Ситуация вокруг Сирии обострилась, причем, на этот раз обострение касается не войны, а мира. Дело в том, что Башар Асад вплотную подобрался к решению одной из важных тактических задач — взятию Алеппо. Поэтому «проигрывающей стороне» — прежде всего Турции, Саудовской Аравии и, разумеется, США нужно было во что бы то ни стало остановить победное наступление правительственных войск.
На сегодняшний день задача не выполнена — «турецкий поток» снабжения террористов и оппозиции, засевших в этом мегаполисе, не перерезан, город не окружен. «Джабхад-ан-Нусре» оружие и боеприпасы поступают. Так что карта не совсем верна, хотя ее можно использовать, чтобы ориентироваться на местности.
Госсекретарь прокомментировал результаты переговоров с главой нашего МИДа на редкость эмоционально: по его мнению, они прошли «прекрасно». Что говорит о многом: прекращение военных действий больше выгодно США, чем нам. Каким-то образом американцам удалось этого добиться, что стало понятно после переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова.
К причитаниям на уровне «Путин слил Сирию» я отношусь как к пустым провокациям, обсуждать которые скучно. А к самому временному проигрышу (не на поле боя, где как раз все хорошо, а на дипломатическом фронте) — философски: идти победным маршем, имея такого сильного противника, как США, довольно сложно. Надеюсь, наверстаем упущенное.
Отмечу несколько моментов, которые должны подсластить пилюлю.
Создана целевая группа под сопредседательством России и США, которая займется гуманитарными, политическими и — главное — военными вопросами. Раньше мы с американцами лишь координировались, чтобы не сталкиваться в воздухе. Это еще не союзнические отношения, но что-то близкое к этому.
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/a
Подтверждение этому — вчерашний звонок Барака Обамы Владимиру Путину. Лидеры подчеркнули необходимость налаживания плотных рабочих контактов между представителями министерств обороны России и США, что позволило бы вести планомерную и успешную борьбу с ИГИЛ и другими террористическими организациями. «Президент России вновь акцентировал важность создания единого антитеррористического фронта при отказе от двойных стандартов», — сказано в официальном сообщении.
http://kremlin.ru/events/president/news/5
В США стали раздаваться голоса в поддержку политики России. Особо ценно мнение тех, кто нашим другом не является. В The Boston Globe опубликована статья бывшего руководителя корпункта New York Times в Турции, а ныне старшего научного сотрудника Уотсоновского института международных исследований при Университете Брауна Стивена Кинзера. С говорящим заголовком: «О Сирии: спасибо тебе, Россия!»
По мнению эксперта, Вашингтон должен отложить в сторону враждебное отношение к России, оставшееся со времен холодной войны, и начать с ней сотрудничать. «Возможно, мы как страна были бы в большей безопасности и внесли бы больший вклад в стабильность мира, если бы следовали внешнеполитическому курсу России в прошлом», — пишет Стивен Кинзер, вспоминая об Афганистане и Ираке.
Политолог называет причину «сирийского кровавого кошмара»: «Заняв самую жесткую из возможных позиций — «Асад должен уйти», мы полностью лишили оппозиционные группы стимула к началу переговоров о мирном переходе власти».
Стивен Кинзер считает, что падение режима Асада приведет к образованию катастрофического вакуума во власти, подобного тому, который превратил Ирак и Ливию в рай для террористов. «Это будет плохо для США и еще хуже для России и Ирана. Мы должны признать, что в этом заключается наш общий интерес, и начать сотрудничать со странами, которые хотят того же, что и мы», — уверен он.
http://inosmi.ru/politic/20160214/235395
Понятно, что мнения ученого недостаточно, чтобы изменить намерение США — с одной стороны, перекроить карту Ближнего Востока, а с другой — отбить у России желание бороться за собственный суверенитет и верховенство международного права. Но ведь капля камень точит, верно же?
Комментарий старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Евгения Бирюкова.
Я не считаю, что перемирие в Сирии России совсем невыгодно. Наша задача — усадить за стол переговоров все конфликтующие стороны, кроме откровенных террористов. В этом наши позиции с США сходятся. Различаются они по персоне Башара Асада: мы считаем, что это законный президент, который готов подтвердить свою легитимность и на следующих выборах, американцы во главе Сирии видеть его не желают.
Однако в резолюции Совета безопасности четко прописано, что за чем следует, и в ней нет требования, что Асад должен покинуть свой пост немедленно.
После начала операции российских ВКС американцы испытали шок, потому что с 1991 года нас не было на Ближнем Востоке. США могли рисовать новые границы по собственному усмотрению, будучи уверенными, что наступил однополярный мир.
Но в 2015 году ситуация изменилась.
Сегодня США от шока оправились, они начали проявлять себя как сильный игрок. Один из их козырей — наземная операция, которой нас «пугали», как сказал Дмитрий Меведев в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности.
Действительно, о готовящейся наземной операции в последнее время было очень много вбросов и со стороны Турции, и со стороны Саудовской Аравии, и со стороны Соединенных Штатов. Причем, со стороны США — на очень высоком уровне: о ней говорили вице-президент Джо Байден и министр обороны Эштон Картер. А Турция сосредоточила на своей южной границе крупные войсковые соединения, готовые начать наступление. Вторжение было бы совершенно нелегитимным, но чувствовалось, что оно вполне реально.
Еще 4 февраля мы предложили американцам закончить гражданскую войну в Сирии — то есть, объявить о прекращении огня и начать вместе разбираться с террористами. В Мюнхене понимание в общих чертах было достигнуто. Однако вопросы, по всей видимости, остались, и они потребовали уточнения.
Именно по этой причине Барак Обама позвонил Владимиру Путину — им есть что обсудить. Я не исключаю, что президенты встретятся — вопрос Сирии сложен и важен для обеих сторон. Причем, наша позиция пока более выигрышная.
США не достигли своей главной цели, которая казалась близкой еще весной прошлого года. Им не удалось сбросить режим Асада, полностью захватить территорию Сирии, включая не только Алеппо, но и Дамаск, Латакию и Тартус. Совершенно очевидно, что теперь и не удастся.
На мой взгляд, до союзнических отношений нам пока далеко. Но совершенно очевидно, что Россия и США почувствовали заинтересованность в диалоге, несмотря на то, что наши позиции по многим вопросам ближневосточного урегулирования прямо противоположны. Искусство дипломатии в том и заключается, чтобы находить компромисс даже в такой сложной ситуации. Лишь бы у Вашингтона и Москвы не пропало желание его искать.
Автор Павел Шипилин
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники