В политике можно объединяться ради известной цели даже с самим чертом,- нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя. (с) Фридрих Энгельс
По международной ситуации вокруг сирийской войны.
1. Переговоры США и РФ в Москве несколько сблизили позиции двух коалиций по вопросам борьбы против Халифата, но конечно они не могли устранить имевшихся разногласий по будущему Сирии. США продолжают конструировать внутрисирийский политический субъект для мирных переговоров + продолжают настаивать на уходе Асада. Позиция РФ связанная с необходимостью сосредоточится на войне против Халифата и отложить вопрос с Асадом на переходный период вступает в противоречие с американскими целями, поэтому и победных реляций по итогам переговоров не поступало. Если в отношении необходимости ограничения расползания Халифата позиции США и РФ сейчас схожи и они ситуативно даже могут где-то сотрудничать, то в отношении Сирии обе стороны по-прежнему ведут свою игру связанную с продавливанием своего видения послевоенной Сирии. Пока сохраняется требования немедленного ухода Асада, вряд ли тут можно ожидать существенного прогресса. Как только в вопросе с Асадом США пойдут на уступки, переговоры пойдут более активно. РФ и Иран очевидно не согласятся с необходимость сдать Асада и Сирию, как этого требуют США, поэтому война конечно будет продолжаться.
2. МО РФ вчера еще раз подтвердило, что масштабной сухопутной операции не будут и все рассуждения о "дойти до Ефрата" они весьма умозрительны, при текущем составе российского контингента в Сирии. План с взятием Ракки путем масштабной сухопутной операции пестуется Пентагоном, который давит на политическое руководство, чтобы то быстрее подписывало желающих на "поход в Ракку" http://www.gazeta.ru/army/news/8021615.s
Россия продолжает одновременно и бомбить прозападные группировки и одновременно предлагать им пряник, если те признают необходимость переговоров с Асадом. Двойственность этой стратегии вызывает путаницу даже в Кремле и МО РФ, откуда идут порой взаимоисключающие заявления на тему контактов с сирийскими мятежниками на головы которым падают бомбы и предложения вместе воевать с Халифатом. В любой другой войне это выглядело бы очень странно, но для сирийской войны это в порядке вещей.
3. Стоит так же отметить, что созданая Саудовской Аравией еще одна коалиция http://lenta.ru/news/2015/12/15/jubeir/ из 34 государств (уже третья официальная коалиция имеющая свои интересы в сирийской войне) так же попытается включиться более активно в сирийскую гражданскую войну, но ее главная проблема в том, что ее "военный компонент" наиболее слаб, так как разрозненный конгломерат различных группировок связанных с Саудовской Аравией, Катаром и Иорданией, не может полноценно решать те задачи, которые могут решать сирийская армия или же сирийские курды. В этом плане саудиты несколько опоздали, но они конечно будут стремиться отыграть время и более активно вмешаться в дипломатическую борьбу за будущее Сирии. Так как особого усиления борьбы с Халифатом данной коалиции не предусматривается, то очевидно это является ответом на действие российско-иранской коалиции со стороны арабских кругов поддерживающих джихадистское движение в Сирии (за исключением Халифата, который представляет очевидную угрозу для членов коалиции). Вместе с тем. реальные военные возможности саудитов в Сирии не очень значительны и осенние угрозы исходившие от Катара на тему прямой военной интервенции, пока что далеки от реальности ибо чреваты столкновениями с сирийской армией и иранским контингентом при поддержке РФ + значительную часть ресурсов этой коалиции пожирает война в Йемене.
3-я коалиция с одной стороны усложняет уже имеющиеся расклады, но с другой стороны мы видим, как конфликт структурируются и страны разбредаются в коалиции по интересам.
а) Россия, Иран, Сирия, Хэзбалла, шиитское ополчение Ирака, часть сирийских курдов.
б) США, Франция, Великобритания, Германия, Ирак, иракские курды, Сирийская Свободная Армия и часть "умеренных группировок. (плюс идет взаимодействие с Турцией и частью монархий Персидского залива).
в) Саудовская Аравия, Катар, Иордания + ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Сомали, Габон, Гвинея, Палестина, Федеральная Исламская Республика Коморские Острова, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мали, Мальдивы, Малайзия, Египет, Марокко, Мавритания, Нигер, Нигерия, Йемен, Уганда.
г) Халифат + примкнувшие к нему радикальные исламистские группировки по всему Ближнему и Среднему Востоку.
д) Аль-Каида, Ан-Нусра и еще с десяток различных группировок, которые действуют самостоятельно от Халифата, не входят в число "умеренных", но имеют отношения с саудовской коалицией.
е) Ну и особняком стоит Турция, которая никак не может определиться со своей ролью в происходящем и на данный момент грызется как с Россией, так и с одним из американских сателлитов.
ж) Размазанные по коалициям курды имеют и собственный интерес связанный с образванием независимого курдского государства.
з) Израиль формально в этой войне не участвует, но это не значит, что у него там нет своих интересов. Как и Турция, на данный момент стоит особняком, сохраняя возможности ситуативного взаимодействия со всеми 3 коалициями (с саудовской в меньшей степени).
Вполне естественно, что всю эту кашу из стран и интересов привести к общему знаменателю крайне сложно. В войнах на территории Сирии и Ирака прямо или косвенно замешаны несколько десятков государств, у которых слишком разное видение того, какой будет Сирия после Асада и каким будет будущее Халифата (если таковое будущее вообще будет).
4. В отношении роли Турции, то здесь сейчас ситуация развивается по двум направлениям. Продолжающийся дипломатический конфликт с Россией по-прежнему осложняет жизнь Эрдогану. Российские требования связанные с купированием ситуации по Су-24 официальная Анкара отвергла (в том числе и в вопросе выплаты компенсации за сбитый самолет), при этом продолжила настаивать на полюбовном урегулировании конфликта. При этом, периодически вбрасываются заявления, что "мы уже вот-вот устанем от российской позиции" (на фоне имевших места провокаций), но на деле, Эрдоган пытается увещеваниями и угрозами повлиять на позицию Кремля, которая уже более месяца демонстрирует устойчивое намерение добиться от Турции очевидных уступок, на фоне столь же устойчивого нежелания Эрдогана признать, что Турция перегнула палку. Так как на данный момент обе стороны к уступкам не готовы, конфликт будет продолжать развиваться, но на ограниченном уровне.
Ситуация с вторжением в Ирак продолжает развиваться крайне неблагоприятно для Турции. Ирак продолжает настаивать, что вторжение Турции является обычной агрессий и все попытки Эрдогана юлить и настаивать на законности нахождении турецких войск на территории Ирака не встретили в Багдаде понимания. Более того, вопрос с вторжением в Ирак быстро интернационализировался. Россия просто включила его в свою линию давления на Турцию, подключившись к требованиям о выводе турецких войск. И это бы Эрдоган пережил, если бы не США. Вторжение в Ирак было проведено без согласования с Вашингтоном и сейчас начали наступать последствия. США не могут сейчас бросить своих иракских сателлитов (которые постоянно угрожают обратиться за помощью к РФ), поэтому после попыток примирить Багдад и Анкару, США сначала обещали, что Турция не будет больше увеличивать свой контингент на территории Ирак, а вчера и вовсе призвали http://lenta.ru/news/2015/12/16/biden/ вывести турецкие войска из Ирака. Попутно из Турции с авиабазы Инджирлик убирают 12 F-16, которые перебрасывалисьhttp://zn.ua/WORLD/ssha-otozvali-gruppu-i
Партия БМП доставленная в Басру для иракской армии.
5. Продолжается процесс вычленения из огромного конгломерата различных исламистских и светских группировок тех, кого назначат "хорошими террористами", с кем Асаду предстоит вести переговоры, и "плохих террористов", которых обе коалиции будут мочить. Основной принцип разделения группировок на две части весьма тривиален - это прежде всего готовность подчиняться внешним управляющим конфликта и при необходимости поступиться принципами, когда потребуется вести переговоры с Асадом. В сети вчера появился список (якобы результат утечки из исламистских кругов), где представлен список группировок, которые вероятно будут объявлены "плохими".
Что примечательно, так это не наличие в нем Халифата или Ан-Нусры, а нахождение в нем двух следующих далее по списку организаций, которые формально примыкают к "умеренной оппозиции", но которые не готовы "поступиться принципами", что проявилось на недавних переговорах "оппозиции" в Саудовской Аравии, когда представители Ахрар-аль-Шам (одной из крупнейших группировок) покинули заседание не согласившись с повесткой дня. Как уже говорилось на этот счет, пока такие списки не будут официально утверждены и признаны российско-иранской и американской коалиции, дипломатический процесс вряд ли сдвинется с места. Касательно же отношений данных группировок с Халифатом, то вчера пропагандисты Халифата выложили очередное видео с публичной казнью, где жертвами были боевики Аль-Каиды попавшие в плен к боевикам Халифата.
Вот примерно так у "черных" решаются идеологические и теоретические разногласия по поводу методов ведения чистого и незамутненного джихада.
В итоге, можно лишь в очередной раз констатировать, что Сирийская война уже давно вышла за рамки обычного регионального конфликта и находится на некоем промежуточном уровне между крупной региональной и мировой войной (как это было с войной в Корее), переход к которой сдерживается фактом наличия у ряда стран средств гарантированного уничтожения главных оппонентов. Сама война имеет очень высокую степень интернационализации, а уровень жестокости граничащий с откровенным варварством оставляет далеко позади все конфликты последних десятилетий. Главный же смысл этой войны заключается в том, что как бы не закончилась эпопея Халифата и борьба Асада, эта война непоправимо изменит окружающий нас мир. Она уже его меняет.
Борис Рожин.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники