Аналитика

Тревожные сводки из Хасавюрта

Дагестанский Хасавюрт, который у многих россиян ассоциируется с, мягко говоря, сомнительными соглашениями 1996 года, на днях снова обозначил себя как очаг напряжённости. Ведущие СМИ России, видимо, посчитали, что хасавюртовские события дня сегодняшнего особого внимания не достойны, и в итоге вышло так, что никакой проблемы в этом северокавказском городе как бы и нет. Но на самом деле обстановку в Хасавюрте совсем нельзя назвать спокойной, и если о проблеме промолчать, то вряд ли это тот случай, когда проблема может «рассосаться» сама собой. Так о чём речь?

А речь о том, что в Хасавюрте в последнее время прошли сразу несколько акций протеста представителей местного населения. По улицам 140-тысячного города «прогулялись» люди с выражением явного недовольства на суровых лицах, возмущение которых, как они сами объявили, вызвано закрытием так называемой «северной» мечети. Суровость лиц некоторых недовольных, что обращает на себя особое внимание, скрывали маски.

 

 


Одно из протестных шествий собрало, по самым скромным оценкам, до 7 тысяч человек. В основном это крепкие мужчины и молодые люди, которые под возгласы «Аллах акбар!» прошлись по одной из центральных улиц Хасавюрта, останавливаясь на массовую молитву, устроенную прямо на проезжей части. Проезжавшие мимо автомобили подмигиванием фарами и гудками демонстрировали явную солидарность с шествующими в сторону мечети. Был разгар рабочего дня...

Закрытие «северной» мечети в Хасавюрте было произведено вечером 31 января. Сотрудники правоохранительных органов заварили металлическую входную дверь, что и послужило импульсом к гневу. Подробной информации дагестанская полиция не публикует, но из коротких публикаций, сделанных в социальных сетях и на ряде региональных медиаресурсов, удалось узнать, что речь идёт о салафитской мечети, в которой проповедовались идеи, мягко говоря, не совсем близкие канонам классического ислама.

Для справки: салафиты (по определению самих салафитов) – представители суннитской религиозной группы, отрекающиеся от каких-либо нововведений в исламе, которые (нововведения) появлялись после смерти пророка Мухаммеда. Салафиты исповедуют так называемый протоислам, и их отношение к современному образу мусульманской религии не отличается особой благосклонностью. Салафия (само религиозное течение) запрещает осуществлять паломничества к местам захоронения мусульманских проповедников, святых, так как такое паломничество считается «поклонением мертвецам». Салафия трактует обращение человека к праведникам и пророкам (не только к Мухаммеду) как проявление многобожия и отклонения от норм ислама. Любые вопросы общественных отношений салафиты пытаются решать на основе обращения к Корану, фактически игнорируя любые виды общественно-политической и гражданственной (светской) деятельности. Салафия запрещает мусульманам вступать в конфликты друг с другом, однако в ряде случаев возникающие конфликты с лёгкостью объясняются тем, что «мусульмане перестали быть мусульманами и превратились в вероотступников». В общем принцип примерно таков: кто высказывает религиозное мнение, отличное от салафитского, тот «немусульманин»... В ряде случаев салафитов ассоциируют с ваххабитами.

По данным правоохранительных органов, в Дагестане действуют немало так называемых салафитских мечетей, в ряде которых осуществлялась и продолжает осуществляться вербовка прихожан в те или иные экстремистские организации. По непроверенным пока данным, именно на этих религиозных объектах проводится своеобразная работа с прихожанами, конечной целью которой является отправка пополнения в ряды ИГИЛ в Сирию и Ирак, к примеру, через территорию Турции.

По понятным причинам, представители салафитских мечетей отрицают какую-либо причастность к ведению такого рода работы, заявляя, что их задачей является не вербовка в ряды террористических структур, а совсем даже наоборот – попытки отговорить молодых людей от ухода «в лес».

По данным дагестанских порталов, 26 декабря прошлого года правоохранителями был задержан имам той самой «северной» мечети, вокруг которой сегодня весь сыр-бор. Задержание было проведено на том основании, что у имама было обнаружено незаконно хранящееся оружие, включая и такое как (внимание!) гранатомёт. Коллеги имама «по цеху» тут же объявили, что имам не виновен, и что гранатомёт ему подбросили те, кто хочет свести с ним (и чуть ли не со всеми верующими Хасавюрта) счёты. Правоохранительные органы на данный момент разбираются, как гранатомёт оказался у человека, называющего себя поборником исламской морали и духовным наставником тысяч верующих жителей города, и почему этот человек проповедовал далёкие от канонов религии взгляды.

Пока в отношении арестованного имама ведутся следственные действия, в муфтияте Дагестана было предложено назначить блюстителя «северной» мечети из числа тех священнослужителей, которые представляют классический ислам и входят в сам признанный республике муфтият. Судя по всему, салафитские группы решили, что «канонический» имам не тот человек, которого они хотят видеть блюстителем «северной» мечети. Через некоторое время место блюстителя занял Мухаммад Наби Сильдинский, что в муфтияте Дагестана восприняли как самоуправство. И 31 января, как уже было сказано, дверь в мечеть попросту заварили.

Сильдинский собственной персоной:

 

Тревожные сводки из Хасавюрта

 


Упомянутый Мухаммад Наби Сильдинский организовал выступление, в котором потребовал от властей вернуть ему доступ в мечеть.

Из заявления Сильдинского:

 

Сейчас я отправил туда 10 человек – убрать сварку, открыть эту дверь. Аллах не оставит это зря.



Весьма тревожное видео с места событий в Хасавюрте, опубликованное в YouTube неким «Советом учёных Ахлю сунна ва аль Джамаа» с непременным салафитским нашидом (религиозное песнопение). Обращает на себя внимание массовость и явная организованность акции.

 

 

Через некоторое время Мумаммад Наби Сильдинский призвал всех недовольных закрытием «северной» мечети Хасавюрта, а также ряда других салафитских мечетей Дагестана (например, мечети в Шанхале – 29 января), собраться «вместе с гостями» в «восточной» мечети Хасавюрта и обозначить свою позицию. Сильдинский заявил, что для такого дела «нужно оставить свою работу и отложить любые личные дела».

А это видео вызывающей особое внимание проповеди в мечети Хасавюрта, когда оратор называет фактическими виновниками разобщения мусульман в мире евреев и христиан (видео с канала YouTube «Кавказская политика») с возгласами «доброты» на 2:23:

 

 

Среди дагестанских мусульман немало тех, кто обозначает такого рода проповеди как проповеди еретиков, в свою очередь салафистские лидеры объявляют «еретиками и многобожниками» уже представителей классического ислама в республике.

Ситуация явно тревожная и требующая к себе, пусть и банально это прозвучит, сбалансированного подхода. По понятным причинам, волнениями в Хасавюрте будут очень рады воспользоваться те, кто продолжает финансировать любые попытки расшатать ситуацию в России, не гнушаясь применять и религиозный инструментарий.

В качестве дополнения: в минувшие выходные в соседней с Дагестаном Чеченской Республике совет старейшин и муфтиев провёл обсуждение тематики роста числа проповедников-салафитов на Северном Кавказе. В итоге чеченские старейшины решили признать салафитов экстремистским течением и провести необходимую работу с верующими, чтобы те смогли отличить классический ислам от деструктивной идеологии, опирающейся на ваххабизм и прочие, мягко говоря, сомнительные идеологические культы.

Хэштеги: Тревожные сводки из Хасавюрта

Комментарии (0)

ВНИМАНИЕ!
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.