целью его свержения… Сдача Новороссии необходима для свержения Путина». Поймите, Владимир Владимирович, бросите своих – опозоритесь в глазах 85% ныне восторженных соотечественников, убеждает Дугин, так многое сделавший для обеспечения этих самых 85%.
Сергей Степашин: "Цель санкций - смена власти в Кремле"
Реальную пищу для его рассуждений подает ныне живущий в Швейцарии Михаил Ходорковский, который в интервью «Ведомостям» сигнализирует нам: «Третий срок» Путина демонстрирует, что система состарилась, утратила гибкость и уже не поддается реформированию. А это повышает риски погибнуть под ее обломками».
Поэтому о большой заинтересованности внешних сил в несчастьях Путина говорит не только Дугин, философ, теоретик. О том же говорят и практики.Сергей Степашин: цель новых санкций уже не столько помощь Украине, сколько смена власти в Кремле. «Конечная цель [санкций] — смена режима», - это видит не только бывший депутат Госдумы от «Единой России» политолог Сергей Марков, но и внепартийный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. «Более долгосрочная цель, хотя о ней не говорят и не скажут, думаю, изменение политической ситуации внутри России, если угодно, смена режима, - делится он на Lenta.ru. - После всего случившегося весной и летом нормальные контакты Москвы и Вашингтона на высшем уровне, по-моему, невозможны. И не только для Обамы, но, скорее всего, и для его преемника. Кремль тоже воспринимает США как откровенного врага. Поэтому идеальный сценарий для Соединенных Штатов – уход президента Путина… Речь, конечно, не идет о прямом вмешательстве, но ухудшение положения в России посредством санкций рассматривается как долгосрочное средство ослабления правящей группы».
«Люди, способные говорить напрямую с Путиным, должны объяснить президенту…»
По мысли опять же как отечественных, так и иностранных наблюдателей, ударной силой против Владимира Путина выступит «элита» - крупный бизнес, бюрократия, - которой из-за геополитических инициатив президента приходится несладко: не просто дешевеет собственность (акции, компании), срываются не только контракты; власть требует вернуться на Родину с капиталами, а лучше и с семьями – и срывается вся жизненная стратегия.
Это заметно по едва скрываемому сожалению, высказанному в известном интервью ИТАР-ТАСС одним из друзей Владимира Путина, бизнесменом Геннадием Тимченко. В беседе он, гражданин Финляндии, с любовью рассказывает о сыне, родившемся в Хельсинки, а сейчас обучающемся в Швейцарии, и с грустью признается в том, что «сейчас фактически стал невыездным. Семья вот отправилась на лето на юг Франции, где мы традиционно отдыхаем каждый год, а я оказался отрезан от всего этого. От родных, от любимой собаки… Формально ничего не препятствует. Могу хоть сегодня сесть в самолет и полететь в Париж, Женеву или Лондон… Увы, есть основания всерьез опасаться провокаций со стороны спецслужб США. Поверьте, это не домыслы, а вполне конкретная информация».
Геннадий Тимченко: "Семья отправилась на юг Франции, а я оказался отрезан"
РИА Новости/Алексей Никольский
«Это огромные потери оттого, что нас перестают считать за людей, то есть полноправных членов Запада, к чему Россия стремилась со времен горбачевской перестройки 25 лет, и вот неожиданно она съезжает в глухой тупик и в кювет всей этой ситуации только потому, что Владимир Владимирович Путин решил противостоять жуткому американскому беспределу... Дело пахнет керосином. Оно пахнет керосином», - заключает на «Эхе Москвы» Станислав Белковский и советует российским элитам идти на разговор в один-единственный кабинет – в новоогаревскую резиденцию, «поскольку ни в каких других кабинетах никто ничего не решает».
А Евгения Альбац просто уламывает их осмелиться и проявить характер: «Люди, способные говорить напрямую с Путиным, должны оставить свои мелочные страхи (бизнес отнимут) и объяснить президенту, что пришел день Х, день выбора — его выбора. Что пришло время оставить эти пацанские прелести, вроде «своих не сдадут», и вспомнить, что на кону вещи поважнее — страна. И что от этого выбора зависит и его, Путина, будущее. Потому что пацаны ему его мягкотелости и прогиба, как они считают, перед Западом все равно не простят и рано или поздно вцепятся ему в глотку. Но сегодня у него еще есть шанс не перейти черту. И сегодня ровно тот момент, когда элита должна показать, что она элита, а не сборище жадных и боязливых людей, для которых девчушки и количество нулей на счетах в банках — горизонт, за которым ничего больше нет».
«Это миф, что русские перестали хранить свои деньги в США»
Все тот же Александр Дугин наверняка нехорошо рассмеялся бы на такую реплику, так как полагает наш олигархат и часть госаппарата «шестой» колонной – агентурой западного влияния, которую и уламывать-то не надо. Но что снова обращает на себя внимание, те же воззрения исповедует не только он, но и американский сенатор Карл Левин, который напоминает во влиятельном журнале «Foreign Policy»: «Это просто миф, что русские перестали хранить свои деньги в США. В Америке лежат миллиарды долларов». Другими словами: стоит попридержать эти «добытые непосильным трудом» миллиарды – и элиты не то что вынуждены будут обратиться, а сами понесутся в Ново-Огарево.
Как красноречиво недоговаривает Герберт Мейер, в прошлом помощник директора ЦРУ, «мы должны дать российским олигархам и топ-менеджерам, против которых направлены западные санкции, понять, что Путин — это их проблема, а не наша… Скорее всего, им не потребуется много времени, чтобы собраться для тихого разговора — например в московском офисе или, что более вероятно, на яхте где-то у Лазурного берега, — чтобы... ну, скажем, решить, что будет лучше для будущего России».
"Америка готова вложить в российскую революцию до 10 млрд долларов"
РИА Новости/Александр Уткин
Дальнейший ход событий рассматривает еще один видный представитель англосаксонского мира, почетный профессор политической экономии Уорикского университета (Великобритания), член палаты лордов и Британской академии Роберт Скидельски. «Лидеры, внешнеполитические приключения которых закончились неудачей, обычно недолго продолжают занимать свои посты. Их свергают либо формальными, либо неформальными путями… На него [Путина] будут давить, чтобы он отошел в сторону; скажут, что стране нет нужды идти на дно вместе с ним. Такой сценарий было не представить несколько месяцев назад, но сейчас, когда украинская драма близится к концу, он, возможно, уже вырисовывается. Эра Путина может закончиться скорее, чем мы думаем», – цитирует Скидельски Slon.ru.
По сведениям члена Общественной палаты РФ Валерия Коровина, в России с помощью «шестой колонны» Запад разыграет такой же «майданный» сценарий, что и на Украине, в Гонконге, Египте и т.д. «Технология Майдана обкатана. И Россия тут не исключение. Есть социальные законы, есть сформулированные и отточенные инструкции, есть недовольные элиты, теряющие деньги, есть агентура Запада - идейные его сторонники, плюс прикупленные за последние двадцать лет сети, которые станут мотором революции», - предвидит Коровин. По данным руководителя Антифашистского антимайданного совета Евгения Шабаева, Америка готова вложить в российскую революцию до 10 млрд долларов.
«В обмен на ресурсы Путин хочет верности и подконтрольности»
Мало того, эксперты указывают, что раскол пошел и в ближайшем окружении президента. По данным «Bloomberg», «одна из группировок собралась вокруг премьер-министра Дмитрия Медведева, в ней обеспокоены отдалением России от глобальных финансовых систем. Другая группа, включающая глав госкомпаний вроде Игоря Сечина из «Роснефти» и ветеранов спецслужб, ратует за государственный контроль над экономикой». (Другие комментаторы включают в эту группу министра обороны Сергея Шойгу, директора ФСБ Александра Бортникова, первого заместителя администрации президента Алексея Громова). Группы борются, пока Путин сконцентрирован на внешней политике, и, таким образом, замедляют принятие необходимых в условиях санкций решений, так как «Медведев сам ни на что не может решиться». Спор идет и за конкретные активы – скандал вокруг АФК «Система» и «Башнефти» - явное подтверждение: «Евтушенков тесно связан с Медведевым и его единомышленниками, сообщили источники издания, а последние конфликтуют с силовиками в политике, среди которых глава президентской администрации Сергей Иванов».
"Медведев проиграет эту битву"
РИА Новости/Яна Лапикова
Кто же из соперников усидит в седле? «Конфликт проходит в условиях ограниченных ресурсов, и в обмен на ресурсы Путин хочет верности и подконтрольности», - разъясняет знаток российских элит Ольша Крыштановская. Из чего, по-видимому, следует вывести, что определять «выживших» будет президент, и, скорее всего, понятно, кого он предпочтет. «Когда экономическая эффективность и рационализм вступают в схватку с контролем и верховенством власти, Путин всегда выбирает последнее, – цитирует «Bloomberg» политического аналитика Машу Липман. «Медведев проиграет эту битву, и «Башнефть» повторит судьбу ЮКОСа», – конкретизирует Станислав Белковский. Но на этом процесс не остановится. «Пока президент занят Украиной, «путинские лоялисты» из числа руководителей «Роснефти», «Ростеха», ВТБ и Сбербанка расширяют свое влияние на экономику страны, чтобы компенсировать потери из-за санкций», - приводит «Bloomberg» мнение директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко.
«Путин пытался заставить работать Медведева, но что с ним делать?»
Известный экономист Михаил Делягин в свою очередь настаивает, что недоверие главы государства объясняется не тем, что за спиной у него идет свара за активы, а тем, что правительство Медведева объективно не справляется со своими обязанностями – именно поэтому Путину, например, пришлось вынужденно возглавить Военно-промышленную комиссию. «Лидер государства не должен возглавлять Военно-промышленную комиссию, потому что у него куча других дел, ВПК должен возглавлять доверенный человек, а пытаться свалить все на Путина - управленческая диверсия, - сокрушается Делягин. – Представьте себе, как товарищ Путин, если он возглавит эту комиссию, будет заниматься вопросами стратегического перевооружения и планировать это на горизонт 15-20 лет, когда у него горит Украина, бардак с экономикой, в социальной сфере и куча других проблем». Комиссию президент все-таки возглавил. «Путин пытался заставить работать премьера Медведева, еще многих людей. Но что с ним делать?» - вновь досадует Делягин.
"Если его сместят с поста премьера, исчезнет последняя опора рационалистов"
РИА Новости/Дмитрий Астахов
А Александр Дугин записывает на счет грехов медведевской команды еще и «слив» «Новороссии»: как только кураторство проекта перешло из рук Сергея Глазьева и Вячеслава Володина к Владиславу Суркову, «последовали отставка Стрелкова, смена руководства ДНР и ЛНР… В результате «шестая колонна», действуя по указаниям из Вашингтона, сумела к сентябрю нейтрализовать смертельно опасный для Нового мирового порядка сценарий «русской весны».
В ответ «желание «государственников» полностью решать все вопросы усилилось, эта тенденция стала необратимой. Медведев в опасности, и если его сместят с поста премьера, исчезнет последняя опора рационалистов», – выносит приговор «Bloomberg».
«Это классическое положение цугцванга, хороших ходов у Путина нет»
Прогнозов хоть отбавляй, но, как видим, сам Владимир Владимирович не торопится с кардинальными решениями, не сдает правительство Медведева на «съедение» «силовикам», «патриотам» и народным массам. В чем же дело? Критики президента трактуют это так: «Не спешит он отдаться в народные руки, зная, что тогда, получая пинки в спину (хотя поначалу казалось, что дружеские похлопывания), придется возвращать смертную казнь, вводить регулирование цен, пересматривать итоги приватизации, сажать олигархов. Но и это еще не все. Придется бросить свой грозный взор на «друзей», кого-то отдалить, кого-то приблизить, а кого и посадить. Тут одно из двух: либо ты с народом, либо с друзьями. Но и с друзьями против народа дружить не получается. Друзья-то кровожадные, вороватые. Их спасать – народ потерять. А тут еще и санкции», - живописует на Slon.ru Татьяна Становая из Центра политических технологий.
«Отступив, он потеряет авторитет и в глазах своего окружения, и в своих глазах. А идя еще дальше по пути конфронтации, он ускоряет процесс экономического коллапса. Оба сценария в перспективе ведут к его потере власти в достаточно просматриваемой перспективе, - добавляет Андрей Пионтковский на «Радио Свобода». - Я не первый и не последний, кто скажет, что это классическое положение цугцванга. Хороших ходов у него нет».
Сергей Алексашенко: "В этом главная тайна Путина - у него нет ни среднесрочной, ни тем более долгосрочной стратегии развития страны"
РИА Новости/Екатерина Штукина
По словам живущего сейчас в Америке экономиста Сергея Алексашенко, все дело в том, что у главы государства нет стратегии развития, а движение осуществляется тактическими шагами, наощупь: «У Путина есть все, чтобы начать полноценное развитие страны. «Пятая колонна» загнана во внесистемное поле, выборы – плебисцит о доверии президентским фаворитам, правозащитники – «иностранные агенты», СМИ – патриотичны, блогеры – ответственны. Дальше что? А дальше – ничего. Ровным счетом ничего. Потому что в этом и есть главная тайна Путина: у него нет ни среднесрочной, ни тем более долгосрочной стратегии по развитию страны».
В такой же убежденности - представитель противоположного лагеря Егор Просвирнин, «Спутник и погром» (а истина, говорят, где посередине): «Отсутствие планов развития страны и видения будущего — одна из ключевых черт российской элиты».
«Он стал последним солдатом Империи»
Вечно и долго так продолжаться не может, энергия ожиданий и порожденных ими конфликтов найдет себе выход. Станислав Белковский даже называет конкретную дату – март 2017-го. (Отметим, что в марте 1917-го отрекся от престола Николай II, с которым, в силу нерешительности обоих, мы в последнее время сравниваем Владимира Путина). И не мы одни. «Народ поддерживал царя в 1917-м. Правильно делал. Но чем все закончилось, если царь не делает достаточных и верных шагов по спасению Отечества? Ясно, что ему виднее, чем народу, но об этом у самого царя – у нашего последнего царя – видимо, была возможность поразмыслить более спокойно в Екатеринбурге накануне расстрела – «кому виднее». Кстати, в такой ситуации вообще нельзя исключить и дворцовый переворот, и убийство Путина: «шестая колонна» слишком близко к нему, а его истинная гвардия, его сторонники из народа слишком далеки, удалены, отстранены, оклеветаны в его глазах. Ничего личного: это просто русская история. Там часто повторяются одни и те же мотивы», - грозно пророчествует Александр Дугин.
Писатель Михаил Веллер услышал отзвуки приближающейся революции в только что принятом в первом чтении законопроекте о «виллах Ротенберга». «Из двух зол плохим политиком всегда выбирается то, которое отдаленнее. Неопределенно-отдаленная революция предпочтена конкретно-реальному дворцовому перевороту. Своих, сильных и опасных, необходимо ублаготворить сейчас – чтоб они не приняли кардинальных мер по улучшению своего положения завтра… Но недовольство копится долго, разворачивается медленно и вспыхивает мгновенно от одной искры… Сделан серьезный шаг к революции. С ее ближайшими ужасами и отдаленными перспективами», - пишет Михаил Иосифович в своем блоге.
"Все, что он может сделать, - продлить агонию умирающей Империи"
РИА Новости/Тарас Литвиненко
При этом другой писатель – Владимир Буковский – видит основную опасность для Путина вовсе не в «пятой колонне», а в тех, кто его сегодня обожает и восхваляет: «Те, кто с таким энтузиазмом кричал «Крым наш!», очень скоро возненавидят Путина гораздо больше нас с вами. Потому что он их предал, слил и бросил «Русский мир», не ввел войска на восток Украины. Идейные патриоты люто возненавидят Путина и, в конце концов, сами его сметут».
А с ним – и проект Империи, защищая который сегодня президент «зажимает» и «замораживает» внутриполитическую среду до тех пор, пока не прорвет, считает историк Владимир Пастухов. «Путин, безусловно, умный, волевой и целеустремленный лидер русского народа. Он, с моей точки зрения, сегодня возвышается, как холм, над среднеевропейской политической равниной, внушая одним надежду, а другим — страх. Но все, что он может в конечном счете сделать, – это продлить агонию умирающей Империи, - рассуждает Пастухов на Полит.ру - Развязав войну на Украине, он стал тем последним солдатом Империи, который выстрелил свой последний патрон лишь для того, чтобы Империя испустила последний вздох».
Комментарии (48)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники