Жучковский о расходах на содержание народных республик.
150 миллиардов рублей.
Это сумма, как я узнал на днях, потраченная РФ на содержание ДНР примерно за год.
Речь идет только о ДНР и только о "социалке" - гуманитарная помощь, восстановление домов и предприятий, пенсии и зарплаты и мн. др. Хотя понятно, что относительно общего объема восстановлено мало, и что далеко не все пенсионеры и бюджетники получают деньги.
А теперь представьте, сколько средств ушло и продолжает уходить на военную помощь - собственно вооружение, боеприпасы, ГСМ, зарплаты кадровым военным и ополченцам и др. Если сложить социальные и военные расходы РФ на ДНР и ЛНР за 15 месяцев - суммы астрономические.
Это я не к тому, что "Донбасс виснет гирей на российской шее" (либеральная пропаганда), а о другом - никакой сдачи республик не происходит. Все разговоры о "сливе" Донбасса - это глупости (если под "сливом" подразумевается неоказание помощи ЛДНР и стремление отдать их Украине).
Почему же мы критикуем российские власти за происходящее? Не за "предательство Донбасса", а то, что вместо быстрого, решительного и эффективного способа решить проблему весной прошлого года, был избран путь медленный, мучительный, ресурсозатратный и, в конечном счете, тупиковый. Судя по всему, воевать придется все равно, и масштабных разрушений и новых смертей не избежать.
Можно вложить еще сотни миллиардов в Донбасс и оправдывать себя тем, что "своих не бросаем". Но без решения главной проблемы (наличия вблизи агрессивного противника), без долгосрочных вложений и социально-экономической интеграции ЛДНР с РФ и другими областями Новороссии, - мы так и будет топтаться на месте.
Именно эта недальновидная пассивная политика вызывает критику, также как вызвал бы критику врач, который вместо своевременной и срочной операции долго и дорого бы лечил пациента, хотя в итоге все равно бы пришлось пойти на операцию, только уже с упущенными возможностями и гораздо большими рисками для организма.
Источник.
PS. Собственно, что хотелось бы сказать:
1. Расходы на содержание народных республик действительно очень значительны - как на военных, так и на экономику. Никто бы не стал вваливать такие средства в две республики, которые хотят по быстрому спихнуть Украине. Деньги вкладывают отнюдь не за этим, а банально накачивая фундамент, на котором должны существовать две непризнанные республики. Масштаб накачки говорит о том, что за счет своих средств идею построения двух непризнанных государств реализовать затруднительно - как в силу нехватки собственных ресурсов (все таки республики существуют даже не в границах бывших украинских областей), так и в силу банального воровства и нецелевого расходования имеющегося. Коррупционные дела связанные с Ляминым и Курченко высветили простую истину, что программы экономической помощи республикам (которые по понятным причинам идут в значительной мере во внепубличной плоскости) сталкиваются с теми же явлениями, которые наблюдались с восстановлением Чечни и пресловутыми федеральными трансфертами на ее восстановление. Если тогда в Чечне многое крутилось вокруг местной нефти, на которой делался кровавый бизнес, то в республиках многое вращается вокруг донбасского угля. В идеале, если даже уголь и продавать хунте, а выручку всю до копейки тратить на обеспечение населения, зарплату военным, восстановление разрушенной инфраструктуры, то ситуация в республиках была бы значительно лучше, чем сейчас. Но как прекрасно известно, значительная часть этих денег уходят в карманы частных лиц и оставляет после себя обилие трупов по обе стороны линии фронта, которые не вписались в высокодоходный угольный бизнес. В итоге сложившейся ситуации республики естественно все сильнее экономически зависят от РФ.
2. Одно время все списывали на батек-атаманов, которые мол мешают строить упорядоченное государство. Мол покончим с "махновщиной" и заживем. В итоге с тем же углем получилось и вовсе карикатурная ситуация - во время угольной войны между Плотницким и Козицыным, стороны обвиняли друг друга, что деньги от продажи угля хунте (Козицын это тогда делал самостоятельно), идут в частные карманы. После разборок с десятками трупов и выдворением Козицына, поставки угля постепенно стянули под правительство в ЛНР. В итоге осенью 2015 года грянула дело Лямина, когда МГБ ЛНР открытым текстом заявило, что за год после "победы Плотницкого над Козицыным" 90% выручки от продажи угля ушло на сторону. Нехилая такая "победа над махновщиной". А ведь эти недополученные деньги во многом приходится компенсировать за счет российской экономической помощи, то есть местное воровство и различные криминальные схемы по факту покрываются за счет российских средств. Недавняя перетасовка кураторов связана в том числе и с этим фактором ибо масштабы воровства многократно превысили обычные нормы и закрывать на них глаза в Москве стало просто невозможно, особенно в условиях сложной экономической ситуации. Тут на самом деле все просто - если дела Курченко и Лямина так и останутся единичными, то республики все сильнее будут повисать на экономических костылях, которые дает Россия. Не решив проблемы привлечения внутренних ресурсов для восстановления республик и строительства местных государств, ДНР и ЛНР будут такой же черной дырой, которой была Чечня времен периода "восстановления".
3. Ну а касательно общей критики, то она как и ранее сводится к вопросу о весне 2014 года и имевшихся тогда возможностях. Мнения на этот счет разные, моя позиция тут не меняется - ситуация требовала более решительных мер направленных на демонтаж текущего политического режима на Украине (не обязательно военных), когда для этого существовали благоприятные возможности. Задача демонтажа этого режима актуальна и сейчас. С другой стороны, сейчас уже конец осени 2015 года и толку теперь вздыхать об упущенных возможностях. Цену этого решения мы узнаем в конце войны. Касательно того, что воевать все равно придется - это к гадалке не ходи, фронт под Донецком по прежнему мироточит http://rusnext.ru/news/1448285227. С другой стороны, интенсивность боев может варьироваться в рамках более растянутого сценария связанного с попыткой заморозить войну (хотя бы на время активных операций в Сирии). Но тут проблема в том, что заморозка требует желания обеих сторон конфликта, а США руками хунты уже показали, что при желании они легко могут "прогреть" фронт до состояния, когда даже СМИ занимающиеся "приглушением" конфликта вынуждены обращать внимание на накал обстрелов и боестолкновений. У нас просто за всеми славословиями про многоходовочки забывают, что с той стороны далеко не лохи сидят, как бы пропаганда не пыталась представить противников ничего не понимающими идиотами. Умных людей там хватает и если вполне очевидно диагностируется желание РФ приглушить конфликт на Донбассе и строить там новое Приднестровье, то естественно лицам принимающим решения на стол ложаться планы с предлагаемыми мерами противодействия этой стратегии, где обстрелы городов Донбасс, блокада Крыма, потенциальные провокации связанные с Приднестровьем являются инструментами, которыми США противодействуют российским планам относительно Украины.
Понятное дело, что республики за прошедший год стали сильнее - армия несмотря на имеющиеся проблемы сейчас более похожа на армию, чем осенью 2014 года, когда она представляла из себя конгломерат отрядов ополчения, которые героически "затащили" в Дебальцевском сражении, когда оно уже шло далеко не по плану. Усилилось и государство - если осенью 2014 года, государство в ДНР и ЛНР было в значительной мере фиктивным и представляло из себя своеобразный симулякр, то на сегодня ДНР и ЛНР в значительной степени сформировали широкий комплекс государственных институтов, типичных для непризнанных государств. Разумеется, они полностью зависимы от Москвы ровно в той же степени, как Украина зависит от воли Вашингтона.
Но де-факто, они уже сложились как непризнанные государства (которые Москва хочет противопоставить марионеточному режиму на Украине, а американцы от этого уклоняются, предпочитая сохранять конфликт в парадигме "Россия воюет с Украиной", в то время как Москва настаивает на то, что это война двух политических "субъектов" украинской гражданской войны), хотя до момента их признания могут пройти годы, если не больше (тут многое будет зависеть от дальнейшего хода войны). Понятно, что вся эти деньги, которые заливались в республики, создание армейских корпусов, государственных институтов, базовой экономики - делается не для того, чтобы на все это завтра наплевать и отдать хунте. Это вложение в "новое Приднестровье" или "новую Абхазию" (кому как нравится).
Основная проблема заключается в том, что Кремль в 2014 году признал Порошенко и хунту, но ответной любезности в виде признания ДНР и ЛНР субъектами украинской гражданской войны не дождался, отсюда и жалобы на то, что хунта не хочет считаться с мнением ДНР и ЛНР по тем или иным вопросам. Так и не будут считаться, ибо это было бы столь же очевидной уступкой со стороны США, как являлось уступкой признание Порошенко.
Очевидный тупик минских соглашений (за которые все только за, но которые никак не выполняются) и генеральный курс на заморозку конфликта направлен на то, чтобы попытаться соорудить ситуацию, в которой ДНР и ЛНР могли бы развиваться в рамках замороженного конфликта подобно Приднестровью, Абхазии или Южной Осетии. Противник эти цели вполне ясно понимает, поэтому прекратить стрельбу на Донбассе не получается - противник просто не видит смысла идти на поводу у РФ в реализации подобной стратегии. Поэтому и наблюдается пресловутое "болото" в которое закачиваются немалые средства и которое особо напрягает местных жителей, находящихся в подвешенном состоянии и по сути являющихся заложниками глобального конфликта между США и РФ. Хотели ли они такого сценария весной 2014 года? Конечно нет - тогда все виделось по другому - ждали крымского сценария, ввода войск, создания большой Новороссии. Получилось на выходе несколько по другому - из генеральных задач была решена только задача отрыва Донбасса от Украины.
В этом плане национально-освободительная борьба жителей Донбасса увенчалась успехом - война привела к созданию двух новых непризнанных государств. Но эти государства оказались немного не теми, что ожидали люди, которые выходили на улицы городов. Вместо короткой и решительной революции по образцу Крымской весны, получилась долгая и кровавая борьба, в которой за реализацию тех же целей, которые ставили крымчане, жители ДНР и ЛНР заплатили намного более суровую цену, не достигнув ряда важных целей, вроде избавления от старого украинского чиновничества (часть из них слиняла из республик, а после начала "Минских соглашений" начали активно всплывать на тех же должностях, что и до революции) и ликвидации влияния олигархов (их влияние конечно ослабло, а некоторые и вовсе испарились с Донбасса, но в плане деолигархизации вполне понятно чувство незавершенности). Не приняли их и в Россию, ввиду закрытия проекта Большой Новороссии. В итоге люди оказались внутри сценария построения непризнанных государств в духе Приднестровья, о чем весной 2014 года мало кто задумывался на волне первоначальных успехов Русской Весны.
Касательно перспектив, то на мой взгляд, война на Донбассе далеко не закончена и она вряд ли будет закончена, пока в Киеве сохраняется нынешним режим. Поэтому кровь как лилась, так и будет литься на Донбассе. Может меняться лишь интенсивность кровопролития, но не сам процесс. Это же касается и экономической поддержки со стороны РФ. В рамках текущих подходов сторон к ситуации на Донбассе, было бы странно ожидать глобальных изменений в этом процессе - раз ситуация принципиально не меняется, то и в вопросах войны и экономики все будет оставаться примерно так же, как и сейчас. С учетом абстрактных сроков выполнения "минских соглашений" в 2016-м году, текущая ситуация (если она не будет изменена уступками со стороны США или РФ или же наступлением одной из сторон) будет сохраняться в последующие месяцы к огорчению тех, кто надеялся на то, что все это как-нибудь хорошо или плохо закончится в ближайшее время.
Комментарии (0)
Вы не авторизованы на сайте! Чтобы оставить комментарий вы можете зарегистрироваться в упрощенной форме или войти через соцсети: Вконтакте Мэйл.ру Google Facebook Одноклассники